Русская выставка в Лондоне

  Искусство идеологии, или «всё на продажу».
                (О русской выставке в Лондоне)


Эпиграф: «Сегодня, художник - это социальный статус, а не профессия»

Я был в "Сатчи—галлери" первый раз. Мы с женой приехали туда на автобусе, по дороге любуясь в окно на витрины больших модных магазинов, оформленных к Новому Году. Особенно понравился дизайн в большом магазине на Найтсбридж. Витрины, сияющие блестящими красками и искусной подсветкой, выглядели как шкатулки с драгоценностями. Да наверное так и задумывались декораторами.

Выйдя из автобуса, попали под моросящий дождь, и, торопясь, зашагали в сторону галереи. Перед входом толпились люди и проверяли пригласительные. Войдя внутрь мы были оглушены шумным говором толпы, стоявшей в зале, слева от входа. Казалось, весь артистический Лондон был здесь. Я немного растерялся, не ожидая такого многолюдья на выставке российских художников и начал спрашивать, где эта экспозиция размещена. На меня смотрели не понимая. Только чуть позже, я понял что вся большая галерея, - это и есть российская выставка!

Но обо всём по-порядку. Протискиваясь к большим фото с татуированными мужчинами, я по пути взял с подноса бокал с шампанским — было официальное открытие выставки - и отхлёбывая небольшими глотками, во все глаза смотрел на «искусство» российской уголовной татуировки, которое демонстрировали на постановочных фото, немного смущённые зэки-модели.

Татуировки интересные, с голыми девушками, ангелами и надписями вроде «не забуду мать родную». На одной фотографии было крупно показано лицо с закрытыми глазами, а на веках виднелась надпись, «не спи».

Эти фото вполне соответствовали сегодняшней европейской моде — часто на руках спинах и груди можно увидеть на пляже, даже у девушек, разного рода фривольные картинки в виде бабочек, орнаментов и даже кокетливых мышек, которые видны на филейных частях тела и при ходьбе забавно прячутся в потайные промежутки. Таков сегодня культовый тренд: «назад, к пра-человеку». Вырождение и утрата профессионализма заметна и в других искусствах, но особенно это бросается в глаза у художников — полная деградация профессии и попытка через идеологию привлечь внимание и продать, главное продать, такое «творчество».
Ну, а в России уголовники давно освоили этот язык символов и нынешние русские "художники" с энтузиазмом эксплуатируют эту тему...

Но большинство зрителей в галерее фото эти не смотрели а просто стояли с бокалами в руках и разговаривали. Через время я начал различать и русскую речь и потому стал спрашивать мнение некоторых знакомых и незнакомых посетителей о выставке.

Для русскоязычной диаспоры эта выставка была большим событием культурной жизни. Но и для англичан, не избалованных таким откровенным показом ничтожества и бытовых обстоятельств жизни дна российского общества, экспозиция тоже было «зеркалом», в которое страшно, но хочется заглянуть, чтобы увидеть своё будущее. В определённом смысле это всё выглядело как пощёчина буржуазному общественному вкусу, хотя совсем не это наверное задумывалось организаторами. Такое «самораздевание» и откровенное издевательство над образом страны в которой вы родились и живёте обусловлено сегодняшней идеологией «продажности», то есть желания идти в сторону того, что требует мода. А идеологическая мода сегодня требует шельмование России во всех смыслах и, прежде всего, в идеологическом. Этим, наверное, обусловлено самое коренное направление в российской идеологической эстетике — «чернуха». Чернуха присутствует во всех жанрах, начиная от кино, театра и заканчивая литературой и даже музыкой. Вспомните пьесы и фильмы Сигарева или военные кинополотна Михалкова, или даже постановку Бориса Годунова в Мариинском театре. Всюду испитые лица, серые зэковские бушлаты, грязь, матерщина, цинизм и скотский разврат.

И это всё вываливают на западного зрителя, в надежде что это «искусство» оценят, прежде всего, с идеологической стороны, а потом уже купят и будут выставлять у себя, показывая, до чего людей довели большевики и соцреализм.

Есть среди российской образованщины такой миф, что на Западе любят видеть Россию грязной, заплёванной и дурно пахнущей, как следствие крушения социалистической идеи. Это своеобразное, спонтанное лакейство, очень распространено в кругу либеральных российских образованцев и прозападного чиновничества, которые стараются делать деньги на всём, что может продаваться. Но на Западе, на самом деле, это никому не нужно. А нужно здешним идеологическим работникам пера и пропаганды, которые, указывая пальцем на эти русские страшилки-инсталляции, говорят:«Вот видите до чего довела Россию приверженность большевизму и теориям Маркса, Ленина, Сталина...»

