Отцы цивилизации

Что человечество унаследовало у Шумера.Записки читателя.


Прошлое передаёт накопившийся опыт, преемники, в свою очередь, приумножив наследие, оставляют его потомкам – проверенные временем  результаты, которые  дают жизнь новым преобразованиям.

Источники и место рождения того или иного явления или процесса, зачастую забываются и предаются забвению. История сохраняется в мифах, сказках и преданиях.

Однако, присущая  человеку жажда познания рано или поздно, через столетия или даже тысячелетия побуждает изучать прошлое, искать начало начал.

Не познать настоящее без знания прошедшего, да и будущее строится на фундаменте  накопленного опыта.

Изучение истории человеческого общества было присуще и античным историкам, и в средневековье. Но такие исследования были чрезвычайно редки, носили описательный характер и имели сомнительную достоверность.

Это, прежде всего, касается рассматриваемой ниже темы – истории цивилизаций Ближнего Востока.

И лишь в последние двести с небольшим лет, благодаря энтузиазму сначала любителей, а затем специалистов, стала формироваться теория исторического развития общества. При этом инструментом познания следует считать, помимо собственно истории, археологию, обнаруженные артефакты,  древние записи, материалы по религиоведению  и др.

Не ставя своей задачей, обзор проводимых изысканий, укажем на отдельные  результаты исследований, которые, тем не менее, позволяют говорить о целостной картине существования первых цивилизаций.

Только в 1802 г. увидела свет работа  немецкого учёного, между прочим, литератора, Георга Гротефенда, посвященная расшифровке клинописных рукописей, обнаруженных на юге современного Ирака.

Лэйярд Остин, отец ассиро-вавилонской археологии, в 1839 году, в 44 км от
Багдада, открыл Ниневию, столицу древней Ассирии.

А затем Г.Роулинсон, а также  Ю.Оперт и Э. Хинкс, внесли существенный вклад в расшифровку  аккадского и шумерского языков.

Потом немцы, англичане, французы в Х1Х и ХХ вв. проводили археологические раскопки, расшифровывали древние письмена, исследовали артефакты.

Такая же работа велась в прошлом веке и другими научными заведениями и организациями, стоит упомянуть Пенсильванский университет, Йельский университет, Археологический музей Стамбула, Академию наук СССР.

Большой личный вклад в изучение истории Шумера внёс  американский учёный Самуэль Крамер, посвятивший многие годы изучению Шумера и, по сути, создавший шумерологию.

Список организаций и учёных, работавших и работающих в данной области, безусловно, заслуживает описания. Но, к сожалению, такие описания выходят за рамки настоящей работы. Поэтому, мы остановимся  на относительно устойчивой исторической позиции, что позволит довести наши рассуждения до собственных выводов и объяснений.

Итак, в этой работе предпринята попытка эскизно очертить  зарождение первых цивилизаций, наследственность, передаваемая новым  государствами и народами, связь и преемственность уходящих и приходящих общественных формаций. Понятно, что цивилизация описывается определёнными характеристиками: структурой, управлением, экономикой,  культурным и духовным содержанием.

 Существования организованных сообществ, с конца неолита, время от времени подтверждается последними археологическими открытиями. Так, в Болгарии обнаружены развалины каменных строений, воздвигнутых более двенадцати тысяч лет тому назад,  стены древнего Иерихона стояли ещё семь тысяч лет до нашей эры и т.д. Даже, если согласиться с такими оценками, то отмеченные сенсационные открытия всё-таки не могут приниматься в качестве свидетельств существования цивилизации.

Место рождения первой человеческой цивилизации – Ближний Восток, Месопотамия, оно же Междуречье, Двуречье. Да, да, там, где был Эдем, откуда были изгнаны Адам и Ева, давшие нам жизнь.

Время действия, не мудрствуя лукаво, тоже примем из известных нам источников – около четырёх с половиной тысяч лет до нашей эры. Имя и  место происшествия – Шумер. И население его шумеры, неизвестно откуда пришедшие.

