Философские тетради. Часть 7-2
Философские тетради. Часть VII-II.
Корлисс Ламонт «Иллюзия бессмертия», М., 1984 г. Краткие тезисы. Продолжение.
Профессор Эдинбургского университета Джон Байн: «В нынешней жизни происходит почти полное обновление наших телесных тканей за каждый семилетний период. Между телом, которым я обладаю теперь, и телом, которым обладал 7 лет назад, нет материального тождества, а есть только тождество формальное. Превращение тела при небесном его перевоплощении будет еще более радикальным».
Если какой-то вид сверхъестественной души или духа занимается вместо нас нашим мышлением, тогда почему в течение бесчисленных веков развился организм, столь хорошо приспособленный для этой цели, как человеческий мозг?
Если мозг вместе с остальным телом является лишь органом потусторонней души, тогда эта душа сама должна обладать громадной сложностью, для того чтобы управлять бесконечно сложным комплексом мозг-тело.
Метафизические души приписывались и печени и сердцу, считалось, что болезни, особенно сумасшествие и истерия, вызываются дьяволами или демонами, входящими в человеческое тело.
Более современный обычай по данному вопросу заключается в придании мозгу некой потусторонней души и утверждении, что эта сущность, появляющаяся подобно дьяволам и демонам из таинственного царства, расположенного по ту сторону времени и пространства, есть агент мышления.
Христианское учение: бог создает человеческую душу в момент зачатия или вскоре после него. Эта сверхъестественная душа затем каким-то чудесным способом входит в самое существо зародыша и сама, вместо научно установленных генов, действует как главный носитель и руководитель характерных черт личности.
Спиритизм: духи после смерти активизируются через очень реальные и очень материальные тела. Они объявляют о своем присутствии тем, что дуют в оловянные трубы, бросают бубны, бьют в барабаны, свистят, стучат по столам, двигают мебель, бьют преподавателей колледжа в живот, тянут за волосы всемирно известных психологов, перехватывают голосовые органы медиумам, оставляют отпечатки пальцев на воске и позволяют себя фотографировать земным фотоаппаратом. Монистические открытия современной науки укрепили веру в воскресение естественного тела как в единственно разумный и безопасный путь в царство бессмертия.
Наиболее острый мыслитель раннего Возрождения Пьетро Помпонацци – «О бессмертии души».
Традиционное христианство приписывает бессмертной душе какое-то тело в период промежуточного состояния. Это промежуточное тело должно быть каким-то образом отброшено или поглощено, когда душа воссоединится с воскресшим телом.
Буквальное воскресение кажется большим триумфом над смертью: человек умирает, но не остается мертвым. Обещание, что могила откроется и появится воскресший человек, весьма сильно противодействует символу смерти, состоящему в погребении под землей.
Спириты и имморталисты фактически признают действительность смерти; все их гарантии прекрасных потусторонних тел не могут исправить дурного следствия этого признания.
Как мы можем быть уверенными, что невидимые духи, не воспринимаемые всеми нашими органами чувств, не двигают нашей рукой, когда мы пишем, или не являются подлинной причиной того, что спичка загорается, когда мы чиркаем ею о коробку?
Один из видных отцов церкви, Тертуллиан: «Верую, ибо нелепо».
Джонатан Свифт «Путешествие Гулливера» - рассказ о бедных бессмертных струльдбругах, составляющих часть населения Лагчиегча. Когда эти струльдбруги достигают «80-летнего возраста, который здесь считается пределом человеческой жизни, они не только подвергаются всем недугам и слабостям, свойственным прочим старикам, но бывают еще подавлены страшной перспективой влачить такое существование вечно. Струльдбруги не только упрямы, сварливы, жадны, угрюмы, тщеславны и болтливы, но они не способны также к дружбе и лишены естественных добрых чувств… Зависть и немощные желания непрестанно снедают их. При виде похорон ропщут и жалуются, что для них нет надежды достигнуть тихой пристани, в которой находят покой другие. В их памяти хранится лишь усвоенное и воспринятое в юности или в зрелом возрасте, да и то в очень несовершенном виде… Наиболее несчастными среди них являются впавшие в детство и совершенно потерявшие память».