Конечно такой идеологией занимаются и в России совсем небольшое количество «либералов»-бюрократов. А остальные «творцы искусства» просто и банально продают, как им кажется, «ходовую» тему...

Уже во втором зале обширной галереи, рассматривая жуткие картинки социального, пьяно-развратного «дна» российского общества, и там начал замечать моменты «постановочного искусства», когда фотограф даёт бомжам небольшие деньги и просит их показывать «писи и попы», а те, в пьяном угаре, про себя называя его придурком, исполняют эти примитивные фантазии, вовсе не подозревая, что этот «работник идеологического фронта» очень прилично заработает на смаковании «российских реалий» заграницей...

Вспомнился столетний юбилей Дягилевской антрепризы. Я был в Париже в те дни и сходил на выставку, посвященную юбилею триумфа русского искусства. Тогда, сто лет назад, Запад был поражён самобытностью и красочностью русского народного искусства, на почве которого артисты балета, художники и музыканты создали замечательные шедевры, которые потрясли весть мир и заставили уважать не только российский балет но и всю культуру России в целом.

Сегодня времена изменились и русской народной культуры не существует, а на её месте появилась суррогатная западная культура, в российском преломлении. И этот процесс зашёл уже так далеко, что этот суррогат, недруги нашей страны, используют как идеологическое оружие, совращая и развращая подачками «с барского стола» и художников, и писателей, и музыкантов, за которые те отрабатывают и выдают на гора "чернуху", никому не нужную, ни здесь на Западе, ни тем более в самой России...

В одном из следующих залов была любопытная инсталляция под названием «Принципы сдачи» Инсталляция, как нельзя кстати, раскрывала смысл и суть этой экспозиции «советского искусства», насмешливо названной «весёлости советского искусства в шестидесятые — восмидесятые» (перевод мой).

Но и это оказалось ложью. На этой выставке присутствовало только антисоветское «искусство», потому что эта «мрачная весёлость» была сделана в основном и датирована девяностыми годами, когда СССР уже не было на карте мира. Вся эта выставка, отражает развал и распад всех  человеческих связей и принципов гуманного искусства в после перестроечной России...

Конечно, зафиксированное фотокамерами этих «художников», присутствует в российской жизни, но это бытует на грязных задворках, а точнее было уделом нашей страны в лихие девяностые годы, как следствие разрушительности «перестройки», затеянной партийными номенклатурщиками, совсем не ожидавшими, что на месте неуютного «застоя», и шедевров соцреализма, вдруг вырастет эта безутешная и страшная своей животной сущностью драма миллионов человеческих судеб.

Не ожидали эти "прорабы перестройки" и того, что в искусстве вырастет монстр «чернухи», подмявший под себя всё подлинно человеческое в российской культуре.

Конечно, есть примеры такого рода «реализма» и в Англии, и в самом Лондоне. Сотни и тысячи бездомных бродят днём по городу, а на ночь, забившись в обогреваемые щели или спрятавшись в картонные коробки, в полусне, проклиная и себя и такую жизнь, ждут рассвета и наступления нового безрадостного дня. Я видел в центре Лондона такого бродягу, который летом сидел на тротуаре босиком и на ногах у него были чудовищные, отвратительно пахнущие пузыри, похожие на гниющие отходы найденные на помойке мясокомбината.

Видел я и умирающего бомжа, лежащего на какой-то бетонной плите, и задыхающегося от душащего его внутреннего жара. Он был простужен и буквально сгорал от температуры в его больном теле. А мимо спешили по работе или на обед десятки и сотни благообразных обывателей-чиновников, боявшихся даже взглянуть в его сторону...
 
Но ведь эта сторона жизни тоже знакома всем англичанам, хотя она не становится предметом искусства, тем более на продажу. Англичане пока себя уважают, может быть и потому, что они не переживали тех драматических событий, которые обрушились на голову многострадальной России в двадцатом веке.

В течение двух мировых войн, в которых Россия была союзником Англии, наша страна потеряла более тридцати миллионов самых сильных и самых умных молодых людей. И этот демографический шок продолжает действовать на генофонд России, а может быть и привёл к болезненному самоуничижению и самоуничтожению, которым Россия отметилась во времена перестройки и от которого продолжает мучиться и сегодня. Эта экспозиция тому ещё одно доказательство...

Мне кажется, на этой выставке были представлены художники, которые не обладают минимальным уровнем профессионализма, но являются ловкими идеологическими конъюнктурщиками, как, впрочем наверное, и организаторы и устроители этого зрелища.

