репутация и квадрат малевича

        Есть у бразильского писателя Жоржи  Амаду роман «Лавка чудес».  Герой романа Педро Аршанжо – жизнелюб, любимец женщин, мастер национального танца капоэйры,   как-то с помощью своего приятеля из университетской типографии в Баие напечатал скромным тиражом брошюрку, где  изложил свои мысли о национальной бразильской культуре. Книжку эту никто в Бразилии не заметил, а  сорокапятилетний педель Педро Аршанжо умер в нищете, не имея денег даже на рюмку киншасы.  Хоронили его хозяйка местного борделя и ее «девочки», которые были для Педро как родная семья. Через несколько лет   Баию проездом посетил молодой, но уже очень известный  профессор Колумбийского университета, который упомянутую брошюрку случайно где-то как-то прочитал.   Для Баии приезд профессора был значительным событием,  и в аэропорту профессору устроили пышную встречу.  В ответ на  приветственную речь профессор отметил, что рад оказаться на родине замечательного человека и выдающегося мыслителя Педро Аршанжо. Администрация города была в замешательстве, потому что понятия не имела об этом самом Педро, а  журналисты, присутствовавшие  на встрече, поспешили в город, чтоб раскопать об Аршанжо все, что только можно.  И вскоре Педро Аршанжо стал национальным героем, а его  жизнь и деятельность стала объектом исследований и восхищения.
        Эта выдуманная писателем история,  по-моему, весьма правдоподобна,  и  в  наше время  мы то и дело натыкаемся на что-то похожее.  Ведь очень нередки  случаи, когда  популярность в искусстве обретается  таким вот образом,  –  какой-нибудь искусствовед авторитетно заявит, или случайно обронит несколько восхищенных, или даже просто одобрительных фраз... И вот уже мнение подхвачено искусствоведами с авторитетом  поскромнее,   потом – журналистами... А дальше и мы, обыватели,  принимаем все это на веру...
        Например, не по сходной ли  схеме создавалась репутация картины Малевича «черный квадрат» ?
        Или же, – другой пример…  Недавно   в каком-то  заурядном сериале  два персонажа – молодые женщина и мужчина, – обменивались время от времени следующими  фразами:
она, мечтательно глядя в небо: « Ведь, если звезды зажигают ...»
он глубокомысленно: «... значит это кому-нибудь  нужно!»
она восторженно подхватила: «...чтобы каждый вечер
над крышами  загоралась хоть одна звезда?!»

        К этим строчкам  из раннего В.Маяковского мы часто обращаемся, подозревая, что в них скрыт какой-то  неявный, но, если хорошенько подумать, - очень глубокий смысл.   Я попытался прояснить для себя этот скрытый смысл, но ничего не прояснил.  Что  может означать: «если звезды зажигают... и т.д.»? Что все в природе целесообразно? Если это и так (хоть сам по себе тезис сомнителен!), то что в этом мудрого и поэтичного? И как это касается людей, человечества вообще? А может быть,  мы здесь просто имеем проявление юношеского романтизма двадцатилетнего Маяковского и  его пристрастие  к красивым литературным оборотам?

        Любопытно было бы исследовать, кто первый стал цитировать эти, или иные  строки из иных произведений, кто первым авторитетно высказался о творчестве  Малевича и авангардистах, или  о графике Пикассо...   Иначе говоря, кто был виновником той или иной репутации, заслуженной или не очень?..


Рецензии
Спасибо, Ив!
У Вас глубокие и остроумные миниатюры о Малевиче, "Мастере и Маргарите", Познере и др. Уверен, и остальные на таком же высоком уровне.
Удачи Вам!
С уважением,
Виорэль Ломов.

Виорэль Ломов   21.09.2014 12:36     Заявить о нарушении
Спасибо! А я только что смотрел вашу миниатюру про муху на стекле - очень легкая ажурная вещица...Сейчас дела, а позже с интересом вернусь к Вашим рассказам.
С уважением...

Ив Жовайр   21.09.2014 12:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.