Факел освещает путь к свободе

Фотография с именами русских, погибших  в Тунисе.

«Факел»  освещает путь к свободе.
Часть первая

90-летию боев  Второй мировой войны в Северной Африке посвящается.

Каждый из погибших союзников  и русских патриотов  своим  личным вкладом приближал Победу над проклятым фашизмом


«Мертвым повезло. Для них все закончилось».
 Из письма  фашистского генерала Роммеля жене 3 ноября 1942 г.
За полгода до разгрома фашистов в Северной Африке
он предчувствовал крах гитлеризма.

23 – 25 октября 1942 г. в Северной Африке развернулось танковое сражение  в районе Эль-Аламейна (Египет). В первом эшелоне 8-й британской армии, командующим которой был назначен генерал Монтгомери, находились три полностью укомплектованных корпуса (10-й, 13-й, 31-й). На передний край северного, средиземноморского, фланга из состава 30-го корпуса выдвинулась 9-я австралийская пехотная дивизия. В ударную группу центрального участка фронта вошли 5-я индийская, 2-я новозеландская и 1-я южно-африканская дивизии из состава 10-го корпуса. Левый фланг занимала 4-я индийская пехотная дивизия. Всего 8-я британская армия имела десять дивизий и четыре отдельных бригады, среди которых, кроме вышеназванных, находились греческая, французская дивизия, польская бригада и др.

Я перечисляю все эти части, чтобы добавить: в  каждой дивизии и бригаде были русские добровольцы.
Теперь вы понимаете, почему я провел столько дней, чтобы восстановить события семидесятилетней давности?
Потому что есть святое для русского человека: никто не забыт, ничто не забыто!
Я расскажу о русских добровольцах, которые громили бошей.
Но сначала…
Сначала  я расскажу о войне, в которой все – англичане, французы, африканцы, арабы, русские, поляки, греки, индийцы, австралийцы, новозеландцы – были братьями по оружию и всех погибших на поле брани  хоронили в братских могилах. И часто вместе с немцами и итальянцами, ставшими врагами…
Смерть примирила всех!
Но сегодня, когда снова летят ракеты и мины, когда гибнут люди в Сирии и Палестине, в других странах, список которых будет очень длинным, я хочу сказать:

Будь проклята Вторая мировая война, развязанная империалистами!
Но не забудем и помянем тех, кто отдал свою жизнь за Победу!
За нашу с вами жизнь и свободу!

Война в Северной Африке

Итак, грянул час, и началась  битва при Эль-Аламейни. Общая численность войск  союзников Советского Союза составляла 230 тыс. чел., танков — 1440, орудий — 2311, самолетов — 1500.  В состав фашистской группировки Роммеля  входили 8 итальянских и 4 немецких дивизий, общая численность личного состава — 80 тыс. чел., танков — 540, ору¬дий — 1219, самолетов — 350.
Сражу подчеркну: фашистская  группировка  так и не получила обещанную Гитлером новую технику. Танки и самоходки, покрашенные в  желтый цвет пустыни,  были отправлены  куда? На русский фронт, как его называли наши союзники.  Под Сталинград, где решалась судьба всего мира. Где тысячи советских солдат и офицеров стойко держали оборону, в то время как советское руководство во главе со Сталиным готовила удар.
И удар был нанесен 19 ноября 1942 года, когда  Советские войска перешли в наступление и….
Не будем забегать вперед. Ведь каждый день тех прошедших времен – это гибель тысяч наших братьев и сестер.  Я повторяю: братьев и сестер, потому что  они погибли нашими ровестниками. Они были молоды, как мы.
Но в отличие от нас, прозябающих в своих эгоистичных заботах, они сражались с фашистами за будущее Человечества.
Мы живы! Они погибли! 
Мы живем, потому что они  заслонили  от пуль наших дедов и отцов, потому что они нам дали возможность жить.
Вернемся в октябрь 1942 года. Началась битва, но не хватило нацистам  и горючего: английские ВВС и ВМФ отправили на дно Средиземного моря танкеры, которые пытались прорваться к ливийским портам.
Восхваляемый западными историками Роммель проиграл битву под  Эль-Аламейном.  Потери немецко-итальянских войск  составили 59 тысяч убитых, раненых или попавших в плен, из них 34 тысячи были немцы.

