Повесть о Люськиной жизни. Часть 5. Эпилог

                5.Мать и дочь.
          Наконец-то ей удалось выкарабкаться, теперь она могла бороться за дочь – ей было, что предложить своей девочке, она могла помочь ей. Но этот последний шаг к почти достигнутой цели оказался самым трудным. Олесе было всего четыре года, когда ее отобрали, помнит ли она свою мать, неизвестно. Все эти годы ее воспитывала бабушка, ненавидевшая Люську, что говорила она девочке о ее матери, как объясняла ее отсутствие, можно лишь догадываться. Возможно, она сказала ребенку, что мама умерла, возможно, сказала, что бросила ее – тут и не скажешь сразу, какая версия для Люськи предпочтительней. А что она наговорила ей о гибели отца?

          Все последние годы Люська при малейшей возможности приходила в знакомый двор, чтобы увидеть дочь хоть краешком глаза, убедиться, что она здорова, что  никто ее не обижает. Она ревниво следила за тем, как одет ребенок, знала весь распорядок ее дня, но ни разу не подошла к ней, наоборот, старалась спрятаться.

          Даже сейчас она никак не могла решиться, просто не представляла, что скажет ей. Невозможно объяснить свое долгое отсутствие, не говоря о свекрови, но как могла она сказать плохо о бабушке, которая воспитывала Олесю, была ей единственным близким человеком. Люська вспоминала себя в этом возрасте и очень боялась навредить девочке. Она вся измаялась, спрашивала совета у всех, но понимала, что решать придется ей самой.

          «Лусия, не придумывай себе причин», - ругался Дедушка. – «Это твоя дочь, ты скажи ей, что любишь ее и всегда любила, просто жизнь так сложилась. Иди, Лусия, иди к дочери».

          И вот она идет через двор своей решительной походкой, плечи расправлены, спина прямая, локти прижаты, голова упрямо наклонена, словно готова боднуть любого, вставшего на ее пути. Страшно, очень страшно, в голове пусто до звона в ушах, все приготовленные слова разлетелись, но она знает – надо просто шагнуть навстречу своему страху.
 
          Что, если дверь откроет свекровь? Но дверь открыла дочь – темноволосая, как Сергей и голубоглазая, как Люська.

          «Здравствуй, Олеся», - выдохнула она.

          «Вы – моя мама, правда?»

          За спиной дочки появилась свекровь, но Люська решительно вошла в квартиру и сказала ей: «Я не уйду, даже не надейтесь, я пришла к своей дочери».

          Сейчас можно было бы написать о встрече матери и дочери, залив слезами всю страницу, но все это будет фальшиво и лживо. Десять лет отчуждения преодолеть совсем не просто, для этого нужно время.

          Очень удивило и озадачило поведение свекрови – она восприняла появление Люськи в их жизни словно с облегчением, хотя отношения своего к ней не изменила, но общению с Олесей не препятствовала, даже согласилась на отъезд Олеси в Россию, но только после окончания школы. Объяснилось ее поведение просто и страшно – у свекрови оказался неоперабельный рак, она слегла сразу после того, как Олеся окончила школу, словно добежала до финиша и упала.

          «Все необходимые документы я оформила, продадите вещи, квартиры и можете ехать», - сказала она Люське. – «Я очень боялась, что после моей смерти Олеся останется совсем одна, теперь я спокойна».

          Разумеется, они никуда не поехали, а остались ухаживать за умирающей женщиной, и были с ней до последней минуты. Свекровь так и не разговаривала с Люськой, лишь перед самой смертью призналась: «Наверное, я виновата перед тобой, но прощения просить не собираюсь – мне теперь ответ держать перед другим судом». Люська просто ответила: «А я давно уже на Вас не обижаюсь, наоборот, я благодарна за то, что вырастили мою дочь».

          После похорон свекрови пришлось еще немного задержаться для улаживания разных формальностей, и вот все хлопоты позади – можно ехать. Олеся нашла по интернету их Крестную, она обещала им помочь с обустройством. Все, что пережили они вместе, помогло им лучше узнать друг друга, сблизило их, но понадобится еще немало времени, чтобы совсем исчез холодок недоверия. Чтобы стать по-настоящему близкими и родными людьми, им предстоит сделать немало шагов навстречу друг другу.

                Эпилог.

          «Внимание, граждане пассажиры, заканчивается посадка в самолет, вылетающий рейсом Худжанд – Москва», - раздалось из динамиков.

          Толпа пассажиров в сопровождении дежурной направилась к стоящему на взлетной полосе самолету. Чуть приотстав от остальных, молодая женщина в пушистом голубом свитере и в джинсах, остановилась и оглянулась на новое  здание из стекла и бетона, из которого они вышли. Этого терминала не было и в помине, когда она прилетела сюда впервые почти двадцать лет тому назад.

          «Прощай, Худжанд, сказочный город, окруженный горами и утопающий в цветах, город, так и не ставший мне родным. Когда-то я думала, что попала в рай, а на самом деле прошла здесь через ад. Я потеряла все, но выжила и смогла вернуть самое главное – свою дочь. Мне нет еще и 40 лет, но за плечами у меня осталась целая жизнь, я возвращаюсь к своим истокам, в Россию, чтобы начать все заново, с чистого листа. Я делаю это ради дочери, которой сейчас столько же лет, сколько было мне, когда я прилетела сюда, и я очень надеюсь, что мне удастся уберечь ее от ошибок, совершенных мною. Нас ждет еще много трудностей, но я знаю, что я очень сильная и смогу помочь своей дочери, тем более нас двое, а значит мы вдвое сильней» - прошептала она.

          «Мама, ты в порядке?» - обняла ее за плечи высокая стройная девушка. – «Ты плачешь? У тебя мокрые глаза».

          «Это просто ветер, все в порядке, доченька», - женщина посмотрела на дочь с нескрываемой гордостью и любовью, и они вместе заторопились по трапу в салон самолета.

          Дежурная по терминалу приветливо помахала им вслед рукой:

          «Удачи вам! Рохи сафед (счастливого пути)!»


Рецензии
Вернула всё-таки Люська себе дочь, и отношения между ними вроде бы наладились, только одного не пойму, зачем они в Россию уехали? Здесь же и город большой (даже аэропорт есть), и работа у Люськи хорошая и жильё. Зачем ехать в Россию, где и жильё дорогое, и гражданства несколько лет ждать, а без него нормальную работу не найдёшь? Вот у нас война идёт, 300 км от линии размежевания, сначала мы с нужем тоже хотели в Россию уехать, а потом подсчитали и поняли, что если мы продадим здесь однокомнатную малосемейку, то в России в большом городе не сможем ничего на эти деньги купить, да ещё и работу не везде найдёшь, могие наши родственники из России ездят на заработки в Москву, потому что в их маленьких городах работы нет никакой. Вот и решили остаться на Украине: не вечно же будет здесь такое положение. Хотя работы практически нет, парни возвращаются после года службы в АТО, не могут найти работу и опять туда идут, уже по контракту.

Милана Масалова   30.05.2016 20:59     Заявить о нарушении
Ради дочери они уехали. Это ведь Азия - перспектив ноль, и в плане образования, и в плане семейного счастья. Институтов - тьма, но уровень подготовки не выдерживает никакой критики, языковый барьер непреодолимый, работы нет и не будет. Семья - в лучшем случае наложницей у богатого наркобарыги... Хотя и в России тоже не сахар. Может, крёстная поможет.
Милана, спасибо большое за комментарии, я словно заново со своей Люськой пообщалась.

Наталья Юренкова   31.05.2016 15:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.