История Агасфера, неумирающего и несчастного странствующего жида; поэма Теннисона «Тифон»; знаменитый монолог Гамлета «Быть или не быть».
Древнеегипетская обитель мертвых воспроизводит с множеством подробностей Египет посюстороннего мира.
Магометанский рай – вечный памятник, воздвигнутый чувственному воображению – это царство сверкающих на солнце ручьев и тенистых рощ, прекрасных цветов и сочных плодов, чарующей музыки и красивых дев, одетых в прозрачные платья.
Древние скандинавы – в залах и дворцах Валхаллы воинственные духи наслаждаются тем, что целый день сражаются друг с другом, а ночью, когда все их раны опять залечены, они пируют на пышном празднестве.
В Китае сжигают бумажные изображения лошадей, рикш, лодок, домов и других предметов, необходимых в повседневной жизни, с тем, чтобы душа усопшего могла пользоваться этими потусторонними дубликатами нужных ему предметов посюстороннего мира. Души предметов освобождают т.о. для пользования усопших.
Бирманцы: духи умерших строят в потусторонней стране бунгало и занимаются возделыванием риса.
Некоторые африканские племена – потусторонний мир делится на страны, города и деревни, соответствующие земным.
Эскимосы: потусторонний мир – место, где солнечный день никогда не сменяется ночью и где всегда изобилуют северные олени, моржи и др. арктические животные.
Живые и реалистические картины потусторонней жизни в «Божественной комедии» Данте – католические верования.
В средние века небесные тела считались бесспорно и бесконечно лучшими по отношению к низменной Земле. Сферы над нашей головой не ведают никаких настоящих изменений, поскольку их жизнь и движение совершенны и вечны. Поэтому они представляют наиболее подходящую возможную обитель для всех бессмертных.
Данте отводил всему сущему срок жизни всего в 500 лет, начиная с момента его смерти.
Спириты ХХ в. используют звездные области в качестве страны усопших душ и чертят такие картины небесной географии, которые неизвестны по отчетам астрономов. Эти самые спириты воспроизводят земную жизнь в потустороннем существовании со всеми подробностями, какие были характерны, например, для древнеегипетских рассказов.
Бессмертные – «жизнь человеческой души после смерти» или «продолжение личности после могилы».
Доктор Чарлз Р. Браун, бывший декан Йельской богословской школы: «личное сознание остается живым, даже когда оно перенесет удар в результате того физического эпизода, который мы называем смертью».
Св. Иоанн: «еще не открылось, что будем» (1 Ип.3:2).
Св. Павел: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил бог любящим его» (1 Кор. 2:9).
Доктор Чарлз Р. Браун: Для детей и отсталых душ «потусторонняя жизнь будет означать рост знаний и улучшение характера». «Завершающий аргумент в пользу бессмертия» состоит в том, что «нам нужно безграничное время для того, чтобы удовлетворить потребности безграничного духа».
Мило Х. Гейтс, бывший настоятель собора святого Иоанна Богослова: «Небеса являются местом гармонии, их атмосфера – это мелодия; это место радости; это место видения – мы будем видеть и будем видимы; это место счастливого соединения с теми, кто ушел раньше, - великими душами всех веков; это место единения с богом и нашим спасителем».
Бессмертие, «будущая жизнь». Эта жизнь имеет определенное начало – после смерти, - хотя она, разумеется, не имеет никакого определенного конца.
Платон, буддисты и индуисты пытаются избежать этой поимки души в ловушку длящегося времени, постулируя предыдущее существование без всякого начала.
Католики и фундаменталисты, спириты, сведенборгианцы и теософы – дают личности тело, а комплексу личность-тело – соответствующую среду.