 «Второй фронт»  был «открыт»  в Африке. Помните об этом!

В начале ноября 1942 года большое количество конвоев, собранных в условиях величайшей секретности в портах Америки и Великобритании, устремились через Атлантику к Африке. Американцы направлялись к порту-городу Касабланке (Марокко), англичане — к Гибралтарскому проливу. Примерно 70000 солдат, наших братьев-союзников  вместе с оружием, техникой и боеприпасами готовились  к высадке.

7 ноября 1942 г. президент  Рузвельт  обратился к «Его Высочеству Сиди Монсефу, паша-бею, Бею Туниса...»  с просьбой пропустить союзников через территорию регентства. Это письмо произвело огромное впечатление во дворце прежде всего тем, что впервые после 1881 г. к монарху обращались как к главе государства. Но получил его фашистский прохвост, французский губернатор  Эстева, к нему оно попало одновременно с письмом  главы профашистского режима в Франции Петэна, который требовал считать американцев «агрессорами». И только через пять дней, дождавшись очередной церемонии «приложения печати», Генеральный резидент вручил оба письма бею. Ответа президент Рузвельт так и не получил.
7 ноября немецкая разведка доложила Гитлеру и другим руководителям вермахта о том, что Сталин  планирует начать наступление под Сталинградом. В это время Донской, Сталинградский и Юго-Западный фронты имели 1,1 миллиона человек, 15 тысяч орудий и минометов, 1400 танков и более 900 самолетов.

Перенесемся в 19 ноября 1942 года. В этот день  советские войска под Сталинградом перешли в контрнаступление  согласно директивам операции "Уран", подписанным Сталиным,  и 4 дня спустя замкнули кольцо окружения вокруг 6-й немецкой армии генерала Фридриха Паулюса. Начался коренной перелом в Великой Отечественной войне в пользу Советского Союза.
И в Отечественной, и в Мировой.
Поймите, русские люди: защищая Отечество, вы защищаете Мир!
Это хорошо знали русские люди семьдесят лет назад!

Вернемся в Северную  Африку. Напомню, что возле Эль-Аламейна в конце октября — начале ноября    1942  года произошло  самое крупное сражение североафриканской кампании. Войска союзников по антигитлеровской коалиции разгромили 80-тысячный германо-итальянский экспедиционный корпус под командованием фельдмаршала Роммеля.  «До Эль-Аламейна у нас не было побед, после него не было поражений» , — сказал позже английский премьер УИНСТОН Черчилль.
Некоторые западные историки сравнивают сражение под Эль-Аламейном со Сталинградской битвой. Но  даже  очевидцы этого сражения подобной точки зрения не разделяли. «Занятые каждодневными перипетиями обстановки в этой войне нескольких дивизий, — записал   корреспондент английской газеты «Дейли Геральд» Д. Остин, — вы забывали, что русские  (под Сталинградом) сражаются с двумя сотнями немецких дивизий. Русский военный корреспондент, посетивший нас, заметил: «Вы ведете маленькую войну, а мы большую». 

«Второй фронт» открыт!

