Сын Солнца. О творчестве Виктора Цоя

               
  Виктор Цой – фигура выдающаяся среди поэтов и певцов последнего 30-летия. По масштабу своей творческой личности он вполне сопоставим с кумиром предыдущего цикла Владимиром Высоцким... Нет, Высоцкий конечно крупнее, рельефнее и объёмнее Цоя. Цой же, в свою очередь, в чём-то выше и даже духовнее Высоцкого. И в обоих, кстати, есть нечто титаническое: они выделялись из среды своих собратьев по струне и перу резко и выпукло, так что контур их творчества был по-особому чёток и насыщен.

   Магия поэтического слова вообще-то не разгадана и по сию пору. Почему нас подчас так волнуют ритмически организованные, но самые обычные слова? Возможно, дело тут в общем влиянии на нашу психику гармонии, будь то гармония природы, гармония человеческого тела и движения, или гармония произведений рук человеческих? Да, возможно... А, может быть, и нет... Однако факт остаётся фактом: ритм слова и ритм звука очень притягательны для наших душ. Поэтому всегда появлялись, и появляются теперь люди, становившиеся и становящиеся буквально идолами для завороженных их пленительным исполнением людских масс.

   Виктор Цой, как творческая личность, певец, поэт и композитор, вообще был довольно странным и особенным, будто бы не из мира сего он черпал свои запоминающиеся тексты и свою неповторимую музыку. О музыке надо сказать отдельно. У Цоя много потрясающе мощных, и в то же время гармонично звучащих мелодий. Его музыка проста, но в некоторых случаях она похожа на звучание космических сфер. Это редкое качество, очень редкое. Как композитор, Цой удивительно своебразен и неповторим.

   Если покопаться в нэте, то можно отыскать великое множество объяснений популярности Виктора Цоя. Одни утверждают, что он просто-напросто попал в тон времени, хотя что это такое, подробно не объясняют. Другие считают, что его необычайной известности поспособствовала ранняя и трагически-загадочная его смерть. Третьи – что Цой просто классный парень, и что он бацал клёвую музычку и сочинял прикольные песенки. Четвёртые уверены, что всё дело тут в экзотической, нерусской внешности певца, в его похожести на Брюса Ли, например…

   Есть свидетельства того, что Виктор действительно подражал Брюсу, и старался быть на него похожим в своём цельном сценически-актёрском образе или в отдельных собственных жестах. Я, как человек неравнодушный к различным единоборствам, тоже уважаю Брюса Ли как сильного мастера и как неповторимого, с мощной харизмой, киноактёра. Однако, наблюдая поведение Цоя на сцене и в киношных ролях, у меня ни разу – ни разу! – не промелькнула мысль о каком-либо его подражательстве. Всё было его фирменное, чисто цоевское. Даже если он и пытался в чём-то копировать Ли, у него всё равно получалось по-другому.

   Сильная личность брала своё и только своё...

   Да и разве это плохо, подражать положительному герою? В том что Брюс Ли именно положительный герой, со мною наверное многие согласятся. Ведь то, чем он занимался на экране – борьбой с отпетыми злодеями и негодяями – есть дело вообще-то позитивное. Это не что иное, как богатырское занятие защищать слабых и обиженных. И в жизни защищать и на экране. Ведь у Брюса Ли не было особого эстетического смакования жестокости, чем, к сожалению, отличались и отличаются многие и многие его последователи по актёрскому ремеслу.

   Впрочем, оставим решать загадку создания артистического образа любителям решать подобные ребусы. Приступим вплотную к творчеству самого Цоя, к его глубинной стержневой сути и вытекающему из этой сути значению.

   Как и все без исключения люди, Виктор Цой не был отстранён от вечной проблемы добра и зла в нашем насквозь противоречивом, привычном для нас мире. А как поэт и музыкант он многогранно выражал эту проблему проблем в своих песнях. Он переработал своим творческим сознанием общий фон нашей не слишком счастливой и не очень разумной земной цивилизации, и этот разлитый везде и всюду фон не оставил его равнодушным.

   Вот фрагмент его песни под названием «Война»:

           МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ – ВОЙНА!
           И ГДЕ БЫ ТЫ НЕ БЫЛ,
           ЧТОБ ТЫ НЕ ДЕЛАЛ –
           МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЁЙ – ВОЙНА!