Заметим, что есть свидетельства  о существовании поселений в Междуречье еще до прихода шумеров, но все их можно пересчитать на пальцах одной руки. Эту эпоху археологи назвали времена Обейды .

Обнаружены артефакты, подтверждающие жизнедеятельность в Междуречье до шумеров.  А в шумерских источниках говорится о городе-государстве Аратта, расположенным где-то в районе Каспийского моря. При этом некоторые исследователи предполагают, что Аратта является прародиной шумеров.
 
Мысленно перенесемся в далёкие времена, в Шумер, в тёплые плодородные края. Много солнца, много воды, ила и кругом болото. Правда, более ничего существенного там не было. Тем не менее, предприимчивые и работящие шумеры  создали там государство, точнее, города-государства.

Ирригационные сооружения позволили организовать сельское хозяйство на плодородных почвах. Ил, спрессованный в кирпичи, послужил добротным строительным материалом. Сложившаяся структура общества, совместная работа и борьба за существование стали фундаментом первого государства

Однако, по нашему мнению имелась некая духовная мотивация существования и развития общества. Мы имеем ввиду религию.

Историки, описывая Шумер и сменившие его государства м народы, зачастую рассматривают шумерскую религию как один из признаков, указывающих на формирование в Междуречье развитого общества. Мы имеем достаточно материальных доказательств существования у шумеров религии. Сохранившеися гимны богам, литературные источники, мифы и предания позволят нам понять значение религии в Шумере, оценить ее влияние как на жизнь общества в целом, так и на каждого гражданина в отдельности.

Экономической основой существования Шумера являлось сельское хозяйство. Упорный труд шумеров на протяжении нескольких столетий создал самодостаточное обеспеченное сообщество.

Ирригационные сооружения превратили болотистую равнину в плодородную пашню и пастбища для скота. Плодородная земля давала два урожая в год.

Судя по всему, ремесленники удовлетворяли нужды потребителей, используя как собственное сырьё, так и приобретаемое на рынке.

Развивалась торговля, причём как с соседями, так и морским путём. И парус впервые появился в Шумере, когда этого потребовала экономика.

Была организована армия, хорошо вооружённое регулярное войско. Своими победами над соседями Шумер был обязан своим превосходством  в вооружении и организации ведения войны.

Исследователи утверждают, что шумерская цивилизация была городской, хотя и основывалась на сельском хозяйстве.

Страна  Шумер состояла из нескольких городов-государств. Вокруг обнесённого высокими стенами города располагались принадлежавшие ему деревни и поселения.

Структура общества была представлена такими социальными стратами, как знать, богатая прослойка населения, владевшая большими поместьями; так называемые общинники, коллективно владевшие землёй,  и «клиенты».

Клиентами считали и храмовых иждивенцев, и ценных ремесленников, некоторым из них выделялись небольшие наделы земли, труд других оплачивался. 

Общество было рабовладельческим, но как свидетельствуют источники, к рабам относились хорошо, Раб мог выкупить себе свободу и обладал некоторыми правами: мог участвовать в совместной работе со свободными, занимать деньги в долг и т.д.

Во главе города стоял «большой человек», избираемый из среды свободных граждан, В случае принятия важных для государства решений, свободные граждане созывались на двухпалатную «ассамблею», включающую палату «мужей» и палату «старейшин».

Отдельно остановимся на сословии храмовых священников и служителей.

Главным сооружением шумерского города был храм. Это было самое высокое и самое красивое здание города.

Согласно верованиям и убеждениям шумеров, боги создали людей для служения. Признание и благодарность создателю формировало идеологию поклонения и прославления богов, что и выражалось в строительстве храмовых сооружений, ритуалах и церемониях.

Жрецы были влиятельнейшим сословием , определявшим духовное содержание и развитие общества.

Самыми выдающимися достижениями шумерской цивилизации считается клинописное письмо и система образования. Шумерская письменность распространилась по всем странам Ближнего Востока, имеются доказательства о её влиянии на создание египетского письма. Шумерская письменность мотивировало совершенствование письма у многих народов и привело к созданию алфавита, арамейского и финикийского, давшего начало античным и современным алфавитам.

