Правило

Он проснулся задолго до восхода солнца, поправил оленьи шкуры на спящих внуках, превозмогая боль в ногах, пробрался к очагу и пошевелил тлеющие угли. Отголоски тревожного сна, заставляли сердце биться учащенно. Он протянул озябшие руки к теплу, и глубоко вздохнул. Когда-то все было иначе, были силы и здоровье, была радость от того что жив, но в последнее время, силы стали покидать его, боль в ногах говорила о том что скоро он не сможет ходить и тогда…
***
Он выбрался из чума и полной грудью вдохнул прохладный воздух. Вокруг него во все стороны простиралась тундра. В утренних сумерках, словно призрачные тени, бродили олени. Олени для них были всем, из оленьих шкур строили жилище и шили одежду, их мясом питались, их навозом отапливали жилище, даже детские игрушки делались из оленьих костей. Но олени никогда подолгу не оставались на одном месте, и поэтому приходилось кочевать за ними. Как только пастбища выедались, олени уходили в поисках нового корма, а люди шли за ними.
Он был уже стар и слишком опытен, что бы ни заметить, что олени сегодня уйдут. Он грустно вздохнул. Рядом с чумом лежал тюк со свернутыми шкурами, он подошел и присел на него. Перед его мысленным взором всплыло видение из сна: заснеженная тундра, он стоит совершенно один, к нему приближается Великий Олень. Он гладит Оленя по жёсткой шерсти, поет ему бесхитростную песню о том, как Олень прекрасен и важен, как на своих рогах Он носит Солнце и Луну. Великий Олень фыркает, Его уши вздрагивают, Он внимательно следит за рукой старика, но что-то привлекает Его внимание, Он поворачивает голову и, взглянув старику в глаза, поворачивается и уходит…
- Отец, олени уходят! – сквозь дрему услышал старик.
Он приоткрыл глаза и посмотрел на сына.
- Я знаю! – ответил он.
- Нам нужно сниматься! – сказал сын, и в его глазах мелькнула тревога.
- И об этом я знаю! – ответил отец.
Он смотрел на мужчину, отца троих детей, а видел перед собой озорного мальчишку, которого когда-то давно, подкидывал в воздух и ловил, наслаждаясь заливистым смехом мальчугана.
- Отец, ты себя хорошо чувствуешь? – от беспокойства у сына дрожал голос.
- Хорошо! – ответил отец.
- Тогда вставай, нам нужно собираться! – сказал сын.
Старик попытался встать, но не смог, ноги не слушались.
Он посмотрел на сына, грустно улыбнулся, и сказал:
- Ну, вот сынок и настал этот день!
- Отец не говори так! Ты сможешь! – воскликнул сын, - Ну же давай вставай, пойдем!
- Я бы рад пойти, но ноги не идут! – с грустной улыбкой сказал старик.
- Нет, отец, нет! Ну же, вставай! – он схватил отца за рукав и стал поднимать его, на глазах у него блестели слезы.
- Не надо сынок! Ты ведь взрослый, а ведешь себя, как маленький! Ты прекрасно знаешь, что нужно делать, так будь мужчиной, делай!
Старик увидел, как из-под входного полога чума, на них смотрят внуки.
- Сынок дети смотрят! – сказал старик, и его сын не поворачиваясь, вытер слезы с лица.
- Не печалься сынок, так поступали все наши предки, и мой дед, и мой отец, и я. Теперь пришла твоя очередь!
- Я не могу! – тихо сказал сын.
- А нужно смочь! Нельзя отстать от оленей! Так что вам нужно идти!
- Я не могу! – упрямо повторил сын.
- Ты напоминаешь мне меня! Когда то и я, вот так же стоял перед своим отцом, и упрямо твердил, что я его не брошу! Ты не бросаешь меня, сынок, просто это правило, которому ты должен следовать! И это правило нарушать нельзя!
- Отец, моя мать тоже плохо ходит, но она кочует с нами! Я буду нести тебя! Я не хочу подчиниться этому правилу!
- Твоя мать помогает растить твоих детей! Она нужна, а от меня больше нет никакой пользы! К тому же, если ты будешь меня нести, то потеряешь много сил и не сможешь заботиться о моих внуках, и тогда они погибнут!
Сын стоял с низко опущенной головой. Он знал, что когда-нибудь этот день настанет. Отец был прав, когда старики обессиливали, их просто оставляли умирать в тундре и шли за оленями. Это было правило, жестокое, но необходимое, для того, что бы их род ни прерывался!
- Я принесу тебе еды! – сказал сын.
- Не беспокойся об этом! – ответил старик, - Вам надо спешить, так как олени уже пошли!
Сын ушел. Из чумов вышли все жители стойбища, мужчины, женщины, дети. Начались сборы, чумы разбирали, шкуры складывали и увязывали. Женщины на волокуши укладывали нехитрый скарб. Слышались покрикивания, и лай собак. Сколько раз за свою жизнь, он вот так же собирался, сто? А может быть тысячу?
- Дедушка, а почему ты не собираешься? – подбежав к нему, спросил младший внук.
- Я с вами не пойду! – сказал он.
- Ты остаешься? – спросил внук.
- Да, я остаюсь! – ответил дед.
- А можно я останусь с тобой? – спросил внук и заглянул ему в глаза.
- Нет, со мной остаться нельзя! – ответил он, - Твоя мама будет сильно плакать, если ты останешься со мной! Ты же не хочешь, что бы твоя мама плакала?
- Нет, не хочу! – сказал внук.
- Тогда беги, собирайся! И не забудь помочь маме, а то она забудет твою игрушку, которую я вырезал для тебя из кости! – сказал дед.
- Хорошо, дедушка! – сказал мальчик и улыбнулся, - Дед! – сказал он.
- Что? – спросил дед.
- Я тебя люблю! – и после этих слов он повернулся и побежал к женщинам.
- Я тебя тоже люблю! – прошептал дед.
***
Стойбище уходило все дальше и дальше. А он сидел и смотрел им в след, пока все не скрылось из вида. Рядом с ним лежал узел с едой, но он знал, что он ему не пригодится. Он почувствовал за своей спиной тяжелое дыхание. Он обернулся и увидел, что рядом с ним стоит Великий Олень, а в Его рогах, горит солнце. Олень пониже опустил голову, что бы старик мог обхватить его за шею. Собрав последние силы он забрался на спину Оленя, и тот медленно пошел через бесконечную тундру, унося на своей спине, еще одну законченную жизнь!


Рецензии
Уважаемый автор! Произведение очень понравилось. А вы смотрели фильм "Легенда о горе Нарояма"? Тот же мотив и сюжет похож... Как говориться живём в век постмодерна... Искренне желаю успехов.

Елена Гайдамович   12.12.2012 17:00     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена! "Легенду о Нарояма" не смотрел. Сюжет навеяла "добровольная смерть" которую чукчи практикуют и поныне. Спасибо за высокую оценку!

Николай Ивлев   12.12.2012 18:20   Заявить о нарушении
Сюжет отличный и язык хороший.Ваши произведения действительно заслуживают похвалы (говорю не из лести).

Елена Гайдамович   13.12.2012 01:53   Заявить о нарушении
Спасибо!

Николай Ивлев   14.12.2012 23:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.