Сантаяна: «будущая жизнь… лучше всего представлена… откровенно материальными идеалами».
«Эта жизнь должна была бы продолжаться в среде, весьма аналогичной земной… Если в потустороннем мире я должен быть тем же самым человеком, но более совершенным, то я должен оказаться в том же самом, но только исправленном мире».
Спириты: потусторонняя жизнь – место, где она протекает, «подобно земле, несовершенства которой исправлены, а красоты тысячекратно умножены».
«Все, что необходимо для человека, все, что человек в каком-то смысле делает своим собственным, имеет эфирный дубликат, может быть, стул, который вы видите дома, ваш материальный стул, и стул, который видят в потустороннем мире, т.е. ваш стул на их стороне, эфирный стул, - это фактически одно и то же».
Теория эфирного удвоения позволяет спиритам ожидать весьма современного потустороннего существования.
Спириты: «если призраки имеют одежды, тогда одежды должны иметь призраков». Они наделяют бессмертием не только личности и их тела и одежды, в которые должны облачаться эти тела – но и все необходимые вещи этой земли. Они делают сверхъестественными и переносят в потустороннее царство все полезные материальные объекты посюстороннего существования, так что эфирное тело бессмертной личности чувствует себя вполне уютно.
В потусторонней жизни имеются половые различия, но отношения между мужчинами и женщинами там должны быть чисто интеллектуальными и духовными. И хотя там существуют браки между подлинно близкими душами разного пола, дети никогда не рождаются.
«В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как ангелы божии на небесах» (Мф, 22:25-30).
Святой Фома Аквинский и католики: в потусторонней жизни не будут есть, пить и спать, там не будет и зачатия. Половые органы «будут служить восстановлению целостности человеческого тела».
Сантаяна: «мрачный фон смерти выделяет нежные цвета жизни во всей их чистоте».
Ранним христианам неопровержимое с их точки зрения свидетельство в пользу личного бессмертия давало предполагаемое восстание Христа из гроба и его вознесение на небо.
Иисус был сыном божьим и самим богом; то, что произошло в данном случае, имеет мало значения для обычных смертных.
Иисус мог быть снят с креста и похоронен мертвым, находясь на самом деле в состоянии крайне замедленного протекания жизненных процессов; последователи Христа могли унести его мертвое тело из гробницы и похоронить в другом месте; его ученики могли до такой степени предаться своему воображению и своим желаниям, что стали утверждать, будто они видели Христа и говорили с ним после его смерти.
Сам мотив воскресения, когда жертвенного божественного спасителя убивают ради искупления грехов живых, а затем он в триумфе возносится на небо, неоднократно встречался у языческих народов древнего мира.
Провидцы и мистики возвещали миру о результатах их непосредственного, личного наблюдения блаженства на небесах и ужасов в аду.
Эммануил Сведенборг, шведский философ и мистик ХVIII столетия: господь открыл ему небеса для непосредственного лицезрения в 1710 г. С этого времени в течение 35 лет Сведенборг имел возможность беседовать с ангелами и духами, быть свидетелем страшного суда и второго пришествия Христа.
Сведенборг весьма подробно рассказывает о характере жизни в царстве бессмертия.
Такие явления, как призраки, ясновидение, явления на расстоянии, телепатия, беседа с привидениями, ощущение присутствия мертвых и многие другие оккультные происшествия, неоднократно регистрировались в самые отдаленные времена истории, до которых только может углубиться ум человека.
Большинство опытов спиритов – в темноте или с очень тусклым освещением.
Некоторые из вещей, делаемые медиумами, в настоящее время не могут быть целиком объяснены с точки зрения известных научных законов.
