Поколение D

Откуда такое название – я не спросила. А придумали его дети сами. Хотя какие уже дети? Молодые люди, завтрашние выпускники. Не спросила, и  не спрошу уже – потому что сегодня мало кто из тех, прошлогодних, ходит в студию. Кто в институт готовится, к то к школьным выпускным. Остаётся только угадывать: D – это о чём?

D как «Действие»

Студии телевидения при дзержинском Дворце детского творчества лет совсем немного – второй год всего пошёл. Но если прибавить телевизионный стаж её руководительницы, то возраст получится самый что ни на есть деятельный. Эльвира Печенева на телевидении проработала с 1991-го по 2007-й год, так что с учётом студийных лет скоро можно отмечать 18-летие.
Впрочем, если говорить об Эльвире Печеневой, то деятельность – свойство её натуры. Человек поразительной активности и широчайшего спектра интересов, она год назад пришла к  начальнику управления образования Сергею Майорову и спросила: а нужны ли в городе преподаватели английского языка? Мол, время есть, могла бы преподавать. Майоров от английского отмахнулся – учителей языка хватает. Да и Эльвира Владимировна и для него, и для большинства дзержинцев ассоциируется не с учителем, а с тележурналистом. Вон, сколько лет вещала в эфире сначала первой муниципальной телестудии, а затем – телекомпании «Дзержинск», которая появилась и развернулась при её участии. Потому и предложил: а давай-ка мы откроем студию детского телевидения!
Сказано – сделано. Студию открыли, выделив комнату во Дворце детского творчества. Первых участников студии было немного, одним из первых пришёл Стас Деринов, тогда одиннадцатиклассник.  Он привёл своих друзей и вместе они стали придумывать своё телевидение, начав с названия «Поколение D». Поначалу налегали на теорию, осваивая азы телемастерства. Разбирались, что такое интервью, репортаж, сюжет, как подать информацию, как раскрыть героев. Расправлялись со словесными штампами (умение избегать таковых – признак профессиональной журналистики), подбирая синонимы затёртым выражениям и словам. Ставили голос – речью и интонацией с начинающими репортерами занималась бывший директор школы № 15 Лариса Троицкая. И даже сняли на любительскую камеру Стаса Деринова видео для своего первого маленького сюжета «Арбуз – это значит дружба». С монтажом помогли профессионалы телекомпании «Дзержинск».
Месяца через три появилась возможность заниматься телевидением не только теоретически. Отдел образования закупил для студии профессиональное оборудование: камеру, микрофоны, светотехнику, компьютер для монтажа… Творите! К тому времени в студии остались самые увлечённые. Они и стали творить.

D как «Достижения»

Когда людям интересно – горы сворачивают, чудеса творят! Впрочем, чудесами это считают те, кто наблюдает в сторонке. А тем, кто дело делают, словно Бог помогает – всё складывается вовремя и самым невероятным образом.
Примерно так и получилось у Эльвиры Печеневой и её прошлогодних студийцев. Делали себе сюжеты, вывешивали на общедоступных сайтах, как вдруг им предложили поучаствовать в международном конкурсе детских и юношеских телевизионных студий «Включайся». Участвовать захотелось, но с чем? Не было не то, что готового фильма – идеи не было, о чём снимать.
Идея появилась так: Эльвира  выглянула как-то утром в окно, увидела на снегу надпись «С добрым утром, солнышко!»… и поняла, про что будет фильм. Про любовь. А дальше – мозговой штурм со студийцами и решение, что это будет нескольких новелл о любви: к людям,  животным, детям, родителям, городу. И название придумали: «Я люблю тебя, Дзержинск».
Они сделали этот фильм за какие-то три воскресенья. Сняли три новеллы – о нежных стариках-супругах, об искренних детсадовских рисунках любимой маме, о трогательной первой юношеской любви… Сидели до ночи: снимали, монтировали, озвучивали. Всё сами. Собрали, отправили, попали в число участников и… получили первое место в номинации «Игровой фильм».
С конкурса привезли плазменный телевизор, который отдали Дворцу детского творчества. А дома им предложили эфирное время на телестудии «Дзержинск».

D как «Другие»