           МАМА, МЫ ВСЕ ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫ.
           ЧЕРЕЗ ДЕНЬ БУДЕТ ПОЗДНО, ЧЕРЕЗ ЧАС БУДЕТ ПОЗДНО,
           ЧЕРЕЗ МИГ УЖЕ БУДЕТ НЕ ВСТАТЬ.

   А что – правильно. Действительно ведь война... Мы теперь неплохо знаем планету Марс, и можем наблюдать, к чему привела война неба и этой далёкой от нас планеты. А ведь когда-то там, наверное, цвела жизнь. Пока не случилась грандиозная космическая катастрофа. Да и у нас было нечто подобное, и не раз, хотя и не в таких чудовищных масштабах. А то, что мы все тяжело больны, и скорее не физически, а духовно – и что-то необходимо делать для исправления этого положения – это общее место мудрости человеков. Цой тут вовсе не оригинален.

   А вот далее в песне «Мы хотим танцевать» он сказал так:

           В НАС ЕЩЁ ДО РОЖДЕНИЯ НАДЕЛАЛИ ДЫР
           И ГДЕ ТОТ ПОРТНОЙ, ЧТО СМОЖЕТ ИХ ЗАЛАТАТЬ?

   Кто наделал дыр? И притом до рождения? Ведь господствующая научная парадигма в лице своих образованных жрецов категорично утверждает, что все огрехи нашей с вами психики объясняются только лишь и единственно огрехами в нашем воспитании. Не верят эти жрецы ни в ДО, ни в ПОСЛЕ индивидуальной жизни, а верят они истово только лишь в ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Они вообще-то ярые фанатики-материалисты, эти учёные современные жрецы. И ещё вдобавок безбожники.

   Хотя со следующим утверждением поэта они, я полагаю, всё-таки согласятся:

           В КАЖДОМ ИЗ НАС СПИТ ВОЛК,
           В КАЖДОМ ИЗ НАС СПИТ ЗВЕРЬ,
           Я СЛЫШУ ЕГО РЫЧАНИЕ,
           КОГДА ТАНЦУЮ.

   Говорят, что танец – это вертикальная демонстрация наших горизонтальных желаний. Сексуальных желаний, другими словами. А сексуальные чувства это очень сильные и очень глубоко и цепко укоренённые в нашей природе чувства. И они зачастую совсем не светлые и приятные, а даже, к сожалению, наоборот – вызывающие тоску, ужас и отвращение. Вспомним шедевры мировой классики от Ромео и Джульетты с Отелло до Кармен и Анны Карениной. А также припомним многочисленных ревнивцев, стервецов и стерв, и даже убийц с маньяками нашей реальной жизни. Вся эта обширная инфа о тёмной стороне любви, копошащейся у нас в душе со времён, наверное, рептилий и звероящеров, нас особо как-то не веселит и не радует.

   Эх, что-то не совсем так на нашей маленькой голубой планетке, что-то не так как надо. Об этом и Высоцкий тоже пел.

   А Цой добавил к вышесказанному следующее:

           СНОВА ЗА ОКНАМИ БЕЛЫЙ ДЕНЬ,
           ДЕНЬ ВЫЗЫВАЕТ МЕНЯ НА БОЙ.
           Я ЧУВСТВУЮ, ЗАКРЫВАЯ ГЛАЗА, –
           ВЕСТ МИР ИДЁТ НА МЕНЯ ВОЙНОЙ.

   Война! Теперь уже не война Неба и Земли, а война междоусобная на самой планете. Извечная. Всепроникающая. Всех почти со всеми...

   Уже вирусы в незапамятные времена объявили войну бактериям. А те друг другу… И так дошло до нынешних военных блоков и союзов государств, созданных отнюдь не для праздников песни и пляски. И всюду мы наблюдаем малые и большие страны, ощетинившиеся страшным по силе оружием друг против друга. Которые в лице своих заправил редко говорят народам правду, а посредством дипломатических увёрток искусно врут и запутывают сознания простых людей:

            ЗДЕСЬ НЕ ПОНЯТНО, ГДЕ ЛИЦО, А ГДЕ РЫЛО,
            И НЕ ПОНЯТНО, ГДЕ ПРЯНИК, ГДЕ ПЛЕТЬ.
            ЗДЕСЬ В СЕНО НЕ ВТЫКАЮТСЯ ВИЛЫ,
            А РЫБА ПРОХОДИТ СКВОЗЬ СЕТЬ.
            И НЕ ЯСНО, ГДЕ МОРЕ, ГДЕ СУША,
            ГДЕ ЗОЛОТО, А ГДЕ МЕДЬ.
            ЧТО ПОСТРОИТЬ,
            А ЧТО РАЗРУШИТЬ,
            И КОМУ И ЗАЧЕМ ЗДЕСЬ ПЕТЬ?