Шумерская  система обучения распространились на всём Ближнем Востоке, а адаптированная и усовершенствованная получила распространение во всём  мире.

Обучение шумеров проводилось с раннего возраста. Существовала школьная администрация. Были руководители школ, учителя, учебники. Детям выдавались домашние задания, нерадивых учеников наказывали. (Порка школьников за проступки и в назидание сохранялась, как известно, до недавних пор)

Школьники учились писать, изучали родной шумерский язык, математику. В частности школьные учебники, обнаруженные исследователями, содержат таблицы умножения, квадратов и квадратных корней, кубов и кубических корней,  показательные функции и т.д.

Второй вид обнаруженных математических текстов связан с нахождением чисел Пифагора, извлечением кубических корней, решением уравнений, имеющих практический характер и т.д.

Были найдены таблицы с медицинскими, лучше сказать с фармацевтическими сведениями, а также медицинские учебники, правда, с непонятными в наше время названиями болезней.

Следует упомянуть о художественных ремёслах и творчестве шумеров. До наших дней дошли скульптурные малые формы, различные барельефы, драгоценные украшения и прочие изделия прикладного искусства.

Храмовая архитектура, с подачи шумеров, явилась началом  зодчества в государствах Месопотамии и впоследствии в соседних странах.

Бегло упоминая о тех или иных сторонах шумерской цивилизации, мы лишь обозначаем области и направления, в которых они проявлялись. При этом мы должны понимать, что это были первые значительные достижения человеческого разума.

Глубокие духовные и интеллектуальные аспекты жизнедеятельности шумеров, открывает нам знакомство с их литературой. Нельзя согласиться  с утверждением, что вся шумерская литература была религиозной. Эпические поэмы, лирические сочинения, мифы и пословицы отличаются и по содержанию и  по форме от гимнов и плачей, исполняемых в храмах. Шумеры были первыми творцами эпической литературы. Цари содержали менестрелей, сочинявших произведения о подвигах героев, их бесстрашии и похождениях, певцы и музыканты устраивали театрализованные представления

Сегодня можно познакомиться с такими литературными произведения шумеров как диспуты, эссе и, наконец, пословицы. Пословицы были сгруппированы по, так называемым, тематическим сводам. Парадоксы и противоречия, остроумие и ирония, надежды, недостатки и т.п. показывают живое и полнокровное существование шумеров.

Шумер, развиваясь, как государственная система, имел законодательную и правовую систему. За справедливость и законность в стране отвечал лично царь, но реально и государственный контроль, и судопроизводство находились в руках администрации. Это приводило к бюрократии в худшем её проявлении, правонарушениям и коррупции.

 Важнейшим результатом становления законодательства в Шумере явилось формальное изложение законов в виде законодательных сводов и положений. Судопроизводство строилось на основе утверждённых письменных законов. Налогообложение также имело законодательную базу. Кажется, не было  бытовых или социальных конфликтов, правонарушений, хозяйственных и деловых претензий и др. обойдённых правосудием.

Дотошная фискальная система, налогообложение, различного рода санкции и штрафы также проникали во все стороны деятельности. Примечательно, что всё это было формализовано в виде актов и положений.

И, наконец, поговорим о религии и теологии.  Коротко и по существу.

Так, Самуэль Крамер выделяет три важнейших аспекта религии шумеров:

 Создание космологии и теологии, ставших основой религий всего Ближнего Востока;

– Создание обрядов, ритуалов и церемоний, богослужений и богопочитания;

– Сочинение гимнов, молитв и песнопений богам;
– Создание мифов и  эпических произведений, прославляющих божественное начало и  божественное участие в жизни людей.

Согласно космологии шумеров существовало первичное море, в
котором зародилась Вселенная, «земля-небо». Между землёй и небом, была подвижная «атмосфера» (она же дух, дыхание, ветер, воздух). В связи с этим вспомните «и Дух Божий носился над водою». 

