Крутой вираж... Введение. Оглавление

Введение (Вместо предисловия)
Период конца пятидесятых – начала шестидесятых годов прошедшего столетия был характерен значительными послаблениями в идеологической жизни Советского Союза. Расширились культурные контакты с Западом. Советские люди стали иметь возможность знакомиться с западным образом жизни. В ряде случаев сравнение было не в нашу пользу. Некоторые представители молодого поколения чутко уловили новые веяния времени. Среди интеллигентных и творческих молодых людей появились люди, которые в истории страны оставили свой след под именем «шестидесятники». Это движение, в целом, не было направлено против социалистического образа жизни, его лозунгом было: расширение свобод во всех сферах жизни.
Появились и «диссиденты» – люди несогласные с официальными идеологическими догмами. Фактически, они бросали вызов руководящей роли Партии. Сами по себе, они не представляли какой либо серьезной угрозы существующему советскому строю. Но их слишком вольные высказывания, преклонение перед Западом оказывали разлагающее влияние на молодежь и в этом смысле вредили пропаганде советского образа жизни.
Советские (партийные) власти пытались с ними бороться привычными репрессивными методами. Тем самым лишь усиливая диссидентство. 

Появились первые перебежчики: туристы, артисты, спортсмены. И что уж совсем для власти противно – военные! Летчики и моряки. Перелеты советских военных летчиков за границу – случаи далеко не единичны (зафиксировано более десятка). 
Все они были объявлены предателями или сумасшедшими. Слово «предательство» – жесткое обвинение, оно не предполагает смягчающих обстоятельств. Предательство – сознательный переход на сторону врага, наносящий ущерб своей стране.
По прошествии времени акценты в оценках людей и их поступков сильно смещаются. Сегодня к артисту балета Нуриеву, шахматисту Спасскому и другим людям искусства, «перебежавшим» на Запад не принято предъявлять подобных обвинений. В то же время, бегство из страны военных офицеров, безусловно, всегда остается  предательством, независимо от исходных мотивов.
Смею предположить, что далеко не все случаи бегства советских офицеров за границу связаны с сознательными действиями, направленными против своей страны (по причине политических убеждений). За всех ручаться не будем. В то же время, большинство из них пытались таким образом решать свои личные проблемы (сознательно идя на смертельный риск. Возможно, поиск смерти и был для некоторых таким решением).
Каждый такой случай имел, как правило, свою человеческую предысторию. Для одних – это глубокий нервный срыв на фоне личных (семейных), бытовых или служебных неурядиц.
Для других – мотивы легкомысленного отношения к жизни, слабые моральные качества, сиюминутный порыв. Лихие ребята, одним словом. Каскадёры по жизни. Или беспредельно увлечённые. Самое подходящее определение для таких: «Всадники без головы».

К последнему варианту может быть отнесён случай с капитаном 3-го ранга Николаем Артамоновым, когда он 7 июля 1959 года бежал в Швецию из польского порта Гдыня, где находился в составе советской эскадры. Артамонов в свои тридцать лет уже командовал одним из эсминцев Балтийского флота и считался весьма перспективным офицером.
Судьба свела его с двадцатидвухлетней полькой-красавицей Евой Гурой (Бланка), и капитан потерял голову. Возможность обретения счастья с любимой затмила капитану всё остальное – чувства долга перед Родиной, перед своей семьёй (в Ленинграде остались его жена и сын).
Артамонов под предлогом рыбалки вышел в море на служебном катере вместе со своей любовницей.
Как показал на следствии моторист катера Илья Попов, Артамонов заставил его следовать в Швецию под угрозой применения оружия. Когда же они прибыли туда, то Артамонов приказал Попову вернуться домой, что тот и сделал. Артамонов и Ева Гура обратились к шведским властям с просьбой о политическом убежище и через считанные дни его получили.
Что тут комментировать? Большая любовь, которую не способны остановить никакие препятствия, никакие границы! Слава всепобеждающей силе любви?!
Казалось бы. Возможно, капитан потерял голову, действительно, из-за любви. Но был бы он хотя бы шахматистом или артистом. А так: как не крути – предательство.

Что было дальше? Артамонов был вывезен в США и завербован американской разведкой. Специальным актом конгресса получил американское гражданство. Работал в разведуправлении Министерства обороны США.
По некоторым сведениям Артамонов погиб в декабре 1975 года при не до конца выясненных обстоятельствах (предпринималась попытка возвратить его в Советский Союз). Вот такая любовь. Личная драма, приведшая к трагедии предательства и гибели.

Самым известным советским летчиком – перебежчиком был старший лейтенант Беленко, который в сентябре 1976 года на «супер» истребителе-перехватчике МиГ-25 перелетел на японский остров Хокайдо. История его жизни и перелёта совершенно не схожа с историей Артамонова. Мотивы же его психологического срыва, приведшие к перелёту, при желании, могут быть достаточно поняты исходя из предшествующих обстоятельств жизни. А также если иметь в виду, что секретный «супер» истребитель МиГ-25, не настолько был и уникален: по летным характеристикам ему не уступал американский разведывательный самолёт SR-71 (против которого МиГ-25, по существу, и создавался). Что касается бортовой электроники, то её советский уровень уже тогда значительно проигрывал  американцам, да и не только им.
Из служебной характеристики Беленко: русский, член КПСС, родился в 1947 году в рабочей семье. С двухлетнего возраста остался без матери - воспитывался у родственников, затем у отца с мачехой. Окончил среднюю школу с серебряной медалью. Занимался в аэроклубе ДОСААФ, затем поступил в Армавирское высшее училище летчиков и окончил его в 1971 году. Стремился летать. Повышать квалификацию. В служебных характеристиках и аттестациях на всем протяжении службы в армии характеризовался положительно. Изменнических настроений не проявлял. Зато проявлял недовольство начальством, которое без веских оснований «зажимало» его служебный рост. На это реагировал болезненно. Был вспыльчив и импульсивен. По всему видно, что к перелету причастны: сложная судьба и непростой характер (собирался разводиться с женой), отношения с начальством, нервный срыв (подчеркнём, что в данном случае автор высказывает своё личное мнение, основанное на изучении лишь открыто опубликованных источников).