           ЗДЕСЬ КАМНИ ПОХОЖИ НА МЫЛО,
           А СТАЛЬ ПОХОЖА НА ЖЕСТЬ,
           И СЛАБОСТЬ, КАК СИЛА,
           И ПРАВДА, КАК ЛЕСТЬ.
           И НЕ ЯСНО, ГДЕ МЕШОК, А ГДЕ ШИЛО,
           И НЕ ЯСНО, ГДЕ ОБИДА, ГДЕ МЕСТЬ.
           И МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ЗДЕСЬ БЫЛО,
           И МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ЗДЕСЬ ЕСТЬ.

   О своей чёткой позиции к этой запутанной двойственности и множественности поэт недвусмысленно говорит в последних строчках данного отрывка: ему эта бодяга не нравится! Вся эта чертовская мешанина сбивает с толку, запутывает, вводит в заблуждение, обманывает, охмуряет, врёт,  дурит:

           В НАШИХ ГЛАЗАХ ЗВЁЗДНАЯ НОЧЬ,
           В НАШИХ ГЛАЗАХ ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ,
           В НАШИХ ГЛАЗАХ ЗАКРЫТАЯ ДВЕРЬ.
           ЧТО ТЕБЕ НУЖНО? ВЫБИРАЙ!
   
   Звёздная ночь в наших с вами глазах – это отсутствие веры и истинного знания. Потерянный рай – чувство какого-то неправильного ошибочного выбора развития, приведшего нас в тупик, к закрытой двери. Поэтому нам всем необходимо во что бы то ни стало найти и выбрать нужный, единственно верный путь. Чтобы, наконец, выбраться из этого треклятого бытийного лабиринта. А иначе нам покоя не видать!

   Здесь, на Земле, никогда нет полного спокойствия духа. Даже в минуты отдыха, краткой беззаботности и мимолётного, постоянно ускользающего счастья... Что-то загадочное внутри человека еле заметно или, наоборот, совершенно несносно зудит и сверебит, всасывая и пережёвывая его краткий покой. Это что-то заставляет нас глушить себя алкоголем, чтобы хотя бы на время заставить занозы бытия не так надсадно щемить и ныть. А те, кто поглупее и послабее, или те, кому просто меньше повезло, пытаются прибегнуть к более сильному, якобы спасительному средству – наркоте. Хотя это путь в никуда. От собственных кандалов не убежишь. Их можно лишь сделать ещё тяжелее при помощи налипшей на них грязи. Неудовлетворение, печаль, тоска и скука – неотвратимые спутники этой земной жизни. Иногда эти спутники почти улетучиваются из наших душ, и тогда мы облегчённо вздыхаем. А иногда они садятся нам буквально на плечи, и мы еле ковыляем по своей разбитой вдрызг жизненной колее...

           ДОМ СТОИТ, СВЕТ ГОРИТ,
           ИЗ ОКНА ВИДНА ДАЛЬ.
           ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
           И ВРОДЕ ЖИВ И ЗДОРОВ,
           И ВРОДЕ ЖИТЬ, НЕ ТУЖИТЬ,
           ТАК ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ПЕЧАЛЬ?
            
   Эта печаль – удел тонко чувствующих душ. Для более грубых душ куда привычнее бешеный гнев, страстная ярость и жгучее болезненное раздражение. Или обволакивающая сознание беспробудная тоска, утаскивающее это сознание в подвалы жизни:

           ТЕ, КТО СЛАБ, ЖИВУТ ИЗ ЗАПОЯ В ЗАПОЙ,
           КРИЧАТ: «НАМ НЕ ДАЛИ ПЕТЬ!»,
           КРИЧАТ: «ПОПРОБУЙ ТУТ СПОЙ!»

