Прилагательные - 1 плюс 1 плюс 1 равно 0

Душа прозы – в глаголе.
Сразу за глаголом по значимости следует существительное.
Дальше в списке идет прилагательное.
Все литераторы, от Вольтера до Стивена Кинга, единодушно предостерегают об опасности злоупотребления этой симпатичной частью речи.
      
       “Прилагательное часто становится злейшим врагом существительного” (Вольтер)

       “Меня так же учили не доверять прилагательным, как впоследствии я сам научился не               
       доверять некоторым людям в определенных ситуациях” (Эрнест Хемингуэй)

       “Прилагательное – банановая кожура других частей речи” (Клифтон Фадиман,
       американский писатель, критик и издатель)

       “Ловите прилагательные и убивайте их. Нет, я не имею в виду всех до одного, но
       убейте большинство – тогда те, что останутся, будут ценны. Прилагательные
       ослабляют прозу, если стоят близко друг к другу. И они придают прозе силу, когда
       стоят далеко” (Марк Твен)

       “Дорога в ад вымощена прилагательными” (Стивен Кинг)

       “[Прилагательное] – та часть речи, за которую первую ухватываются и потом вконец
       заезживают новички и второразрядные писатели” (Дж. И. Родейл, американский
       драматург и издатель)

       “Избегайте лишние слова, избегайте прилагательное, которое не раскрывало бы чего-
       нибудь” (Эзра Паунд)

       “Еще не создано такое прилагательное, которое могло бы вытащить из
       затруднительного положения слабое или неточное существительное” (Э.Б. Уайт)

С другой стороны, если текст будет состоять только из глаголов и существительных, он будет выглядеть стерильным. Конечно же, в нем должно быть место и для прилагательного, и для описания, но обращаться с ними следует очень осторожно.

Рассмотрим следующие три параграфа.

ПРИМЕР 1: Сочинение в средней школе
      
       Джон, парень с каштановыми волосами и карими глазами, ростом метр шестьдесят и       
       упитанный, медленно шел по улице. Он шел на свидание с Мэри, его рыжеволосой
       пышной девушкой, которая спокойно сидела на цементных ступеньках ее красного       
       кирпичного дома.
       (9 прилагательных, два наречия)

ПРИМЕР 2: Только факты

       Джон шел по улице. Он шел на свидание со своей подругой Мэри, сидевшей на
       ступеньках дома.

ПРИМЕР 3: Хорошая описательная проза

       Джон брел по улице, ветер ерошил его каштановые волосы. Его щеки вспарили в       
       улыбке, когда он увидел Марию на ступеньках ее дома. Она тряхнула пылающей гривой,
       и Джон втянул живот, в который раз поражаясь, что это прекрасное создание – его
       девушка.
       (3 прилагательных, 0 наречий)

В Примере 1 для описания сцены используются прилагательные и наречия. Читатель узнает, что у Джона каштановые волосы, карие глаза, он упитанный и т.п. Кто-то может считать, что таким образом нарисована ясная картина для читателя. На самом же деле, здесь дается слишком много ненужных деталей. Имеет ли какое-то значение для данной истории, что волосы Джона каштановые, а глаза - карие?

В Примере 2 лишь констатируется то, что происходит, и больше ничего. Здесь ничего не делается, чтобы вовлечь читателя, дать представление об образах или возбудить интерес к дальнейшим событиям. Этот отрывок скучный.

Пример 3 показывает, как можно создать реалистическую сцену, заменив прилагательные и наречия более сильными глаголами и существительными. Этот параграф дает информацию о том, что у Джона каштановые волосы и он полноватый, но это делается таким образом, чтобы вовлечь читателя. Многие мужчины, не работающие над своей талией, поймут и будут симпатизировать Джону, который втягивает живот перед тем, как встретиться с девушкой.
Самое важное отличие этого последнего параграфа в том, что он не только передает действия или физические характеристики образов, но и показывает нам скрывающиеся за действиями эмоции и намерения.

Прилагательные имеют стадную природу – им свойственно нагромождаться. Нагромождение прилагательных – это серьезный недостаток в художественной прозе, которого следует избегать любой ценой.
      
Приводя в порядок первый черновик, выявляй в тексте существительные, которые ты определил двумя и более прилагательными. В каждом случае выбери самое сильное – то, которое наилучшим образом передает картинку, которую ты хочешь изобразить, и убери все остальные. По мере возможности заменяй прилагательные сильными глаголами и существительными.
Избегай так называемых «ленивых» прилагательных:
       прекрасный
       замечательный
       красивый
       милый
       ужасный
       глупый
       приятный
       неприятный
       противный
       и т.п.
В редакционных кругах ходит анекдот о прилагательных, который рассказывается в уравнениях:
       1 = 1
       1 + 1 = 0,5
       1 + 1 + 1 = 0


Рецензии
Всё так, уважаемый коллега, всё так)))))
Правила для того и создаются, чтобы сделать нашу жизнь логичнее и правильнее. Правила в литературе не исключение. Не самые глупые люди их писали.
Однако, как скучна и до безобразия безлика была бы наша жизнь, подчини мы её этим самым правилам.
Иное произведение так и слепит своими повторами, длиннотами, изобилиями прилагательных и притяжательных местоимений, а не оторвешбся. Хотя нарушение законов писания там на каждом шагу. Видимо, любой текст, как и человек, имеет свою харизму.
И коль есть эта самая харизма, то никому и в голову не прийдет считать прилагательные (глаголы, местоимения и т.п.) и расчитывать формулы. Просто потому что... (см.выше).
Но читать было интересно.
С уважанием

Ольга Клионская   24.11.2012 20:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Ольга, за Ваш комментарий.
Вы совершенно правы.
Я процитирую также то, что я написал во "Введении" для моего "Ликбеза":

"Американцы исходят из того, что Пушкиным или Хемингуэем и др. писателем подобного уровня может быть не каждый, но вместе с тем, практически каждый человек, при соответствующем обучении, может писать коммерчески успешные произведения. Именно эта цель - коммерческий успех - красной нитью пронизывает многочисленные обучающие статьи, тренинги и т.п. Другими словами: "хочешь, чтобы твои произведения стали продаваемым товаром - делай, как мы советуем".
Американцы всегда повторяют: "Правила созданы для того, чтобы их нарушать". "Если писать по правилам, то лучшие романы писал бы компьютер".

Но, я думаю, Вы не будете спорить со мной, что для всех, - независимо от степени таланта, - правила лучше знать, чем не знать.
Кстати, если мы зайдем в любой книжный магазин, то т.н. "харизматическая" литература будет скромненько занимать пол-полочки, в то время, как основное пространство будет ломиться от антихудожественных Донцовой, Устиновой, Бушкова и десятков других.

Сабир Сабуров   25.11.2012 13:20   Заявить о нарушении
Странно, но по мне второй отрывок лучше третьего))
Люблю когда все по делу, без лишней "описательности" 19 века)
Может я один такой?)

Джон Фор Эвер   20.12.2014 18:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.