Обычное с точки зрения спиритов явление, когда усопший дух овладевает умом или голосовым аппаратом медиума и с их помощью делает всякого рода заявления весьма родственно тому, что мы имеем в случае расщепленной или множественной личности. Здесь происходит временное погружение в глубину или расщепление нормальной личности медиума и появление из психических глубин странно незнакомой и непохожей личности. Этот процесс может быть совершенно бессознательным; но вторичная личность скоро выучивается играть свою роль с неподражаемым искусством, переносит из обычного состояния те знания, которые необходимы для ее целей, и в течение периода своей деятельности быстро использует большинство намеков, оброненных присутствующими.
Сознание человека во время его сна, изучение гипнотических трансов, истерии, эпилепсии, горячечного бреда, поведение психически больных людей свидетельствуют, что откровения медиума имеют естественные, а не сверхъестественные причины.
Бессмертные души могут диктовать страницу за страницей с подробными описаниями будущей жизни, показывая, как она похожа на эту; они могут четко изложить скучные двухтомные диссертации на предмет высшей философии и метафизики; они могут с помощью автоматически пишущих медиумов передавать целые книги пьес и стихов, подписанные духами, претендующими на то, что они являются Шекспирами, Шелли и другими великими литературными гениями.
Лучшие умы другого мира могли бы внести настоящий вклад в человеческое познание и в решение земных проблем – предполагается, что они стали мудрее после того, как удалились из нашей земной жизни.
Если духи могут указать, где находятся потерянные драгоценности, еще остающиеся в земле, то они способны выяснить для полиции невыясненные случаи убийства, в которых их земные прообразы оказались жертвами.
Входит ли медиум в контакт с бессмертной душой? Многие из сообщений и физических проявлений, имеющих место на спиритических сеансах, свидетельствуют о капризности и злобе, причиной их являются злобные бесчеловечные демоны или эльфы.
Традиционное верование церкви в одержимость злыми духами более вероятно, чем теории, развиваемые спиритами.
Может быть, медиум погружается в великое безличное море сознания или резервуар памяти, который содержит в нетронутом виде прошлую психическую жизнь каждого умершего индивидуума.
Человеческие существа излучают энергию, медиумы чувствуют и толкуют устойчивые следы человеческих вибраций, которые оставили свой отпечаток на материальных объектах и в знакомых местах. Этим можно было бы объяснить появление призраков перед особо чувствительными людьми. Но эти призраки в данном случае были бы сознательными и организованными личностями не в большей степени, чем материальные напоминания об умерших людях в виде фотографий.
Возможно, что медиумы могли находиться в контакте с личностями, в которых едва-едва теплится жизнь, продолжающаяся в течение некоторого времени и после смерти, но постепенно окончательно исчезающая. Временное послесуществование такого рода – то же, что вечная жизнь бессмертия.
Г. Дж. Уэллс – есть посмертное существование фрагментов личной воли и памяти.
Профессор Броуд, английский философ – после смерти может существовать некий «психический фактор», прежде бывший элементом живой личности умершего. Этот «психический элемент» может оказаться временно соединенным с организмом медиума, находящегося в трансе.
Гипотеза телепатии, или чтения мыслей, касающаяся живых лиц, которые были знакомы с умершим или что-либо знали о его жизни.
Умерший еще до своей кончины мог сообщить данный факт с помощью бессознательной телепатии или самому медиуму, или разуму кого-либо другого, от кого медиум в дальнейшем мог его получить. Телепатия может объяснить появление призраков живущих, особенно тех, которые переживают что-то ужасное или находятся на краю смерти, - о подобных случаях часто сообщали.
Существование телепатии создало бы презумпцию в пользу личного существования после смерти (в данном случае психика в значительной степени выходит за рамки своих обычных возможностей).
Гипотезы криптестезии (скрытого, или шестого, чувства), ясновидения и внечувственного восприятия.
В США с начала 30-х г.г. – исследования профессора Джозефа Б. Райна в Дьюкском университете по вопросу внечувственного восприятия.
Другие психологические лаборатории в Америке и Великобритании оказались не в состоянии подтвердить результаты опытов, полученных в Дьюкском университете.