  Мятущиеся люди... Разбитые, разорванные на единицы и группы сознания… Они ищут для себя хоть какое-то утешение. Они ищут света впотьмах беспутной и довольно короткой своей жизни. Ищут некую истину. Или винят всех и вся в своих неудачах и горестях.

   А некоторые утверждают, что уже нашли сию загадочную истину. Но от такого утверждения прочим лучше почему-то особо не становится, поскольку эти нашедшие не могут зажечь в достатке  света в огромной массе мрачных человеческих душ.

           И ПУСКАЙ ФОНАРИ
           СВЕТЯТ ЯРЧЕ ДАЛЁКИХ ЗВЁЗД.
           ФОНАРИ ВСЕ ПОГАСНУТ, А ЗВЁЗДЫ БУДУТ СВЕТИТЬ.

   Да, фонари, то есть свет неистинных или не очень истинных истин, все рано или поздно выгорают и гаснут. Их пересвечивают всё новые и новые духовные фонари… Лишь звёзды – которые светят и тогда, когда Земли уже не будет – будут также светить и дальше...

  А ведь это сам Бог! Образ далёкой звезды в творчестве Цоя – это образ Бога. Но чаще этот образ присутствует у него в виде нашего Солнца. Ведь Виктор Цой – это настоящий солнечный поэт. У него много-много раз отображается в песнях этот великий космический образ.

   Огромное большинство нас, людей, самые настоящие гордецы и безбожники. Наши сознания, даже жёстко упакованные в панцири религий и идеологий, не могут отыскать в сём мире Единства.

           РАССКАЖИ МНЕ О ТЕХ, КТО УСТАЛ
           ОТ БЕЗЖАЛОСТНЫХ УЛИЧНЫХ ДРАМ
           И О ХРАМЕ РАЗБИТЫХ СЕРДЕЦ
           И О ТЕХ, КТО ИДЁТ В ЭТОТ ХРАМ.

   Таких уставших от нескончаемых и надоевших драм – великое множество. Достаточно поглядеть в глаза наших стариков. Да и не только стариков...

   Жажда! Духовная жажда человеческих масс:

           МЫ ХОТЕЛИ ПИТЬ, НЕ БЫЛО ВОДЫ.
           МЫ ХОТЕЛИ СВЕТА, НЕ БЫЛО ЗВЕЗДЫ.

   Не было воды – это значит, что не было знаний и веры.
   Не было света и звёзд – не было Бога (Единства) в наших душах.

   Из этого тупика трудно выбраться. А непомерное самомнение и гордость – сиречь сон разума – рождают чудовищ разрушения и смерти.

          СТОЙ! ОПАСНАЯ ЗОНА! РАБОТА МОЗГА!

   И этот мозг уже наработал столько дикой жестокой жути и разной вреднейшей дряни, что, кажется, уже и невозможно это варево расхлебать. Даже в продвинутых сознаниях это скверное наше бытийное положение вызывает порой безверие и апатию:

           СНОВА СОЛНЦА НА НЕБЕ НЕТ,
           СНОВА БОЙ, КАЖДЫЙ САМ ЗА СЕБЯ,
           И, МНЕ КАЖЕТСЯ, СОЛНЦЕ –
           НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ СОН.

   Цой, как по-настоящему глубокий и серьёзный поэт, путём особого сосредоточения – поэтического вдохновения – получал словесно-музыкальные образы из коллективного общечеловеческого сознания. Да-да – не из бессознательного, а именно из СОЗНАНИЯ!  Потому что бессознательное – это вообще-то привычное для нас с детства обыденное наше механистическое сознание, которое поминутно рождает на планете Земля неисчислимое количество всяких глупостей и даже тяжких преступлений.

   Такое вдохновенное состояние хорошо знакомо каждому без единого исключения поэту. Просто мы слишком редко ставим перед собой цели сосредоточиться на вечном и великом, а куда чаще сосредотачиваемся на преходящем и мелком… А поскольку все мы существуем в поле замаскированного под сознание бессознательного, то, бывает, и сам поэт до конца не понимает, о чём он сочиняет стихи...

   Понимал ли свои песни Цой? Я думаю, не до конца, но понимал. Хотя это не так уж важно, ибо конкретный человек в обыденной реальности и человек в образе своего творчества могут совершенно отличаться. Создаваемый или рождаемый образ часто совсем не зависит от своего творца. Так, обшарпанный и невзрачный с виду приёмник может транслировать из себя чудесную по красоте музыку. И наоборот, дорогущий и крутой агрегат может поливать нас какой-то злобной и поганой какофонией. Тут всё дело не во внешнем виде приёмника и не в его мощности, а в настройке.

