Читая по глазам

Они были молоды и красивы. Как порознь, так и вместе. Её красоте завидовали другие девушки, её красотой соблазнялись все юноши, хоть она и не считала себя такой уж красавицей. С молодым человеком, таким, как у неё, мечтали быть все её подруги, да и не только они, незнакомки тоже. Идя под руку, друг с другом, эта молодая и очаровательная пара разбивала сердца окружающим, в кои незаметно вселялся если не бес похоти, то бес зависти. Юноши хотели её, хотели быть с ней; девушки хотели его, хотели быть с ним, хоть у многих уже и была пара. Однако были и те многие, кто радовались за эту прекрасную пару и ощущали даже, что сами становились счастливее от этого. Просто представьте, что вы со своей возлюбленной или возлюбленным прогуливаетесь в послеполуденное время по аллее, под кронами шуршащих, подёрнутых ранней осенью листьев, и вам навстречу идут девушки и юноши, кто в паре, кто без, и их взор зачарованно направлен на вас, а глаза блестят той чёрной магией бесов, под действием которой можно навсегда потерять чувство, часто называемое любовью, либо же блестят нескрываемой радостью за вас. Однако неверно всё же говорить, что они прогуливались. Так было лишь для тех, кто не знал их истинной цели или не мог догадаться, куда они направляются.

Да… Молодые и красивые. Изумительная пара, которая, сама того не ведая, могла подсыпать соль в отношения некоторых других пар, где царит «любовь» и даже разрушить их, или же скрепить ещё больше, ибо многие искренне радовались. Но всё же, неужто ли наша пара чем-то так отличалась от множества других? Неужели она была такая необычная? Да нет, ничего такого особенного. Обычная девушка, в бежевой, до колен, юбке, на каблуках, в белой сорочке; брюнетка с вьющимися, волнами спадающими на хрупкие плечи волосами; с карими глазами и выразительным, строгим, добродушным, слегка простоватым взглядом, чуть отдающим лёгкой грустью; с прямым носиком, немного пухленькими губками и с лёгким румянцем на щеках. Обычный молодой человек, в чёрных, тщательно выглаженных брюках, в блестящих лакированных туфлях, в в чёрном пиджаке, за которым виднелась белая рубашка, с расстёгнутой верхней пуговицей; шатен, с модельной стрижкой, высоким лбом и умными карими глазами; слегка курносый, с мужественным лицом и тонкими губами. Оба гордые, но без гордыни, и достойно держащиеся в обществе, которое, видимо, может смотреть на них, как на нечто необычное. Что же в них такого особенного? Они красивы, да, они изумительны, да, но и вокруг них большинство людей такие же. Может, из-за того, как они одеты? Нет, вряд ли. Конечно, очень приятно смотреть, но это не есть необычно, да и не только они так выглядят. Они обычные. Они не стремятся выделиться среди других. Они просто счастливы.
Но пусть на них смотрят, пусть им завидуют, пусть ими восхищаются и пусть радуются, мы не будем обращать на это внимания, так же, как это делает избранная пара. Мы тихо последуем за ними, по тропе, проложенной их чувствами друг к другу, чтобы порадоваться за них и пожелать им долгой и счастливой жизни вместе, ибо они сейчас идут в собор, чтобы связать себя священными узами брака и получить благословение святого отца после полутора лет свиданий, страстей, признаний и совместного проживания.

Собор находится сразу после аллеи, по которой до нашей пары прошли не один десяток других. Мы видим строение из белого камня, состоящее как бы из трёх частей. Первая часть, нижняя и самая широкая, с тремя дверьми, по левую сторону, по правую и по центру, полукруглыми по верху. Над центральной дверью, являющейся немного более широкой, чем боковые, выделаны три окна, центральное из которых самое большое. Выше расположена вторая часть, поменьше первой, как будто второй этаж, с тремя огромными, почти с боковую дверь размером, окнами, точно над центральным из которых находится фреска круглой формы, изображающая лицо Иисуса на фоне креста. Наконец, завершает собор последняя, третья часть – возвышающиеся к чистому голубому небу четыре купола, увенчанные главами с крестами и блистающие будто золотом в лучах солнца. В стороне, чуть поодаль от собора и ближе к нам находится колокольня. Хотя вряд ли можно назвать её именно так. Это не строение, а сооружение, представляющее из себя несколько скреплённых в виде куба крепких палок или брёвен, довольно тонких; на верхних боковых висят несколько колоколов разных размеров. Но всё же будем называть это сооружение колокольней.

Наша пара подходит к центральному входу. Тут она останавливается, и мы вместе с ней. Молодой человек и девушка крестятся три раза с поклоном после каждого, то закрывая, то открывая глаза, после чего молодой человек открывает дверь и пропускает девушку вперёд. Переступая через порог, следует за ней. Дверь закрывается.