Сегодня из тех, прошлогодних студийцев, к Печеневой ходят не все. Трое остались, самые увлечённые. И какие! Например, шестнадцатилетняя Ульяна Петрова, которая может всё – и камеру настроить, и звук выставить, и интервью взять, и отснятое смонтировать. Говорю не с чужих слов – своими глазами видела нынешних студийцев, когда приходила в студию на занятия. Правда, взрослых, как Ульяна, в этом году мало. В основном подростки от десяти лет и преимущественно девчонки. 
«Если честно, я удивляюсь тем детям, которые сегодня ко мне ходят!», – говорит Эльвира. Удивляется их неожиданным вопросам, взгляду, умениям. Ходили в дендрарий, снимали уходящую осень – пробовал каждый. Видео получилось ужасающе хаотичным, а на выходе – нежная зарисовка про умирание и жизнь. Попросила девочку сделать раскадровку 30-секундного отрывка. Та сделала – в учебном режиме! – вполне готовый режиссёрский покадровый план… Но прежде всего она удивляется, что дети к ней ходят! В прошлом году отсев был большой, зато остались самые увлечённые. В этом же отсева пока нет, хотя детей привели родители (помнящие, кто такая Печенева).  А дети пришли и – остались.
Конечно, во многом из-за новизны происходящего – впервые взять в руки микрофон, впервые увидеть себя на экране, круто же! Но вполне возможно, что и потому, что они тут делают дело. По-настоящему. Например, по-настоящему придумали название для своей передачи – сами, устроив мозговой штурм. Сообразили с формой подачи – это уже вместе с Печеневой, с её видением технологий монтажа. Ну, так чтобы не усложнять и не загоняться. Дети ведь! Именно потому, что дети, Эльвира пока отказалась осваивать то самое эфирное время, которое предоставили «Поколению D» на городском телеканале. Им ещё учиться, а у телевидения свой ритм, свои сроки, свой график. Поэтому передачи будут, но – постепенные. И публичность будет. Но пока – в интернете.
Хотя в остальном Эльвира Владимировна скидки на возраст не даёт. Говорит со студийцами, как со взрослыми, о необходимости увидеть интересное вокруг: в людях, в природе, в событиях. И через этот интерес – делиться. Иначе сюжета, передачи, телевидения не будет. А делать пустышки, засоряя эфир… Зачем? Когда я пришла, студийцы как раз готовились к съёмке первого героя передачи, 80-летнего дзержинца, человека хотя и в годах, но весьма активного. Накануне девчонки наговорили в камеру, что будет с ними в 80 лет (я буду жить за городом и воспитывать внуков… я буду сидеть на лавке с любимым дедушкой и грызть семечки… я выкрашу волосы в оранжевый и куплю себе мотоцикл), смотрели на себя в кадре. А я подумала – какие открытия они сделают, поговорив с реальным, живым восьмидесятилетним?
Печенева с ними, к слову, тоже делает свои собственные открытия. Вроде бы, совсем юные ещё – а неожиданно содержательные. Интересные. Разные. Каждый со своей индивидуальностью. Хотя только индивидуальность на телевидении, говорит студийцам Эльвира, на телевидении  не проходит. Это всё-таки коллективное творчество: на эфирную итоговую картинку работает целая команда мастеров.
А они, нынешние «дэшки» и так уже коллектив. Всего за месяц перезнакомились, подружились, обменялись телефонами и адресами. Им же теперь вместе передачу делать! Интересно же.
Здравствуйте! В эфире «Поколение D».

D как «Дзержинск»

«Иногда я думаю: боже, неужели это когда-нибудь закончится?», – говорит Эльвира Печенева, рассказывая о своём вот таком, неожиданном и негаданном, возвращении к телевидению. Говорит, что чувства, которые она переживает, работая с подростками, сродни влюблённости. Которая расцвечивает мир красками, окрыляет… Но ведь проходит же?
Да нет же, не проходит! – не соглашаюсь я. Переходит. Превращается в ровную, светлую любовь. Как у супругов-стариков из первой теленовеллы их первого студийного фильма-призёра.
– «Я люблю тебя, Дзержинск», – это и твои слова? – спрашиваю.
– Вообще-то, это название фильма, – задумывается Эльвира. – А я, скажем так, к Дзержинску неравнодушна. Иногда мне за него стыдно– за обшарпанность домов, за дворы убогие… Но ведь не дома делают Дзержинск. Дзержинск – это люди. Я его люблю где-то там, в глубине души
 Потом ещё Эльвира Печенева добавила, что это как вера в Бога. Веришь, не веришь, – а Бог есть. Так и Дзержинск: любишь – не любишь, а он есть. И ещё сказала, что сама она давно уже не воюет с ветряными мельницами, стремясь переделать мир. Делает то, что может. Например, лестничную площадку убирает. Может ведь?
И студию телевидения вести может, рассказывая подросткам об азах телемастерства и показывая возможности шире взглянуть на мир.
А дальше они уже делают свои открытия. Сами. И о любви, и о людях, и о мире… И о Дзержинске. Родном, знакомом городе, который через видеокамеру способен раскрыться, – прежде всего, для них, – совершенно неожиданной стороной.

Досье
Эльвира Печенева
Родилась и выросла в Дзержинске. Закончила факультет журналистики МГУ в 1985 году.  На дзержинском телевидении работала с первых дней его появления. Сначала на муниципальной студии, затем – в телекомпании «Дзержинск», придя туда со дня основания.
С 2011 года ведёт студию детского телевидения «Поколение D». Студия работает при Дворце детского и юношеского творчества.
В 2011 году, через полгода существования студии, фильм «Я люблю тебя, Дзержинск», снятый «Поколением D» занял I-е место в международном конкурсе детских и юношеских телевизионных студий «Включайся».


Рецензии