Беленко, также как и Артамонов, был заочно приговорен к расстрелу (приговор не реализован).

Когда после побега Беленко в Чугуевку (гарнизон, в котором служил Беленко) нагрянули многочисленные комиссии, высокие проверяющие увидели собственными глазами, в каких непотребных условиях живут летчики-истребители, элита вооруженных сил государства. После этого в гарнизоне началось лихорадочное строительство нормального военного городка – пятиэтажек, детского сада, школы, дома культуры. Выводы делать читателю.

Многое ли изменилось на постсоветском пространстве? Можно вспомнить «Курск» и суетливое лихорадочное обновление условий жизни моряков в гарнизоне «Ведяево» после катастрофы.
Жизнь профессиональных военных в России всегда была сопряжена со скудными условиями быта, досуга и отдыха, с множеством житейских проблем, разрастающихся по ходу службы. Так что причин для возникновения напряженных ситуаций в многограннике: офицер–быт–семья–профессиональная деятельность–отношение с командирами– предостаточно. И стрессовые ситуации – дело обычное. Кто-то находит выход в спиртном. Кто-то ищет другие пути. Отчаявшиеся идут порой на самые крайние меры.

Среди попыток использования боевого самолета для перелёта за рубеж имеются и случаи, когда на такой отчаянный шаг решались люди, не владеющие лётной профессией. Известны около десятка подобных случая. В мае 1973 года авиатехник лейтенант Вронский взлетел на самолете Су-7БМ с авиабазы Гроссенхайн (Группа советских войск в Германии). «Пилот» не имел практических летных навыков, а лишь некоторый опыт работы на лётном тренажере. Поэтому он не решился на посадку самолёта, а сразу после пересечения границы ФРГ катапультировался. Самолет упал на лесной массив у города Брауншвайг.

Еще ранее, весной 60-го года произошёл случай на аэродроме Сарата (Бессарабия), о котором известно, что авиатехник Воробьёв при подготовке самолёта типа МиГ-17 в дежурном звене взлетел в воздух и «скрылся в сторону моря». Этот случай и лёг в основу написания данной повести. Документальная часть повести одним этим эпизодом не ограничивается. Многое, связанное с жизнью лётной части и, главным образом, с «особенностями русской системы технического обслуживания» самолётов почерпнуто из личного опыта автора, служившего в строевых частях в должности авиационного техника и имеющего опыт эксплуатации самолётов типа: МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21.

Герой повести (прототип Воробьева) в полной мере, что называется, «наелся» армейской жизни. Сильный характер до последнего не позволял ему отступать от поставленной цели - стать профессиональным летчиком. Этот же характер привел к решению сойти с «намеченной дистанции», когда он понял, что цель становится недостижимой.
Что привело человека, воспитанного на идеях патриотизма и верности долгу, к роковому смертельно опасному решению? В каких условиях формировалась личность нашего «героя»? Проследить психологическую трансформацию личности – таков авторский замысел.
Наш «герой» в начале жизненного пути и к моменту своего крутого решительного шага – разные люди. По психологическому типу, по восприятию жизни. Собственно, по-видимому, это применимо к любой человеческой истории. Говорят: «человек родом из детства». Наверное. В каком-то смысле. Но с годами человек все в большей степени становится отражением пережитых событий и чувств. Образа жизни и порядка вещей в атмосфере своего существования.










Оглавление
Введение
ЧАСТЬ I
Глава 1. НА ВЗЛЕТ
Глава 2. Покой нам только снится
Глава 3. Со снижением в сторону моря
Глава 4. Начало пути. Начало разочарований
Глава 5. Оперившиеся «соколята»
Глава 6. В авиации как в авиации
Глава 7. Гарнизонное ЧП
Глава 8. Праздничный день
Глава 9  Катастрофа
ЧАСТЬ II
Глава 10. Русские самолеты могут пилотировать даже пьяные механики
Глава 11.Нет, не турист. Но и не враг.
Глава 12.Следы ведут в Стратфорд, штат Коннектикут
Глава 13. Барон Соловьев: Америка – странная страна
Глава 14. Галифакс
Глава 15. Встреча
Глава 16. Радость с горечью пополам
Глава 17. Последняя встреча с куратором
Глава 18. Покушение
Глава 19. Сорок шесть с половиной градусов северной широты

Эпилог

Книгу можно найти в интернет магазинах.


Рецензии
Валерий,
очень хорошо и правильно написали. О людях никогда не думали, мы испокон веков были расходным материалом. Всегда командование, а от него тоже не всё зависело, шло с самого сверха, прикрывалось демагогией. Упирали на долг: "Вы обязаны". Мы-то знали, что обязаны, только, вот, нам никто и ничем не был обязан.
С дружеским приветом,
Владимир

Владимир Врубель   23.11.2012 14:48     Заявить о нарушении
Да, это так до сих пор. Это одтн из главных лейтмотивов

Валерий Каменев   23.11.2012 13:35   Заявить о нарушении
Всё верно, так живут не только военные, а многие простые люди,т.к. государство живёт отдельно от народа и только на словах проявляет "заботу".

Юрий Баженов 2   05.06.2018 11:56   Заявить о нарушении