О поэзии

            Знакомство с поэзией начиналось у нашего поколения с первыми книжками в детстве: стихами Корнея Чуковского, Агнии Барто, Сергея Михалкова и, конечно же замечательными сказками в стихах А.С. Пушкина. Позже в школе уже требовалось заучивать стихи русских классиков в лице А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, баснописца И.А. Крылова. Кому-то это давалось легко, у кого-то это в силу разных причин вызывало затруднения и даже иногда неприятие..
          Наконец у многих наступал момент, когда появлялась потребность пытаться писать собственные стихи. У меня это совпало с очередной влюблённостью, которая неожиданно переросла в серьёзное чувство, не отпускавшего меня лет пять. Я даже завёл тетрадь, в которой долгое время красовалось написанное аккуратным почерком что-то вроде: «Приморье, Приморье, родные края, широкие просторы, зелёные луга! Тайга неодолимая встаёт густой стеной, здесь океан играет холодной волной..».
Года через два уже в девятом классе, когда изучение русского языка по существующим программам закончилось, у нас появилась новый преподаватель литературы – Знаменская Нина Леонидовна. Раздавая классу первое проверенное сочинение, не помню уж по какой теме, предупредила нас:
             - Не удивляйтесь тому, что у вас будет стоять двойная оценка: первая за литературное раскрытие темы, вторая за грамотность.
Мой опус был ею оценён в 5/1. Собрав после занятий человек, пять, таких же «успешных» учеников как я, Нина Леонидовна обратилась к нам со словами:
             - Симпатичные ребята, неплохо успевающие по другим предметам.. А вы знаете, что не поступите ни в какой ВУЗ из-за сочинения на вступительных экзаменах..
В общем, занимались мы дополнительно русским языком  вплоть до окончания школы. Занятия чаще проводили хорошо успевающие одноклассницы. Сама Нина Леонидовна обычно проводила с нами итоговые, «закрепляющие» занятия. Не буду говорить даже о том, как это нам всё пригодилось при вступительных экзаменах и в последующей жизни! Отношение Нины Леонидовны к нам как к равноценным партнёрам в обучающем процессе невольно подтягивало меня, заставляя основательно готовиться к занятиям по литературе, и не отсиживаться молча, а активно участвовать в раскрытии темы и обсуждениях..
Итогом таких моих «внутренних» преобразований явилось неожиданное предложение поучаствовать в общешкольном конкурсе литературных сочинений по теме: «Берёзы». Ответить отказом любимому преподавателю было не удобно, и я дал согласие на участие недели за четыре до дня сдачи готовых  работ.. Долгое время я не знал с какой стороны подступиться к теме, пару раз пытался что-то написать, но ничего путного у меня при этих попытках не получалось. Хватился и опомнился я дня за два до контрольного срока, когда отступать, как говорится, уже было не куда. Неожиданно вспомнились мои попытки «поэтического» творчества двухгодичной давности и после бессонной ночи к утру появилось стихотворение:
               
                Березы
               
                У березы, как у человека,
                есть душа и сердце, знаю я!
                У березы оно тоже ноет
                и тогда взгрустнётся ей не зря!

                *  *  *
                В сорок первом, в тяжкую годину,
                в дни, когда в стране гремит война,
                уходили в бой с врагом мужчины-
                не вернулись многие тогда.


                Расставались с милыми ребята,
                нежно прижимая их к груди...
                Только верили тогда солдаты,
                что Победа будет впереди!
 

                Но не сразу, а с тяжёлым боем
                удалось нам землю отстоять.
                Может, в этом помогли березы,
                что в лесу за балкою стоят?


                Видно в этом их и есть заслуга?
                Это всё родное навсегда:
                и берёзы, и поля, и горы,-
                здесь стоять должны мы до конца!

 
                А потом прорыв - и в наступленье!
                И остались в тени у берёз
                скромные могилы боевые
                тех, о ком пролито много слёз!
               
                *  *  *
                У берёзы, как у человека,
                есть душа и сердце, знаю я!
                У берёзы оно тоже ноет
                и тогда взгрустнётся ей не зря!

На следующий день я сдал работу. Успокоился и благополучно забыл о проделанном. Шансов быть замеченным, а тем более попасть в призёры, как я считал, было у меня не много. Каково же было моё удивление, когда при подведении итогов конкурса я, ученик 9 класса, был объявлен победителем среди учащихся всей школы! А само стихотворение было помещено на специальный стенд, посвящённый конкурсу и отпечатано на пишущей машинке!
Однажды ко мне подошла девочка, в которую я был влюблён и спросила:
                - Женя, а у тебя есть ещё стихи? Дай, пожалуйста, почитать..
Это стихотворение у меня было вторым стихотворением в жизни!?


Рецензии