Бойс, Бойс, Бойс
***
С белой лестницы старомосковского особняка на меня смотрит лицо.. Точнее, это я на белой лестнице, а лицо – на большом экране. Моргает, молчит.
Все это сразу становится очень близко и совершенно ирреально…
Достаточно молодой, привлекательный мужчина в шляпе - вот он передо мной. Но это 69-й (!) год, и его уже нет. А меня тогда не было. Мы разминулись.
Я думаю о том, что Бойс всего на несколько лет моложе моего деда. Возможно, он даже вылетал против него в своих военных рейдах… И я смотрю на немца Бойса, молодого и знаменитого, а деда своего помню старым и дряхлым… Такой вот конфликт.
***
В 1944м этот стрелок-радист с картинки зеленый пацан и рядовой люфтваффе Йозеф Бойс вылетел на задание на 2х местном самолете. Самолет сбили над Крымским полуостровом. Пилот погиб. Бойс находился на грани жизни и смерти.
Его подобрала женщина-татарка, бог знает откуда взявшаяся, из кочевников. Она его спасла, чужака, врага. Заворачивала в войлок, натирала жиром и мазала пчелиным воском… Эти средства вытягивали боль и заращивали раны, словно живая и мертвая вода из народных сказок.
Бойс воскрес, был найден своими и превратился в ярого пацифиста и мага от искусства.
Так говорил сам Бойс, и это якобы легенда…
По официальным данным, в районе аварии всех жителей уничтожили ещё в начале войны, а единственная татарская семья была депортирована за тысячи километров… И уже на следующие сутки после крушения Бойс был записан пациентом немецкого военного госпиталя…
Если даже и так, то можно предположить, что глубокое измененное состояние сознания, фактически предсмертный опыт, позволили молодому парню проникнуть в коллективное сознание и бессознательное, древнюю мудрость другой цивилизации, обобщенный архетипический слой, ощутить и получить какой-то дар времен, переосмыслить свой дальнейший жизненный путь во время путешествия своей души.
Войлок – отныне излюбленный материал Бойса – художника. Он интересуется теорией поля и системой организации жизни пчёл. Он внедряет и демонстрирует то, что мы сегодня назвали бы «экологическим сознанием».
***
Кто считает, что современное искусство – это кисточки, краски и - в лучшем случае – видеоклипы, тот безнадежно устарел ещё в 50-е.
«Грязные воды Рейна» в бутылке…
Жестяная круглая аптечка с красным крестом, больше похожая на коробку с кинолентой…
Политические плакаты…
Заячья кровь в треугольном пластиковом пакетике… (как вам метафора военных «похоронок», а?)
***
Всё его творчество – это боль, это искупление за целое поколение.
Это Призыв.. одуматься. Альтернатива ли это? Или единственно возможный путь…
Возле инсталляции «Остановка» (сделанной из трамвайных шпал) я испытываю то же самое ощущение, которое было, когда дед со слезами на глазах вспоминал об открытии Дороги Жизни (он в составе советских ВС держал оборону Ленинграда).
«Покажи свою рану!» - вот манифест искусства Бойса.
Это так велИко, это так трудно понять нам, сегодняшним, не помнящим уже.. со своими детскими разбитыми коленками и царапинами, где уж помыслить масштаб тех ран и утрат…
Композиция «Меч самурая» - лезвие, завернутое в войлок. Это - пройти через боль, чтобы выжить. Это всегда метафизическая трансформация через страдания…
***
Бойс мнил себя волшебником.
Он двигался по странным помещениям, размахивая медным «энергетическим» посохом. Чем не маг…
Он выл койотом в течение 37 минут (это был перфоманс с двумя роялями и одним микрофоном) – чем не шаман… (Койот- 3, это, кажется, 74-й год… А за несколько лет до этого Джим Моррисон тоже шамански завывал на сцене, но его пацифистские призывы почему-то имели оттенок саморазрушения, а не самосозидания целого – другого – поколения…)
«Я излучаю!» - сказал Бойс, начитавшись о теории поля.
Тогда открывали пю-мезоны и потоки нейтрино, и все физики посходили с ума, предчувствуя перемены….
Все мы излучаем, - знаем мы сейчас. – Что с того!
Вопрос: ЧТО каждый из нас изучает.. Несомненно, излучение таланта Бойса – это взрыв, вОлны которого мы ощущаем до сих пор.
***
На кинокадрах он – буржуа... Он расхаживает по зимнему Нью-Йорку в дорогущем пальто с меховым воротником, поигрывая веточкой мимозы…
… И дирижирует духовым оркестром со свиными головами… (таков его уличный перфоманс).
Большие «художники» имеют право быть эксцентричными и состоятельными.
«Kunst = Kаpital» - декларирует Бойс.
И это, точно ж, не о меховом манто… И сейчас это звучит еще актуальнее, потому что мешки материальных благ – не есть капитал, а искусство – по-видимому, есть… Движимый и неопустошимый источник, неприсваиваемый Капитал…
***
У него более 300 зарисовок на разной бумаге: крафтовой, серой, клетчатой… которые сложно назвать графикой..
Он размышлял в своем искусстве о Женщине, Аниме как о срединной Жизни между плотью и Небом… «NON PUTANE. NON MADONNE. SOLO DONNE.”.
Он «сажал» базальтовые деревья… а мы сейчас «засаживаем» пространство бетонными опорами…
Он сидел с волком (койотом, но это ж надо уметь различить, а мне всё едино..) в клетке, накрывшись любимым целительным войлоком, словно плащ-палаткой… А у нас «человек-человеку-волк» везде, кроме соцсетей..
Или я уже скатываюсь в лозунги и демагогию?
***
Бойс в шляпе снова моргает с экрана... С Большого плазменного экрана. А тогда были маленькие «аквариумы»-телевизоры, по одному на коммуналку…
В 62-м, когда Бойс мазал стулья жиром и готовился к своей первой «Документе» (самая крутая мировая выставка современного искусства), мой дед плыл в трюме военного корабля, замаскированного под торговый. Не выходя на воздух 20 дней. На Кубу. Шел Карибский конфликт…
Обоих их нет. Есть я. Почему я чувствую два этих потока, почему мне выпало напиться из них… Это ли альтернатива? Или излучение больших далёких звезд…
Свидетельство о публикации №212112300603