Телепатия: если индивидуальная психика может оказать влияние на другую психику на расстоянии в смысле пространственном, она может вполне оказаться способной действовать на расстоянии в смысле временном.
Профессор Дж. Б.С. Холдейн: «Чтобы доказать посмертное существование психики или души как чего-то живого и активного, мы должны были бы получить данные о том, что она все еще развивается, думает и проявляет волю; спиритизм не дает нам такого свидетельства».
Уильям Джемс: «Спиритическая гипотеза выказывает пустоту, пошлость и несвязанность психики, о которых печально думать как о состоянии усопших».
Джордж Сантаяна: сообщения медиумов указывают в скрытом виде «на тот же самый призрачный, мрачный и беспомощный образ жизни после смерти, в который всегда верили первобытные люди. Это не столько другая жизнь, сколько продленный предсмертный хрип и бред».
Защита Платоном бессмертия находит свое лучшее и полное выражение в его диалоге «Федон», где Сократ отстаивает наличие вечной жизни у души по многим основаниям: самый благородный образ жизни – своего рода умирание; истинный философ рад, когда его душа освобождается от тела благодаря смерти; знание получается от воспоминания идей, из чего вытекает, что душа имела предыдущее существование, а из этого можно сделать заключение о наличии последующего существования; душа остается той же душой в течение жизни, в то время как тело постоянно меняется и обновляется; душа не есть функция или гармония тела и поэтому не способна существовать без него, ибо душа повелевает телом; душа находится в соприкосновении с абсолютными и вечными идеями и должна поэтому сама быть вечной; душа – это жизнедающая сила и поэтому не может быть никогда подвержена смерти, своей собственной противоположности. Душа, в отличие от тела, является простой и несложной вещью и поэтому неразрушима и не подвержена гибели.
Считать душу или личность простой и единственной субстанцией – значит дальше всего находиться от истины. Человеческая личность является одной из самых сложных сущностей, какие только есть на свете.
Иммануил Кант «Критика чистого разума» (1781 г.): никакой человеческий разум не в силах рационально понять, как возможно бессмертие.
«Счастье – это такое состояние разумного существа в мире, когда все в его существовании идет по его воле и желанию».
«Высшее благо практически возможно только при предположении бессмертия души».
Кант говорит о достижении совершенной гармонии между счастьем и добродетелью в потустороннем мире, но не о совершенном согласии между несчастьем и грехом. Он никого не приговаривает к вечным мучениям, хотя и заставляет каждого пройти действительно очень долгий период ученичества для достижения далекой цели святости и счастья.
Полная справедливость может быть воздана каждому человеческому духу, только если он может развить свои бесконечные возможности в полнейшей мере. Вот почему мы должны иметь «неограниченное время для удовлетворения нужд неограниченного духа».
Фихте: возможности развития «Я» буквально безграничны. Это бесконечное развитие никогда не может быть завершено, этот факт означает для «Я» «печать его призвания для вечности».
Теория условного бессмертия: только те, кто годны для вечной жизни или заслуживают ее, будут ею обладать; остальные будут преданы забвению.
«Мутация», которая должна поднять человека до статуса бессмертного, состоит в обладании некоторыми выдающимися нравственными или религиозными качествами.
«С точки зрения условного бессмертия, все люди способны к бессмертию – потенциально бессмертны; но разовьется ли и будет ли достигнута эта черта, зависит от нравственного отношения к богу».
«Человек – кандидат на бессмертие. Вечная жизнь – это удел того, кто соединяется с богом в вере. Цель искупления – иммортализация человека».
Кант: его бог должен гарантировать людям бессмертие, для того, чтобы обеспечить счастье, которого требует их природа.
Жанна дАрк умерла в 19 лет.
Сантаяна: «Длина вещей – суета, только их высота есть радость».