   Вот как выразил поэт Цой одно из подобных своих размышлений. Оно не очень-то обрадует нас позитивным смыслом. Пока не обрадует:

           Я СИЖУ И СМОТРЮ В ЧУЖОЕ НЕБО ИЗ ЧУЖОГО ОКНА
           И НЕ ВИЖУ НИ ОДНОЙ ЗНАКОМОЙ ЗВЕЗДЫ.
           Я ХОДИЛ ПО ВСЕМ ДОРОГАМ И ТУДА И СЮДА,
           ОБЕРНУЛСЯ – И НЕ СМОГ РАЗГЛЯДЕТЬ СЛЕДЫ...

  Это безысходность...  Почти уныние...  И почти отчаянье...

  Но любым человеком движет мечта. Мечта о чём-то лучшем, чем есть сейчас, а порой мечта о великой правде и о всеобщем вечном счастье:

           А МНЕ ПРИСНИЛОСЬ: МИРОМ ПРАВИТ ЛЮБОВЬ,
           А МНЕ ПРИСНИЛОСЬ: МИРОМ ПРАВИТ МЕЧТА.
           И НАД ЭТИМ ПРЕКРАСНО ГОРИТ ЗВЕЗДА,
           Я ПРОСНУЛСЯ И ПОНЯЛ – БЕДА...

   Да, беда... Общая беда, не единоличная. У единоличников часто никакой беды нет и в помине – они купаются в кайфе и благе, и знать ничего не желают о какой-то там придуманной беде всяких презренных ничтожеств и жалких лузеров. Только лишь высокое сознание может «напялить» на свою душу общую человеческую рубашку. И тогда:

           СИНЕЕ НЕБО ДА СОЛНЦА КРУГ,
           ВСЁ НА МЕСТЕ, ДА ЧТО-ТО НЕ ТАК.

   Что-то не так, ребята! Не по-божески...

    А зачастую и не по-людски...

   Но ведь кто-то должен искать свет для всех! Кто-то должен иметь бодрствующее, не спящее человеческое сознание. Пусть этих бодрствующих совсем немного, но они были и есть. И конечно будут! Потому что их не может не быть. Не всем нравится тупо спать и сосать в экстазе свой материалистический индивидуальный палец:

            НАШИ РЕКИ БЕДНЫ ВОДОЙ,
            В НАШИХ ОКНАХ НЕ ВИДНО ДНЯ,
            НАШЕ УТРО ПОХОЖЕ НА НОЧЬ,
            НУ А НОЧЬ – ДЛЯ МЕНЯ.

   Всё так же бедны верой-водой реки нашей духовности. Всё так же наши якобы окна – научно-религиозные парадигмы – закопчены тленом вековых предрассудков и самого настоящего неразумия. Наше утро, оно же деятельное сознание, похоже на сонную тёмную ночь. И оно продолжает рождать чудовищ искусства, науки и техники...

   Но поэт взял на себя ношу не дремать и не клевать носом! Ночью он пишет свои стихи и сочиняет музыку:

           У МЕНЯ ЕСТЬ ДОМ, ТОЛЬКО НЕТ КЛЮЧЕЙ,
           У МЕНЯ ЕСТЬ СОЛНЦЕ, НО ОНО СРЕДИ ТУЧ,
           ЕСТЬ ГОЛОВА, ТОЛЬКО НЕТ ПЛЕЧЕЙ,
           НО Я ВИЖУ, КАК ТУЧУ РЕЖЕТ СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ...

   Увидевший луч в тучах или рассвет за горизонтом уже не сможет молчать. Его святая обязанность – будить спящих беспробудным вековым сном. Он должен тормошить их. Он обязательно попытается вывести этих несчастных из их жалкого омороченного состояния:

           НАШЕ БУДУЩЕЕ – ТУМАН,
           В НАШЕМ ПРОШЛОМ – ТО АД, ТО РАЙ,
           НАШИ ДЕНЬГИ НЕ ЛЕЗУТ В КАРМАН,
           ВОТ И УТРО – ВСТАВАЙ!

