Из поучений Григория Флегонтовича о молитве
Но «говорить» это - обмениваться информацией, куда входят приказы и просьбы. Крик и окрик часто бывают желанием получить ответную информацию и информацией сильного желания. Часто мы непроизвольной реакцией (рефлексивно) информируем о своих чувствах, но эта информация, не предназначенная кому-то извне, больше всего играет роль в нашей жизни (и интересует других).
Умолять – усиленная просьба часто связанная с желанием изменить естественный «ход событий».
Разговор с собой – самоанализ.
Разговор с другими – высказывание, речь, беседа, поучение.
Разговор с силами Небесными – МОЛИТВА.
- Что же такое молитва? Нужна ли она, если Господь знает о наших нуждах прежде, чем мы осмыслили их?
- Нужду нашу знает, и всё сделал, чтобы мы могли достичь вожделенное. Но свою дорогу мы выбираем сами. Господь создал нас по своему образу и подобию. Он насилия не приемлет … «Безначальный и Вечный Свет, Который не имеет изменений в силе и не оставляет затенённого места на Своём пути (Безначальный и Присносущий Свете, у него же несть применение, или приложения осенение» - Пятая молитва св. Василия Великого из утренних молитв.).
И молитвы за других – наш выбор, в котором мы отражаем свой внутренний мир.
Молитва это разговор с Силами небесными и Самим Богом. Разговор, при котором мы, безусловно, признаём свое место в этом мире и не претендуем на любое другое. Мы радуемся и прославляем Творца. И в своём положении ищем благочестия. Мы бодрствуем, и просим помощи свыше. Вера, надежда и любовь – вот, в чём суть молитвы. Если же в истерике сыплются проклятия и требования, оправдание своего падения, это не молитва, это грех и глупость.
Молиться надо глубоко осознав, что мы «снизу» к вышним возносим. Не заученные фразы, нет, а осознанные, по существу, свои, часто по известному примеру (правилу) святых отцов. Не прочитывать, не «вычитывать», а глубоко прочувствовать. Прежде всего, должно быть внимание, благоговение и покаяние. Затем, полное доверие к Всемогущему. И «да будет воля Твоя!» должно заключать любую молитву.
Даже не мечтать о благодатных плодах молитвенного подвига, выражающихся в особенных телесных ощущениях. Прелесть это.
Заклинания, многословия не помогают, а вредят душе. С повторами – иное дело: они говорят о настойчивости молящегося.
А к духовному пению надо относиться как к возбуждению души к молитве. А при хорошем исполнении и - к молитвенному настроению слушающих. Это не повторение заученных фраз при бездумной молитве. То же и при чтение Псалтири, так как это не молитва. Читаем Писание: «Научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословиями и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.» /Кол. 3. 16./ И: «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» /Еф. 5.19./, «Злостраждет ли кто из вас? Пусть молится. Весел ли кто? Пусть поёт псалмы». /Иак. 5.13./
Главное, что Богомыслие должно быть постоянным.
Руководство (правила) надо отличать от самой молитвы. Надо понимать, что открывая молитвенник, видим только сконцентрированную мудрость молитвословий. Нам предлагаются молитвы утренние, молитвы в продолжение дня, молитвы на сон грядущий, молитвы, читаемые на различных богослужениях, молитвы «на потребу различну», некоторые псалмы, чувствования верующего изображающие, акафисты (хвалебные песнопения, состоящие из кондаков /кратких описаний отмечаемого праздника или жизни святого/ и икосов /хвалебных молитвенных воззваний/, расположенных в определённым порядке), каноны ко Господу, Богоматери, Ангелу Хранителю, на исход души и последования ко Святому Причащению и после него. Другими словами, предлагаются правила, каноны. Причём, собственно КАНОНЫ названы так, потому что (песнопения) составлены по канонам /первые строки по размеру и напеву задают тон остальным. Это ирмосы, которые связывают все остальные стихи, тропари/. В каноне от девяти до двух частей (песен), а последование - порядок следования одного за другим.
Нам предлагаются церковные образчики. И они прекрасны. Но это не заклинания. Мы должны, произнося их, душу в них вкладывать. Не с выражением прочитывать, а отыскивать в самих себе отклик и гармоническое согласие. Вот здесь надо быть особенно быть осторожным. Что допускает вариации, а что нет. Молитвы собственные должны быть сугубо личными. По примеру, порядку и полноте, данным молитвам святых отцов. А «из песни слов не выбросишь».
Как бесцветный кристалл радует нас разноцветьем при преломлении солнечного света, так же мы должны радоваться при встрече разночтений в Писании. В таких местах мы чувствуем дыхание автора. Та же «молитва Господня» имеет разное прочтение у разных Евангелистов /у Ев. Матфея в 6 главе 9 -13 стихи и у Ев. Луки гл.11. 2-4./. У Матфея читаем: «Молитесь же так:», у Луки же: «Когда молитесь, говорите:» . Слова Христа передаются не как формулы для повторения, а как учение. Возможны и варианты переводов. А может быть ошибки и вставки переписчиков. Будем настороже. Например, в Этой же молитве у обоих Евв. сказано «оставляем» (по-славянски), в синодальном же переводе – «прощаем». В этом же переводе у Матфея читаем «не введи нас во искушение», как у Луки, хотя в славянском варианте «не введи нас в напасть», что делает у Матфея более понятным противопоставление с «избави нас от лукавого. (Просим пощадить нас от собственного ошибочного выбора по своим страстям и от силы чуждой, бесовской, чтобы не быть ею пленённой.)
- А молиться надо всегда оборо¬тясь на восток?
- Ишь ты какой! На Восток иногда напрасно, преждевременно, смотреть. Даже в «восточной мудрости» есть рассказ, что первые Солнце видят те, кто смотрит на запад, на западные вершины гор, которые первые освещаются (высвечиваются, окрашиваются) восходящим светилом. И ты не смущайся, посмотри сначала на тех, кто любуется Солнцем. Они наверняка на западе, впрочем, и на севере, и на юге, и, конечно, на востоке.
Красный угол устрой, если условия позволяют, в восточной части своего жилища. И наполни это символическое расположение почитанием. Но помни, что Христос сказал: «Когда молишься, войди в комнату свою и затвори дверь свою. Помолись Отцу твоему, который втайне. И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» /Мф. 6. 6./.
Не сказал: обратись на восток, а призвал к непоказной молитве, без многословия, «ибо знает Отец ваш, в чём имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» /Мф. 6. 8./, куда бы вы не обо¬ротились.
– А глаза в небеса должны устремляться?
– Опять то же. Не глаза, а – душа. Глаза и долу могут проникать внутрь, где Бог.
Но есть и продолжение нашего рассуждения.
Однако кое-что надо «застолбить».
Свидетельство о публикации №212112401672