Имморталисты, устранив ад из потусторонней жизни, должны поместить его на землю, чтобы дать небесам их полное значение, ибо посюстороннее существование действительно становится своего рода адом, если оно само по себе ничтожно, непонятно, плачевно, трагично и ужасно вследствие того, что смерть собирает здесь суровый и неумолимый урожай.
Кант: невозможность соединения полной добродетели и полного счастья в одном лице здесь, на земле.
Человек не может сделать все сразу. И если человек мудр, он сосредоточится на одной или немногих областях, в которых его способности кажутся наиболее многообещающими. Свобода означает ограничение.
Наша маленькая планета вращается вокруг могучего Солнца, которое больше нее в миллион с лишним раз и отстоит от нее примерно на 93 млн. миль. Солнце является всего лишь звездой средней величины.
Ближайшая звезда за пределами нашей солнечной системы находится на расстоянии 25 триллионов миль, или 4,27 световых лет.
Световой год (около 6 триллионов миль) – это расстояние, которое свет, распространяющийся со скоростью 186300 миль в секунду, проходит за год.
Галактика, или Млечный Путь, - крупнейшее скопление звезд, к которому принадлежит Солнце и его планеты, - содержит около 100 млрд. звезд и имеет диаметр примерно в 220 тысяч световых лет.
Галактика есть только одна из миллионов и, возможно, миллиардов подобных галактик или «островных вселенных», рассеянных по космосу, из которых каждая обладает своими собственными тысячами миллионов горящих звезд. Самое близкое из этих звездных облаков находится примерно на расстоянии 160 тысяч световых лет от Земли, а расстояние до самого далекого составляет миллиарды световых лет.
Доктор Эдвин П. Хаббл, работающий в обсерваториях Маунт Уилсон и Паломар, в Калифорнии: в нашей «галактоцентрической» вселенной может быть примерно 300 триллионов туманностей.
Живые формы какого-то рода существовали на нашей планете примерно 2-3 млрд. лет назад, а вид «человек» - более 500 тысяч лет назад.
Возраст Земли составляет примерно 4 млрд. лет.
Как долго условия на нашей планете останутся пригодными для человеческой жизни? Некоторые ученые считают, что 2-3 млн. лет, другие – 1 млрд., третьи – 10 млрд.
И в других местах обширного космоса могут существовать создания столь же высокого порядка, как люди, или даже гораздо более высокого порядка.
Героический странствующий рыцарь бессмертия дон Мигель де Унамуно («Трагическое ощущение жизни»): «Вера в бессмертие иррациональна», «верить в бессмертие души – значит желать, чтобы душа могла быть бессмертной, но желать этого с такой силой, чтобы это желание могло растоптать разум и пойти дальше него».
Многие первобытные народа, в т.ч. ветхозаветные евреи и гомеровские греки, считали, что за могилой находится несчастливый и мрачный подземный мир, где слабые тени усопших бродят в состоянии ничем не смягчаемой меланхолии. Они часто интересовались загробной жизнью с точки зрения вреда, который духи усопших могли нанести живым.
Одна группа буддистов и индуистов утверждает, что конечная цель нирваны – это полное угасание или поглощение индивидуальной личности; другая группа – что это состояние сознательного блаженства, которое можно сравнить с христианским блаженным лицезрением бога.
Буддисты и индуисты ожидают своих последовательных перевоплощений с ужасом и отчаянием, ни на что не надеясь больше, кроме как на полное уничтожение своего собственного «Я».
Католическое учение и практика так подчеркивали значение ада и чистилища, что едва ли можно было ожидать, что массы людей будут особенно сильно жаждать бессмертия.
Святой Фома Аквинский не хотел, чтобы ад забывали даже в раю, заявляя: «Чтобы не было никакого ущерба счастью блаженных на небесах, перед ними открывается превосходное зрелища на муки осужденных». Это заявление основывалось на общем принципе, согласно которому сознание противостоящего несчастья увеличивает наслаждение от какого угодно удовольствия.