   Будущее не ясно. Есть только надежда на лучшее. Вера… В прошлом же – жёсткая разделённость даже в возвышенных религиозных представлениях. Там нет единства... Там или рай – для немногих избранных, или ад – для подавляющего большинства. И хотя денег мы сообща накопили столько, что ни в какой карман они точно не влезут, счастья это нам не принесло. «Вот и утро – вставай!»

   И тогда придёт герой! Может быть, последний... Или последний на тот момент:

           А ОН ПРИДЁТ И ПРИВЕДЁТ
           ЗА СОБОЙ ВЕСНУ,
           И РАССЕЕТ СЕРЫХ ТУЧ ВОЙСКА.
           А КОГДА МЫ ВСЕ ПОСМОТРИМ
           В ГЛАЗА ЕГО,
           НА НАС ИЗ ГЛАХ ЕГО
           ПОСМОТРИТ ТОСКА.

           А КОГДА МЫ ВСЕ ПОСМОТРИМ
           В ГЛАЗА ЕГО, ТО УВИДИМ В ТЕХ ГЛАЗАХ
           СОЛНЦА СВЕТ.

   Сначала тоска... От осознания тяжести своей миссии. Потому что трудно быть затиснутым в этот трёхмерный и совсем не лёгкий мир, где всё меняется не так уж скоро, и порой мучительно трудно… Потом же – солнечный свет! Или божественный свет! Ведь герой – это человек, осознавший себя не жалким бесправным рабом слепых сил природы или диктата непонятного бога, но – Сыном Солнца, Сыном Единого Бога!

   И Виктор Цой оправдал своим ошеломляюще-талантливым и позитивным творчеством это высокое звание – Сын Солнца!

           ОН НЕ ПОМНИТ СЛОВО «ДА» И СЛОВО «НЕТ»
           ОН НЕ ПОМНИТ НИ ЧИНОВ, НИ ИМЁН.
           И СПОСОБЕН ДОТЯНУТЬСЯ ДО ЗВЁЗД,
           НЕ СЧИТАЯ, ЧТО ЭТО СОН.

   Не помнить ни «да», ни «нет» – нужно для того, чтобы избежать диктата устоявшихся догм и определений. Не помнить ни чинов, ни имён – необходимо для выхода из-под власти привычных авторитетов, многие из которых явно ложные. А способность дотянуться до звёзд, не считая это сном – есть способность обрести Бога в своей душе. Или, другими словами, найти путь к настоящему счастью и Единству.
 
   Правда, потом он добавляет:

           И УПАСТЬ, ОПАЛЁННЫМ ЗВЕЗДОЙ
           ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ...

   Да, это жестокий мир. Здесь вечного ничего не бывает. Всё рано или поздно будет разрушено, чтобы уступить дорогу следующему творению.

   А чтобы показать другим людям свет Солнца (Бога), необходимо иметь духовную память об этом Солнце:

           СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ – В ОСЛЕПИТЕЛЬНЫХ СНАХ...

   У Цоя, по-видимому, такая глубинная память в душе была. И она просачивалась через его человеческую ограниченную сущность, чтобы воплотиться в его песнях (не во всех песнях, но во многих).

   Ведь кроме как на Бога в нашей душе, больше нам надеяться не на кого и не на что:

           В НЕБЕ НАД НАМИ ГОРИТ ЗВЕЗДА,
           НЕКОМУ КРОМЕ НЕЁ НАМ ПОМОЧЬ
           В ТЁМНУЮ, ТЁМНУЮ, ТЁМНУЮ НОЧЬ...

   Это без комментариев! И так всё здесь ясно.

   Но поэта одолевают сомнения. Правильно ли его поймут или превратно? Может быть, действительно в его творчестве обнаружат лишь «прикольные песенки»? Он задаётся таким вопросом и получает из своей души следующий  ответ:

           ПЕСЕН, ЕЩЁ НЕНАПИСАННЫХ, СКОЛЬКО?
           СКАЖИ, КУКУШКА, ПРОПОЙ.
           В ГОРОДЕ МНЕ ЖИТЬ ИЛИ НА ВЫСЕЛКАХ,
           КАМНЕМ ЛЕЖАТЬ ИЛИ ГОРЕТЬ ЗВЕЗДОЙ? ЗВЕЗДОЙ...