Прямо перед собой мы видим ещё одну дверь, которая открывает вход непосредственно во внутреннюю, среднюю часть собора – храм. Но сейчас мы находимся в притворе – первой части внутреннего строения. Это помещение напоминает лавку, где торгуют разными безделушками. На самом деле это, конечно, церковная, молитвенная и прочая освящённая утварь: различные свечи, иконы, распятия, серебряные столовые приборы и другие вещи. Здесь же уместился маленький книжный магазинчик, но для того небольшого объёма, который он занимает, книг довольно много: библии, биографии, таинства, предания, художественная литература. Естественно, всё в едином огромном направлении – православие. В самих столах видны вырезанные узкие щели – проёмы для пожертвований. Наша пара не прошла равнодушно мимо и пожертвовала какую-то сумму в один из этих проёмов.

После этого молодой человек открывает следующую и последнюю дверь. Порог высокий, и они (и мы вместе с ними) проходим, аккуратно поднимая ноги, чтобы не споткнуться. Дверь закрывается.

Они внутри. И мы тоже. Крестимся, как на входе.

Людей сегодня мало. Как в том помещении, через которое пара прошла, так и здесь, где она сейчас. Это, пожалуй, первое, что бросается в глаза. Второе, только, скорее, слышится, а не бросается в глаза, – тишина. Необычайно тихо. И спокойно, следует добавить. Слышны разве что редкие шорканья обуви да негромкие молитвы, а то и вовсе неслышимые. Храм есть великое святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог, поэтому мы, как и остальные, держимся тихо и благоговейно. Окидываем взглядом внутреннее убранство. Пол как зеркало. Сияет блеском и чистотой, отражая всех прихожан, прямоугольные колонны, стены, гравюры и, конечно же, влюблённых. Посмотрев выше, мы видим огромную люстру с таким же великим количеством лампочек-свеч, висящую точно под самым высоким куполом, над аналоем, и посередине храма, где мы сейчас находимся. Он настолько просторен, даже, кажется, слишком – так далеко друг от друга находятся пол и купол. А прямо перед нами такой же огромный иконостас, с несколькими рядами икон и тремя вратами, который отделён от основного помещения тремя, в несколько ступенек, лестницами, каждая к своим вратам – левым, правым и царским.

Атмосфера света и чистоты, дополняющая своё величие ликами святых и самого Иисуса будто отражает в душу память происшедших здесь таинств: крещения и миропомазания, покаяния и причащения, священства, брака, елеосвящения. Но в представлении, желании, предвкушении влюблённых мы видим только одно таинство – брак. Как они стоят пред аналоем, на котором находятся Крест и Евангелие, он – по правую сторону, она – по левую, и священник трижды благословляет их зажжёнными свечами и даёт им в руки эти свечи, как знаки супружеской любви, благословенной Господом. Как после молений к Богу о даровании всяких благ и милостей обручаемым и чтобы Он благословил их обручение, соединил и сохранил их в мире и единомыслии, священник благословляет и трижды обручает их заранее положенными на престол для освящения кольцами, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Как он и она принимают эти кольца, как священный залог и знак нерушимости того супружеского союза, в который они хотят вступить. Как после обручения следует венчание, при этом священник молит Господа благословить брак и ниспослать на вступающих в него Свою небесную благодать. Как он возлагает на них венцы как видимый знак этой благодати, а потом трижды благословляет их обоих вместе, произнося: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я!». Как он и она пьют вино из одной подаваемой им чаши в знак того, что с этих пор они должны жить единодушно, деля вместе радость и горе. Как он и она совершают троекратное хождение их вслед за священником вокруг аналоя, что служит знаком духовной радости и торжества. Как потом они целуют и принимают иконы, что даёт им священник. И потом: они – самые счастливые в мире...

И они идут к святому отцу. Мы тихо идём вместе с ними.

Они подходят к нему, и мы слышим, как они просят благословить их и сочетать браком. После наступает совершенная тишина – святой отец не отвечает сразу. Вместо этого он поднимает глаза свои вверх и о чём-то молит. Никто не слышит, о чём. Влюблённые терпеливо ждут, потому что они знают, верят – это за них. Молит недолго. А после его взгляд направляется на жениха, который в это время смотрит на свою невесту, и святой отец задаёт вопрос:

– Сын мой, ты любишь её?

И через секунду мы всё понимаем.

Парень ответил не сразу. Но сразу ответили его глаза. Его первая реакция.

В горе и радости, в болезни и здравии; что бы с ней ни случилось, будет ли она прекрасна, какая есть сейчас, или же красота отступит, как может быть в будущем… Доли секунды определили дальнейшую судьбу пары.

– Да, – отвечает юноша, со счастливой улыбкой смотря на свою избранницу, которая не менее счастлива, слыша этот ответ, веря только в этот ответ.

«Помоги им, Господи» – едва слышно взмаливается святой отец. Парень и девушка этого не слышат. Они слышат другое.

– Я не стану вас благословлять и сочетать браком.

Словно молотом по ушам!