Англия, знаменитый проповедник Иеремия Тэйлор: «Мужья увидят, как на их глазах подвергаются пыткам их жены, родители увидят мучающихся детей, ад будет набит телами осужденных, как винный пресс виноградными гроздьями, и они будут сдавливать друг друга, пока не лопнут».
Америка, известный пуританский богослов Джонатан Эдвардс: «Бог, который держит тебя над преисподней, все равно как кто-нибудь держит паука или какое-либо другое противное насекомое над огнем, ненавидит тебя и страшно возмущен тобой; его гнев против тебя горит как огонь… Ты в 10000 раз более отвратителен в его глазах, чем самая омерзительная ядовитая змея в наших… Было бы ужасно испытать эту ярость и гнев всемогущего бога в течение одного мгновения; но ты должен выносить его в течение целой вечности. Не будет конца этому изысканно ужасному страданию».
Шарль Ренувье (88 лет, за несколько дней до смерти): «Когда человек стар, очень стар и привык к жизни, очень трудно умирать… Молодые люди принимают идею умирания более легко и, может быть, с большей охотой, чем старики. Когда человеку больше 80 лет, он робеет и боится смерти. А когда человек знает, что смерть близка, и не может уже больше в этом сомневаться, то его душой овладевает глубокая печаль»
Пока мы не прожили 6 десятилетий, мы говорим, что никогда не поздно исправить ошибки, но на 6, 7 и 8 десятке эту поговорку гораздо труднее применять. Люди на этих более поздних этапах зрелого возраста склонны более настойчиво предаваться мечтам о второй жизни, где у них будет еще одна возможность, где обстоятельства будут более благоприятны и где им действительно удастся сделать то, на что они способны.
Илья Мечников, знаменитый русский биолог, считал, что желание жить не уменьшается, а, напротив, имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. Сам Мечников был горячим сторонником развития т.н. «инстинкта смерти», т.е. положительного желания старых людей умереть, похожего на желание спать, появляющееся вследствие усталости. Он считал, что почти каждая человеческая смерть является преждевременной и вызывается каким-нибудь насилием – болезнью. Поэтому этот потенциальный инстинкт не получает возможности выражения. Его идеалом был «ортобиоз», т.е. развитие человеческой жизни, при котором она проходит через долгий период активной старости с могучим здоровьем, приходя к последнему периоду, в котором будет наличествовать чувство сытости жизнью и желание смерти.
Horror vacui (лат.) – боязнь пустоты.
Ужасы умирания значительно преувеличены. Последние моменты жизни для огромного большинства не являются пыткой.
Видный английский врач сэр Арбетнот Лэйн: «У людей, которые в течение всей жизни страшно боялись смерти, этот страх оставлял их и заменялся чудесным состоянием мира и покоя. Ни разу не встречался человек, который действительно негодовал бы на смерть, когда наступал его последний час. Люди до тех пор, пока могли, отчаянно цеплялись за жизнь; быть может, они горько сожалели о разлуке со своими друзьями и со всем, что они считали дорогим, но ни один из тех, кто сохранял сознание до конца, никогда не рассматривал смерть как ужасное завершение жизни. Во всех таких случаях она приходила как совершенно естественное и безмятежно происходящее событие».
Сэр Уильям Ослер, известный хирург: «Огромное большинство не проявляло никаких признаков того или иного состояния; подобно их рождению, их смерть была сном и забвением».
Но каковы бы ни были факты, люди давно привыкли относить на счет смерти всю ответственность за фактические и мнимые неприятности процесса умирания.
У нас имеется верное и несомненное чувство относительно объективного, хотя и невидимого присутствия умерших. Мы можем видеть умерших, говорить с ними и даже касаться их в сновидениях. Живые люди искренне говорят, что даже во время бодрствования они находятся в общении с душами умерших.
Люди будут «видеть» различного рода призраков и привидения до конца времен.
Свидетельство о публикации №212112300656