   Итак, звездой!.. Гореть звездой ему суждено, а не лежать тяжёлым и бесполезным информационным камнем где-то на выселках человеческого сознания. Такова его судьба, пропетая ему таинственной судьбой-кукушкой.

   А жить в сознании, пусть в частичном и неполном, но в сознании, очень трудно… Порой даже невыносимо трудно:

           Я УСТАЛ ОТ ЧУЖИХ ГОРОДОВ,
           Я УСТАЛ КОЛОТЬ ЭТОТ ЛЁД.
           Я ХОТЕЛ БЫ УСНУТЬ, НО НЕТ ВРЕМЕНИ СПАТЬ.
           И ОПЯТЬ ЗА ОКНАМИ НОЧЬ,
           И ОПЯТЬ ГДЕ-ТО ЖДУТ МЕНЯ,
           И ОПЯТЬ Я ГОТОВ ИДТИ, ОПЯТЬ...

   Города – это гордость человеческих душ, делающая эти души чужими друг для друга. Лёд – оболочки этих замёрзших душ, божественный пламень в которых едва теплится и не может самостоятельно растопить толщу льда. Поэт тоже хотел бы немного поспать, забыться, но у него нет для этого времени. Его время истекает, и он спешит:

           ЗАМЁРЗШИЕ ПАЛЬЦЫ ЛОМАЮТ СПИЧКИ,
           ОТ КОТОРЫХ ЗАЖГУТСЯ КОСТРЫ.

   Нужно разбить лёд! Нужна сила для этого, божественная сила! И поэт просит:

           СОЛНЦЕ МОЁ – ВЗГЛЯНИ НА МЕНЯ,
           МОЯ ЛАДОНЬ ПРЕВРАТИЛАСЬ В КУЛАК,
           И ЕСЛИ ЕСТЬ ПОРОХ – ДАЙ ОГНЯ.
           ВОТ ТАК...

   Он сделал всё, что смог. Судьба более не оставила ему времени. Лёд пока так и остался не разбитым. Он лишь слегка треснул в некоторых местах.

    Пришло время отсюда уходить, и его уже зовут:

           НО СТРАННЫЙ СТУК ЗОВЁТ: «В ДОРОГУ!»
           МОЖЕТ СЕРДЦА, А МОЖЕТ СТУК В ДВЕРЬ.
           И КОГДА Я ОБЕРНУСЬ НА ПОРОГЕ,
           Я СКАЖУ ОДНО ЛИШЬ СЛОВО: «ВЕРЬ!»

    Верь! И больше ничего. Это главное слово.

    И вот уже она – старуха с косой:

           А ПОТОМ ПРИДЁТ ОНА.
           СОБИРАЙСЯ, СКАЖЕТ – ПОШЛИ,
           ОТДАЙ ЗЕМЛЕ ТЕЛО...
           НУ А ТЕЛО НЕ ДОПЕЛО ЧУТЬ-ЧУТЬ,
           НУ А ТЕЛУ НЕДОДАЛИ ЛЮБВИ.
           СТРАННОЕ ДЕЛО...

   Как и многие по-настоящему значимые поэты, Виктор Цой ушёл от нас очень рано. Почему так делается, никто не знает… Возможно, чтобы не дать агрессивной среде растворить осколки сознания в душе поэта? Чтобы он не деградировал под тяжестью земных невзгод, и чтобы его творчество осталось в памяти людей именно на взлёте, а не в стадии падения? Кто знает...

   Но ведь жизнь продолжается! И слишком жалеть о недопетом не стоит – допоют другие. Круговорот же земного бытия вбирает в своё колесо прах, а вечная душа ему не подвластна:

           КРАСНАЯ, КРАСНАЯ КРОВЬ –
           ЧЕРЕЗ ЧАС УЖЕ ПРОСТО ЗЕМЛЯ,
           ЧЕРЕЗ ДВА НА НЕЙ ЦВЕТЫ И ТРАВА,
           ЧЕРЕЗ ТРИ ОНА СНОВА ЖИВА
           И СОГРЕТА ЛУЧАМИ ЗВЕЗДЫ
           ПО ИМЕНИ СОЛНЦЕ...

   Это нормально... Не стоит огорчаться. Это вечный процесс мироздания:

           И МЫ ЗНАЕМ, ЧТО ТАК БЫЛО ВСЕГДА,
           КТО СУДЬБОЮ БОЛЬШЕ ЛЮБИМ,
           КТО ЖИВЁТ ПО ЗАКОНАМ ДРУГИМ
           И КОМУ УМИРАТЬ МОЛОДЫМ.