8 ноября 1942 года с 600 кораблей союзников - представьте себе эту армаду! -  последовала высадка десантов в разных точках североафриканского побережья. Были захвачены порты Касабланка, Оран, Алжир.  Фронт высадки составил более 1300 км. Как свидетельствуют документы, союзники проводили операцию быстро, слаженно и не боясь риска. К 1 декабря  в Северной Африке высадилось   13 английских и американских дивизий (253 тысяч  человек).  Французские войска, подчиняясь приказам предателей,  правительству Петена в некоторых местах  оказали сопротивление, но  к вечеру первого дня операции сопротивление французов прекратилось. Только попытки высадить десанты прямо в  портах Орана и Алжира закончились неудачей и гибелью трех из четырех прорвавшихся кораблей. Общие потери союзников за шесть дней высадки - 1083 убитыми, 1068 ранеными и 74 пропавшими без вести. (Самюэль Э. Морисон. Американский ВМФ во второй мировой войне. М,. АСТ, 2003, стр 10-14)
Французы потеряли более трех тысяч солдат и офицеров, которые погибли от огня союзников.
Приказ есть приказ! И французы открыли огонь по союзникам! Но они не знали, что в этот же день, когда они сражались и гибли  за Германию, Германия начала вводить войска в южную часть Франции, находившуюся под правлением предателя Петэна, и оккупировали ее.
Наступили самые черные дни для Франции.
Французы сражалась против французов!
 
Призыв Сент-Экзюпери: «Я ответственен!»

«Я ответствен» должно быть девизом достоинства каждого человека. Это вера в действие. Это сама основа сознания того, что ты живешь».
Сент-Экзюпери

9 ноября, на следующий день после высадки англо-американских войск в Северной Африке  в Канаде и в США  было опубликовано  и прочитано  по радио, в том числе и по лондонскому,  «Послание к французам»  французского патриота  Сент-Экзюпери:
«Франция прежде всего!
Немецкая ночь заволокла всю территорию. Мы могли еще узнать хоть что-нибудь о тех, кого мы любим. Не имея возможности разделить с ними скудную трапезу, мы могли еще высказать им нашу нежность. Мы слышали издалека, что они еще дышат. Теперь невозможно и это. Отныне Франция — это только безмолвие. Она, как корабль, затерялась в ночи, погасив все свои огни. Ее сознание, ее духовная жизнь замкнулись в ее глубинах. Мы не будем знать даже имен заложников, которых завтра расстреляют немцы...» (стр 330)
Вы должны знать, потому что это может повториться и среди россиян. Призыв к единению, с которым Сент-Экзюпери обратился к своим соотечественникам, был вызван обстановкой крайней вражды между представителями различных французских группировок в США. Сент-Экзюпери, не примыкавший ни к одной из них, особенно остро ощущал необходимость единства  французов и понимал, что оно возможно только на основе, поднимающей каждого человека над его личными убеждениями.
«Стоят ли наши споры такой ненависти? — обращался патриот к своим согражданам.— Кто может претендовать на абсолютную правоту? Поле зрения человека ничтожно. Язык — несовершенный инструмент. Любые формулы разбиваются о настоящие проблемы жизни. Мы все сходимся в нашей вере. Все мы хотели спасти Францию. Но оказывается, спасти Францию — это значит спасти ее плоть и ее дух. Чего стоит духовное наследие, если больше не существует наследников? Зачем нужен наследник, если Дух умер?»
Понимая, что  оккупация фашистами  Франции означает ее гибель,  писатель призывает оставить споры на будущее, приводя в пример боевое содружество между Советским Союзом и Англией: «Когда англичане и русские сражаются бок о бок, выяснение своих разногласий, которые достаточно глубоки, они откладывают на будущее».
Я повторю эту мысль француза:  если есть разногласия, то отложим  их на будущее. Сегодня у нас есть враг , и мы должны его уничтожить!
Пусть  сегодня спорят историки, почему к французам обратился именно писатель, а не кто-либо из французских генералов и политиков. 
Но мы восхищаемся человеком, патриотом своей Родины, который в минуту страшной опасности нашел в себе силы и смелость сказать  самые главные слова. 
С надеждой, что когда над Россией нависнет губительная опасность, найдется гражданин, русский Сент-Экзюпери, который  найдет в себе силы и смелость сказать Самые Главные Слова!
Слова, которые мы сегодня не знаем и знать не можем. Есть не пробил час!

