07 - День сурка

Олег, признаЮ, что был резок, и, возможно, во многом неправ, но создалось впечатление, что спокойные слова ты услышать просто не в состоянии. Словно бы оплеуха способна протрезвить. Возможно, не прав, но как иначе – просто не знаю. Объясни.

Гордыня –> ГорДыня –> Гор Дыня –> Дыня Гор. Дыня гор... Она сладка. Аромат её манит. Поднести её обеими ладонями к лицу, втянуть в себя тонкую песню аромата. Сладкая мякоть, а внутри... пустота с косточками. Не она ли – тема фильма «День сурка»? Ведь я в горах, и мне виднее - я выше сижу. Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит...

«Вспомним очень мудрый американский фильм "День сурка". В нем обыграна как раз эта тема. Главный герой, Фил Конорз обладающий хорошими, но не развившимися задатками, а потому закомплексованный и самоутверждающийся за счет принижения других, получает новую степень свободы. Первым делом он преодолевает различные наложенные социумом табу, пытается дотрахаться, самореализоваться. И лишь после того, как ликвидирует эмоциональную и связанную с ней духовную недоразвитость, становится по-настоящему гармоничной личностью». Из Учебника.

Не желаю обидеть тем, что на «ты», и не для фамильярности это, просто кажется, что так проще. Скажи, в какой фазе этого фильма находишься ТЫ? Только честно. Вслух не обязательно.

В финале. Фил и Рита лежат в постели, обнявшись. Фил целует Риту. Рита с выражением удовольствия на лице (даже слегка так хрюкнув :) ) спрашивает Фила: «Фил, где же ты вчера был? Взял и заснул! :)))». Нет, не претензия, в ней просто радость. Смеётся. «Вчера я очень устал» - отвечает Фил, и задаёт этот волшебный вопрос – «Чем я могу искупить свою вину... сегодня?». «Не волнуйся» - отвечает ему Рита – «Я что-нибудь придумаю». :) Поцелуй.

Они вышли на крыльцо. Перед ними лежала тихая заснеженная улица. «Как красиво!» - удивился Фил. Они взялись за руки, спустились по лесенке на улицу. «Давай здесь и останемся» - говорит ей Фил. Целуются. «И для начала снимем дом» - сообщает Фил. Фил играючи обхватывает Риту, и перекидывает её через заборчик. Рита счастливо смеётся.

Не хочу искать злого, но нужно отметить, что тот герой, который изображён в «Учебнике», на Фила Коннорза в финале совсем не похож. Гораздо больше он похож на Фила Коннорза, «закомплексованного и самоутверждающегося за счет принижения других, получающего новую степень свободы». А возможности здесь безграничны. И Сидящий На Горе видит их на-а-амного лучше, чем те, кто живёт внизу. Ведь какой отсюда обзор! Поэтому! Я лучше знаю как для вас лучше. Но когда стремление к идее перевешивает подход «пусть всем будет хорошо», метод превращается в палку! А палкой в рай никого не загонишь. Неразумную овцу берут на плечи. Если бить её палкой, она просто убежит.

Не знаю. В этом фильме преображение героя мне видится как отказ от гордыни. Вначале – он жаждет известности на телеканале. В процессе – он изучает всевозможные подходы к Рите, но что бы он ни делал, его поступки холодны как лёд, из которого бензопилой вырезан ангел. В конце – он перестаёт говорить «Я!», и, наверное, впервые взаправдашне смотрит что же в душе у Риты.

Гордыня – это словно бы заслонка, которая мешает видеть реальный мир. Человеку в гордыне виден один лишь слон, видна одна лишь идея. Он смотрит на себя. Смотрит на себя в зеркале, - и видит в нём зажжённую свечу. Свечу света истины. Это картина Иеронима Босха. При этом к миру - он поворачивается затылком. Но затылок этот – белее снега. И то, что подол задрался – а одежда под ним грязна – в том зеркале, что на шкафу, просто не видно. Но кто это зеркало так любезно на шкаф повесил?

Наверное, это трудно - принять мысль, что ум – это не венец жизни. Но кроме ума есть ещё и разум. Разум – это то же самое, что и ум, но только тогда, когда он работает не на идею, а на гармонию, причём делает это по-простому, просто чтобы всем было хорошо. Палка же гармонию разрушает. Есть давняя, наверное, в чём-то обидная пословица: «Ум за разум зашёл». Она как раз о тех случаях, когда ум становится важнее разума. И положение Сидящего На Горе – тому причиной. Не в том, что Некто сидит на горе, скорее в том, что он этим любуется, в том, что ему это нравится, и он хочет там сидеть. Но как только кто-то садится сверху, кто-то оказывается снизу. И тот, кто сверху, начинает лучше знать. Лучше знать что нужно тем, кто находится снизу. И само это состояние автоматически насилует свободный выбор тех, кто внизу. А кто любит, когда его свободный выбор насилуют?

Да, возможно, я в положении человека, у которого в глазу бревно, но который, при этом, пытается вытащить из чужого глаза соломинку. Я не знаю. Просто трудно пройти мимо. Теория нездорова, Олег. Не знаю как ты, но быть родителем большевизма я бы, например, не хотел. Грустно за тех детей, которым придётся это расхлёбывать.


Рецензии