Я спросил у своего знакомого русского, талантливого хореографа и балетмейстера  что он думает обо всём увиденном здесь. И он подтвердил моё собственное мнение, что все это создано с расчётом на скандал, и, как следствие, на выгодную продажу этих «произведений искусства», о которых забудут завтра же, если идеологическая конъюнктура поменяет своё направление.

Спросил я и свою жену-англичанку, что она думает обо всем этом и она сказала, что не хотела бы видеть у себя в квартире такого рода бездарные новации. А простой россиянин, мой знакомый, взрослый человек, который далёк от искусства и случайно попал на выставку, делая круглые глаза шептал: - Это ужас! Ужас! - и возмущённо разводил руками.

Зато англичанин, благообразный и хорошо одетый экономист, которого я пытался расспрашивать, говорил, что это последствия соцреализма искусства советского периода.
Он это так понял, но так и пытались выставить Россию, организаторы и участники этого «действа»...

Я читал рецензию на эту выставку в «Ивнинг Стандарт», кстати, принадлежащей русскому олигарху. Эта статья называлась «Сатирический взгляд на советскую власть».  То есть, не только я воспринял эту выставку как пасквиль. Но рецензент не понял, что основная «чернуха» показывает и издевается уже не над СССР, а над современной Россией. Видимо этого не понимают ни организаторы ни спонсоры выставки, в число которых почему-то вошёл «Росатом». И это ещё одна деталь абсурда культурной политики нынешней власти...
В рецензии также говорится о репрессивной советской власти, о подражании западным аналогам, о свирепой  цензуре, породившей эти героические идеологические «возражения». И, как я и ожидал, автор рецензии очень скептически отнёсся к нынешнему российскому «авангарду», но отметил хорошо подобранную экспозицию собственно советских художников-модернистов, вполне справедливо протестовавших против засилья «соцарта»
И он был прав по своему. Потому что когда мы начинаем врать себе и окружающим, либо приукрашивая, либо очерняя действительность, то мы в итоге получаем «сумбур вместо музыки» и скатываемся в болото самовосхваления или самооплёвывания.

Эта выставка, на мой взгляд, является примером подобной «идеологической чернухи» и патологического самоуничижения...

Как и отмечал английский рецензент, были здесь и советские художники-диссиденты — Рабин, с его «селёдками», бутылками водки и газетами «Правда» и «Сельская жизнь». Был и Илья Кабаков с его инсталляциями. Были Комар и Меламед с их сарказмом и издевательством над советским буржуа и обывателем.

Но это было уже другое явление, в котором просматривался не только идеологический талант, но и профессионализм. Хотя, уже в их творчестве, чувствовалась политическая составляющая и желание понравится «Западу». Именно они начали работать на потребу западному зрителю, издеваясь над советской действительностью, а продолжателями этой линии стали нынешние «художники», изображающие голые задницы, пьяных женщины с полуспущенными трусами, на фоне после-перестроечной разрухи и бессмысленные бледные инсталляции, которые может делать любой столяр или маляр, по несколько штук в день.
Если на «чернушных» фотографиях, ещё видны хоть какие-то мыслительные усилия  и работа воображения, пусть и похабного, то от просмотра подобных инсталляций в голове остаётся какое—то бледное пустое место, «ничто», которое нельзя назвать ни искусством, ни даже просто работой художника - это анемичная мазня и дилетантские повторения уже давно пройденного и забытого эксперимента, с доверчивым сознанием провинциального зрителя. 

На фоне такого «искусства», работы декораторов, делающих оформление праздничных витрин, в магазинах Лондона, воспринимаются как шедевры мастерства и изобретательного художественного профессионализма...

… Уходя из "Сатчи-галлери", думал, что при всём негативе увиденного, можно сделать и позитивные выводы. Важно осознать, что в современном мире идёт война культур и подобное псевдоискусство, может появиться в любой национальной культуре. Потеря самобытности и независимости культуры, происходящей в России, характерна для стран, которые перестали бороться с хаосом в душах и обществе, и согласились на поражение...

И ещё, я сделал оптимистический вывод, что если эту выставку увидят российские властьимущие, то они ужаснутся и поймут, что надо делать всё зависящее от людей во власти и в российском обществе, чтобы такое самораздевание и самоуничижение громадной страны, с трагической и часто самоотверженной историей, никогда впредь не повторилось!
 


                Конец ноября 2012 года. Лондон. Владимир Кабаков.



Другие произведения Владимира Кабакова вы можете посмотреть на сайтe

http://russianalbion.narod.ru


или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?"

http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html


Рецензии