Пока юноша с девушкой пытаются опомниться от такого ответа, цепляясь за мельчайшую капельку надежды, что им послышалось или же святой отец что-то не так понял, священник продолжает:

– Я буду вас ждать через год. Если через год вы ещё будете вместе и захотите сочетаться браком, приходите ко мне, и я не скажу ни слова, ни о чём не буду спрашивать, я сразу благословлю вас и сочетаю. Да поможет вам Бог, дети мои.

И служитель Господа удаляется, оставаясь непреклонным перед их уговорами и возмущениями (но сдержанными в святом месте), с горечью, но с надеждой думая об этой молодой и красивой паре. Их мельчайшая капелька надежды испаряется.

Даже в таких обстоятельствах они (и мы тоже) не забываем трижды перекреститься и поклониться. На улице мы видим уже другую пару – у девушки на глазах слёзы, а парень мрачен.

Но они не пытаются пойти к другому священнику. Ни разу.

«Сын мой, ты любишь её?»
И через секунду мы всё понимаем.
Меньше, чем через год понимает и наша пара.

По прошествии года, в послеобеденное время мы вновь следуем за знакомыми нам молодым человеком и девушкой. Они молоды и красивы, они счастливы, как и год назад. Изумительная пара. И вновь мы видим завистливые, восхищённые, радостные взгляды, и вновь мы не обращаем на это внимания, так же, как это делает наша пара. Мы тихо следуем за ними вдоль аллеи к собору, как и тогда, год назад.

Собор не изменился. Такие же белые стены и золотые купола с крестами на них, та же колокольня рядом. Парень и девушка подходят к центральному входу, крестятся, кланяются и входят. Они направляются к святому отцу, который уже их ждёт.

– Добрый день, святой отец, – почтенно кланяются молодой человек и девушка.
– Добрый день, дети мои, – с доброй улыбкой произносит священник. – Я ждал вас.
– Значит, вы нас помните? – удивлённо, но не слишком, спрашивает юноша.
– Конечно, помню, – так же добродушно улыбаясь, отвечает святой отец. – Год – это не такой уж и большой срок.

Он внимательно смотрит на них и видит счастье и радость в их улыбках, в их глазах. Но есть что-то ещё, кроме этого. Священник понимает – благодарность. И он спрашивает:

– Вы ещё вместе?

Юноша и девушка переглядываются, а после, не в силах сдержать улыбки, смотрят на священника. Молодой человек берёт девушку за руку и отвечает:

– Да, святой отец, мы вместе. Как люди, которым приятно провести друг с другом время, пообщаться.

Священник немного приподнимает левую бровь, чуть подавшись головой вперёд, выражая таким образом лёгкое волнение и немного удивление. Улыбки нет, но лицо спокойное и доброе.

– Но мы не вместе как возлюбленные, – добавляет девушка.

– И мы пришли сегодня, год спустя, чтобы выразить вам свою благодарность. Если бы не вы, мы не были бы так счастливы, потому что я нашёл свою настоящую любовь.

– А я нашла свою.

Их глаза сияют не только от счастья и благодарности, но и от слёз, вызванных этими чувствами, что своим блеском озаряют храм Господень.

Священник медленно переводит взгляд с юноши на девушку и обратно. После чего на его лице появляется улыбка искренней радости.

– Господь направил вас на путь истинный, и вы прозрели. Не благодарите меня, но благодарите Господа нашего.

– Да, святой отец. И они склоняют головы в молитве благодарности.

Потом священник просит их подойти к нему. С благоговением молодой человек и девушка принимают благословение, после целуя руку, их благословляющую, – как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

– До свидания, святой отец, – прощаются юноша и девушка.
– До свидания, дети мои. Господь с вами, идите с миром, – отвечает священник, с радостью и нежностью смотря на них, им вслед. «Господь с вами».

На выходе они перекрещиваются и кланяются три раза. Мы вместе с ними. После некоторое время они идут молча, просто наслаждаясь тем счастьем, что бьётся внутри них. Через несколько минут молодой человек останавливается и поворачивается к девушке. Слегка задумчиво он произносит:
– Знаешь, я тут подумал… Короткая пауза.
– Что? – мягко спросила девушка.
– Любовь не слепа. Иначе это не любовь.
В ответ девушка кивает и ласково и понимающе улыбается.

И взявшись за руки, они вместе идут по аллее, молодые и красивые, изумительная пара, вызывающая зависть и радость в глазах других пар и тех, у кого пары нет, вызывающая восхищение и умиление. Способная даже только одним своим видом подсыпать соль в отношения некоторых других пар, где царит «любовь», и даже разрушить их, или же скрепить ещё больше.

Мы не будем следовать за ними. Мы просто порадуемся и искренне пожелаем им долгой и счастливой жизни. Они пройдут ещё немного вместе, а потом разойдутся по домам, каждый к своей любви. Той самой, которая читается по глазам, а не просто выражается словами. Той самой, которая должна быть между мужчиной и женщиной, желающими связать себя друг с другом священными узами брака.

18.11.2011


Рецензии