Про начальников и людей

Вы никогда не задумывались, откуда берутся начальники? Нет, не в смысле штатного расписания или кресла доставшегося по наследству. А в смысле отношения к окружающим людям на фоне собственного величия?

Так получилось, что в последнее время я всё чаще наталкиваюсь на определённый образ этой особи. Сами посудите: смотришь новости и даже если  пропущен текст или отключен звук, всё равно понимаешь – это начальник; читаешь что-нибудь тоже безошибочно узнаваемый образ. И неважно олигарх описывается или директор ЖЭКа, сразу ясно – начальник!

А ведь когда-то они все были нормальными людьми. И надо же, такая «беда» приключилась, стал человек начальником.  Даже если он до этого здоровался с окружающими, ходил в ближайший магазин, и день рожденья отмечал в кругу семьи, то после заражения начальственным вирусом куда, что девается.

Согласитесь давным-давно  сложился определённый стереотип того каким должен быть человек обременённый властью.   А именно: высокомерный, грубый, эгоцентричный циник.  Он обязательно должен иметь озадачено угрюмый вид, а как же: вы тут все так гуляете, а он дело делает. Смеяться ему не положено, если только не прогиб перед вышестоящим начальством.  Но, ни в коем случае не с подчинёнными, на, то они  и существуют, чтобы подчиняться, кому? — Правильно  ему, начальнику.

Он утром встал – жене указания дал и в путь, вершить дела и судьбы. Пришёл, ой, что это я, пришёл – разумеется, приехал. Нет,  конечно же, не сам за рулём, для этого васи существуют.  В офис вкатился, там петрович на входе здоровается. Отвечать ему? Нет, хватит и кивка. Неважно, что этот петрович  майор в отставке и три войны прошёл. Он кто? – вахтёр, а значит не начальник, и здороваться с ним не положено.  Дальше по всем правилам – приёмная, вешалка, секретарша.

Эти все милочки. Дуры-дурами и не важно, что с высшим образованием   и знает два языка. Она сюда, зачем поставлена? Правильно, начальнику бумажки в папочке подавать и по пустякам не беспокоить. 

Вот и святая святых – кабинет. Сел, ноги под столом вытянул и руководит. Всё по плану телефон бумажки, совещание; телефон бумажки обсуждение; телефон бумажки раздражение, и так по кругу.   Можно слегка размяться, чтобы кровь по сосудам разогнать. Вызвать пару подчинённых и поорать на них от души. Какая разница, что клавы бухгалтерши и стасики менеджеры ни в чём не виноваты, главное правильно руководить.

Есть, конечно, и другие нагрузки: встречи с партнёрами или  доклады у вышестоящего руководства. Но это звенья другой цепи. Хотя, там-то он здороваться и говорить с уважением не забывает. Значит не совсем навык утрачен,  может, если хочет.

Вечером, обязательный поход налево. И неважно, что киска или зайка с двадцатилетней выдержкой в возрасте. И говорить с ней практически не о чем, её не для этого материально содержат. Она по статусу положена. Но с кисками осечки случаются, тогда, ещё более раздражённый  и  злой  куда? – Правильно домой и на законной второй половине отыграться по полной программе.

Опять же супруга поизносилась за годы совместной жизни, и неважно, что она эти изменения претерпела из-за него любимого, чтобы он в это  заветное креслице свой драгоценный зад вложил. 

И вот как ни крути, получается, что все начальники – существительные, а все остальные —  прилагательные. Как та дверь у Фонвизина, раз она к проёму прикладывается – значит, прилагательное.

Вы спросите: кто меня так из начальников обидел, раз я всё это пишу. Отвечу: никто.  Вот уже лет пять, как я по роду своей деятельности лишена этого «развлечения». Но от этого суть дела  не меняется. За тридцать с лишним лет трудового стажа мне разные начальники попадались. В основном очень похожие на такого вот «гомо-начальникуса». Правда были и исключения из этого правила,  но, на, то они и исключения, что их всего три.

Предвижу резонный вопрос: сама-то в начальниках не была, так откуда знать можешь об их «нелёгкой» доле? Приходилось быть, почему приходилось, потому что всегда тяготила эта ноша.  Основную часть своей жизни зарабатывала на хлеб с маслом в должности инженера-технолога. Но, когда начальник производства  отбывал в отпуск или на больничный, вынуждена была заступать на пост.  Отбывала срок только по необходимости. Вы скажете: подумаешь, начальник цеха, не велика должность. Так-то оно так, но бывает, что даже у бригадиров от этого начальственного вируса башню сносит.

Сейчас какой-нибудь начальник прочтёт эти мои размышления и обидится. Скажет: «А по-другому нельзя, ведь на шею сядут и поедут» Неправда ваша господа начальники, это власть вас так развращает.  И вам это развращение нравится. Всё как у людей страдающих лишним весом: чем больше тортиков употреблять – тем больше их хочется.

Хотела без примеров из жизни обойтись,  не получается. Но только один.