   Истинный поэт живёт по другим законам, чем законы юридические или низменно-природные. Его душа не стареет, она вечная... И наша преходящая земная жизнь не является единственной каплей в море вечности. Ведь капля, соединённая с океаном, становится океаном. Поэтому смерти не стоит бояться. И не стоит пускаться во все тяжкие, чтобы сдаваться на милость разным демонам и насильникам под угрозой лишения нас этой якобы единственной жизни.

           И ЕСЛИ ЕСТЬ В КАРМАНЕ ПАЧКА СИГАРЕТ,
           ЗНАЧИТ, ВСЁ НЕ ТАК УЖ ПЛОХО НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ
           И БИЛЕТ НА САМОЛЁТ С СЕРЕБРИСТЫМ КРЫЛОМ,
           ЧТО, ВЗЛЕТАЯ, ОСТАВЛЯЕТ ЗЕМЛЕ ЛИШЬ ТЕНЬ...

   Пачка сигарет символизирует собою отдых от забот, «перекур», возможность спокойно подумать о своей жизни и оценить её, вырвавшись на время из липкой паутины неизбывных забот и низменной суеты. Билет на самолёт с серебристым сверкающим крылом – есть возможность улететь из этой тяжкой действительности, этого круговорота слепого и безверного бытия в небеса, к Солнцу, к Богу.

   И всё же жизнь ценна! Она необходима нам ради набирания опыта… Рост души не так быстр, как хотелось бы. Но надо терпеть невзгоды и уметь ждать. Это безусловно того стоит:

           А «ЖИЗНЬ» – ЭТО ТОЛЬКО СЛОВО,
           ЕСТЬ ЛИШЬ ЛЮБОВЬ И ЕСТЬ СМЕРТЬ…
           ЭЙ, А КТО БУДЕТ ПЕТЬ,
           ЕСЛИ ВСЕ БУДУТ СПАТЬ?
           СМЕРТЬ СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ,
           А ЛЮБОВЬ СТОИТ ТОГО, ЧТОБЫ ЖДАТЬ...

   То, что стоит за смертью – стоит того чтобы жить!

   А любовь – то, чем мы обделены в этой земной жизни – стоит того, чтобы ждать и терпеть!

   Поэт Виктор Цой умер уже много лет назад. Но не удивляйтесь, пожалуйста, если вы увидите где-нибудь на покосившемся заборе или на обшарпанной стенке дома надпись: ЦОЙ ЖИВ!

   Это действительно так. Это правда. ЦОЙ – ЖИВ!



 P.S.

 ПОСВЯЩЕНИЕ ВИКТОРУ ЦОЮ:

Он был начальником «Камчатки»,
И магом мастерской игры,
И адской страсти чад печальных
Хотел он снять с лихой иглы.

Он пил на кухне чашку чая,
И дым табачный внутрь вдыхал,
И, взор свой к звёздам обращая,
Мечтал улучшить мир, нахал.

О, эти звёзды! Свет ваш хладный
Мерцал в ночи за веком век,
Но также зябко и неладно
Мотал года здесь человек...

Но Виктор Цой – другое дело!
Он был посланцем этих звёзд.
Его гитара странно пела,
Звучала странно муза грёз.

Обрывки смысла в песнь мешая,
Он грохотал музЫкой сфер,
И, душ смятенье утишая,
Являл он мужества пример.

Любил он солнце беззаветно,
И тосковал под гнётом туч,
Но расцветал улыбкой светлой,
Коль резал тучи солнца луч.

Ушёл поэт. Он сделал много.
Во мраке свет он увидал.
Душа его – теперь у Бога.
А прах – Земле он передал.


Рецензии
Статья превосходная, но Цой мне совсем не близок, в отличие от Высоцкого, Окуджавы или Визбора, тексты малость заумны и шума много, я люблю либо героическое чего-то, либо задушевное, а тут чересчур современно. С уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   12.03.2024 19:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр! Цой - фигура в музыке и поэзии странная и величественная. Тигр по гороскопу, а это всегда личности и часто бунтари. "Перемен!.."
С уважением

Владимир Радимиров   13.03.2024 07:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.