Слова французского патриота Сент-Экзюпери  стали «факелом в ночи, спустившейся на Францию».  Они осветили путь для  тысяч французов, которые взялись за оружие, вместе с союзниками разгромили нацизм, спасли плоть и дух  гордой Франции.
Они подтвердили правоту русских патриотов, которые уже в 1939 году поняли, что война Гитлера против Европы – это война против России, родины русских!

О степени раскола среди французов и их душевном состоянии говорит следующий факт.  В 1942 года в США и Франции выходит книга Сент-Экзюпери  «Военный летчик», которая  получила самую широкую известность, какая вообще  возможна в условиях войны. В США книга была воспринята как откровение и оказала огромное влияние на общественное мнение страны, раскрыв глаза честным американцам на фашизм и войну в далекой Европе.
Но не только ублюдки, немецкие оккупанты и петэновские власти,  запретили распространение «Военного летчика». Штаб генерала де Голля, еще одного патриота Франции и это неоспоримо,  тоже запретил эту книгу в Северной Африке: де Голль лично поспособствовал этому, потому что он  не одобрял позицию Сент-Экзюпери.
Писатель спокойно ответил генералу: «Очень странно, что атмосфера грызни может исказить смысл такого простого текста. Я совершенно равнодушен к тому, что алжирские тыловики усматривают в нем какие-то тайные намерения... Есть ли хоть одна строчка в книге, позволяющая думать, будто слова «я ответствен» имеют хоть малейшее отношение к униженному «mea culpa» (моя вина)?
«Я ответствен» должно быть девизом достоинства каждого человека. Это вера в действие. Это сама основа сознания того, что ты живешь».

Снова забежим вперед.
В 1943 в Нью-Йорке  издается еще одна книга Сент-Экзюпери «Письмо заложнику»,  в основе которой все то же  «Послание французам».  Эффект потрясающий!
В 1944 году служба информации в Алжире распространяет текст «Письма» в боевых частях французских войск как само верное оружие, которое принесет свободу Франции. В том же году издательство Галлимара  выпустило его отдельным изданием. Книги писателя становятся оружием против фашизма.
Сент-Экзюпери «к штыку прировнял перо!»
Так призвал  поступать поэтов и писателей в 1926 году Владимир Маяковский.
Кто   повторит сегодня слова Маяковского и  подвиг Сент-Экзюпери?
Он не только пишет книги и выступает с пламенными речами в Америке, громя фашистов. В 1943 году Сент-Экзюпери возвращается из Америки в Северную Африку и вновь становится военным летчиком.   
Если кто спросит, почему и зачем  он стал военным летчиком в военное время, то я ему не подам руки.
Спросить может только подлец! Или человек, который ничего не понимает в этой жизни!

Наступает 31 июля 1944 года. Запомните эту дату! Помяните - каждый год! - французского парня!
В этот день  Сент-Экзюпери вылетает в  свой последний боевой полет.
 Друзья провожают взглядами его самолет-разведчик, который, сделав круг над аэродромом, берет курс на  север, к родной Францию…
Я не знаю, где в этот день была его Любимая женщина.
Но думаю, что она всю жизнь мучилась и страдала, что не  смогла обнять Любимого. Может, он тогда бы вернулся…

Любимый, Единственный, Неповторимый не вернулся.
Но запомните вы, стойкие духом и ответственные за свою семью, свою Родину!  Запомните: Сент -Экзюпери продолжает сражаться  каждой  своей книгой, каждым своим словом.
 «Дерево сопротивления когда-нибудь вырастет из нашей жертвы, как из семени… Французы, объединимся!». 
Это его слова, написанные кровью сердца!
Его призыв услышали французские и русские патриоты!
Его  пророчество сбылось!
Франция победила!
Франция свободна!

(Продолжение следует…)
Н.Сологубовский


Рецензии