Начальник этот вышколен был ещё в Союзе, и начинал с Комсомола. А значит: всем улыбался, прогиб в спине правильный имел и нужных людей никогда не подводил.  Перестройка с прихватизацией  началась, подсуетился, где надо — и вот он уже директор ОАО.  Ещё немного повертелся и контрольный пакет акций в его сейфе. А как  во вкус вошёл выражения выбирать перестал. Он может и хорошим инженером-хозяйственником был, но человеком оказался неважным. Все вокруг для него были лишь средством достижения поставленной цели. А цель известная – власть и деньги. 

Очень банкеты любил, и там всегда сам руководил процессом. Каждому слово давал, но только для восхваления себя любимого.  Лестью упивался. Думал, что все женщины вокруг его хотят, хотя сам боров — боровом. Кого там хотеть?

Непокорных не терпел, а из остальных верёвки вил с упоением. Увольнял без сожаления. Рассуждал так: если уходит – значит, враг. И, не дай бог, ему узнать, что кто-то из работников с уволенным отношения поддерживает. 

Как-то раз он увидел, что одна сотрудница на улице с уволенной кладовщицей разговаривала. Те, кстати сказать, свежесть морковки в ближайшем ларьке обсуждали. Утром следующего дня «вражескую шпионку» уволили.

Другой «умник»,  вопрос опасный задал, суммой оплаты заказа имел наглость поинтересоваться. И как теперь говорят: «Давай до свидания!»

Третья, «нахалка», в декрет ушла. Через полтора года, по его же просьбе, вышла на работу. И надо же «мерзавка», какая на службе! о своём ребёнке переживать вздумала. Хозяин в кабинет заходит, а она по телефону разговаривает и, не видя его, говорит такую фразу: «Ладно, мам пока, а то у нас директор злющий сегодня, вечером поговорим» До вечера она не доработала.

Ещё раз повторю — это были грамотные много лет проработавшие сотрудники.

А ларчик просто открывался: оказывается, у него под ногами земля горела.  Он решил ОАО в частное предприятие переквалифицировать, а потому шпиономанией  страдал.

Стал-таки, бизнесменом, а принёс ему этот статус счастье или только деньги не знаю. Видеть его, а тем более говорить с ним желания, да и возможности не представилось.

Думаете, он один такой? Да, ничего подобного. По моему глубокому убеждению, большинство (если не все) состоятельные бизнесмены-начальники  люди скажем так – нечистоплотные. Знаете, у нас ведь как, честным путём богатства не добудешь. Если ты, конечно, не Шаляпин и не Плисецкая.   Артистов и вообще людей искусства не беру, там всё иначе.

Сейчас многие возмутятся: ну, как же мол, я вот знаю трёх олигархов, дружен с ними и они кристально честные люди. Может быть, может быть. Но если  копнуть по глубже, то все богатства из экспроприации выросли. А она в те лихие восьмидесятые и девяностые на кровушке замешивалась. Так, что получается, куда не кинь – везде клин, а точнее сказать криминал.

Ну, вот опять, скажет кто-нибудь. Опять вся эта болтология с чистыми и не чистыми. Нет, нет. Я, по сути своей, дамочка аполитичная и  в классовой борьбе ничего не понимаю, а потому рассуждаю чисто по-житейски.  Знаете, вот когда надо кого-то охарактеризовать разные эпитеты приклеивают, типа: этот пьёт,  тот гуляет, третий просто хороший человек, а четвёртый – начальник. И этим всё сказано.

Я вовсе не хочу идеализировать всех подчиненных. Они тоже не ангелы. Но вот какая штука: если среди  служащих народ всякий попадается, не лишенный человеческих признаков. То начальники сплошь мутанты с необратимым процессом  человеко-ненавидения.

Нам же этот образ десятилетиями прививали. Вспомните  из прошлой жизни как наши замечательные актеры (пишу без сарказма)  истово  играли начальников строек и директоров трестов. А нынешние с не меньшим пылом, но в тех, же красках перевоплощаются в олигархов и  бизнесменов.

 Но почему, же третьего не дано? Почему же сидение в кресле человеку сразу липовый аристократизм прививает?  Он уже  выше, он не такой как все те, которые за дверью.

Вот и живём мы по разные стороны дверей.  Активно друг друга презираем. Подчинённые начальников, и наоборот.

А может лучше вспомнить, что все мы по сути своей одинаковы? И у тех, и у других есть мамы и дети. И те и другие одинаково мучаются зубной болью и переживают, теряя близких.
Сидят эти все «замечательные» существительные, смотрят с презрением на «назойливых» прилагательных, а в глазах пустота и один единственный вопрос: «И что вам всем от меня надо?» Да ничего не надо. Просто неприятна вся эта классификация.

Честно говоря, я не знаю ответы на поставленные мной вопросы. Я просто размышляла…    


Рецензии
Угу, это несоответствие должности и внутренних возможностей. Человек обременился огромной ответственностью справиться с которой ему никак не под силу, и он от страха и недалёкости начинает себя вести подобным образом.

Алена Москвитина   06.09.2019 22:11     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.