После разделения неба и земли возникла жизнь: растительность, животный мир, человек.

Управляли вселенной, всеми явлениями и процессами, всем живым и неживым – боги. Но и боги действовали в соответствии с замыслом , согласно законам и правилам. Божественный пантеон состоял из семи богов, «вершащих судьбы», и пятидесяти «великих богов».

Во главе пантеона стоял бог Ан (Эн) и богиня Ки (Нинхурсаг), они-то и являлись  прародителями всех богов.  Вторым по значению в пантеоне считался бог воздуха Энлиль. Со временем произошла ротация и  Энлиль занял место «отца богов», «владыки небес и земли», «царя всех земель».

Третьим по значению был мудрый и умелый Энки, великий организатор и исполнитель, который воплощал в жизнь  замыслы и идеи Энлиля.

Богиня-мать, помимо того, что являлась прародительницей всех богов,  также  играла главную роль в рождении человека. В одном из мифов, посвящённых Нинхурсаг, описывается  Эдем, и говорится о запретном плоде. 

Здесь мы бы хотели подчеркнуть мысль о существования «главного бога», что по нашему мнению, даёт возможность признанию главного бога – единственным.

Для понимания роли религии  в жизни шумерского общества важно то,  что верховное божество признавалось в качестве личного бога. 

Личный бог мог быть у отдельного человека, того или иного шумерского города, был личный бог союза городов и государства. Боги по образу и подобию походили на людей. Но они были бессмертны и всесильны.

Шумерские священнослужители создавали церемонии и ритуалы богослужения. Храмовые службы и обряды, гимны и песнопения, посвящённые богам  проходили в обстановке торжественности и создавали атмосферу духовного религиозного подъёма.

Музыканты и певцы, хоровые исполнения и театральные представления сопровождали храмовые торжества и зрелища.

Огромную роль в религии и духовной культуры в целом играли поэты и писатели, барды и менестрели.  Их  сочинения – мифы, эпические произведения, гимны и лирика формировали духовную среду общества.

Герои произведений боги и люди устраивали мироздания, совершали подвиги, организовывали жизнь людей.

Мифология, эпос и литература также были на службе у религии. В то же время на их основе развивалась  светская литература,  поэзия, прозаические произведения, а также "народное творчество", басни, пословицы.

Тысячи глиняных табличек, содержащих данные произведения, являются кладом мировой культуры.

Здесь мы встречаем повествования о сотворении человека,  а женщины из ребра бога Знки, о всемирном потопе, этические религиозные догматы, которые впоследствии стали основой последующих религий.

Центром жизни шумерского города-государства являлся храм.  Из скромного святилища храм превратился в функционально организованное религиозное учреждение с кастой священнослужителей и обслуживающим персоналом, с рабочими и рабами.

Можно считать, что основы религиозной организации и структуры также берут своё начало в Шумере.

Главным мотивом, определяющим поведение шумеров, являлось убеждение в том , что боги создали людей для служения себе. От человека требуется преданно служить богам, прославлять их и просить у них милости.

Поэтому не удивительно, что в религиозной литературе встречается «мотив Иова». Благополучный и верующий человек становится несчастным и нищим. Но не жалуется на судьбу, а продолжает славить бога. И ему воздаётся. Эта тема получила развитие в иудейской Книге Иова.

Нужно отметить и  другие переходящие темы. Так, младенец  Саргон Древний также приплывает в корзиночке и берётся на воспитание в царский дом. Правда, это происходит за тысячу лет до Моисея и т. д. Исследователи приводят десятки параллелей между Пятикнижием Моисеевым и преданиями шумеров (или первых преемников Шумера, Ассирии и Вавилона)

Осторожно обращаясь со Святым Писанием,  ниже мы попробуем дать объяснение такой преемственности.

Шумеры считали себя, как и впоследствии евреи, «богоизбранным» народом. По их мнению, боги избрали Шумер местом своего обитания. Шумеры составляют священное сообщество, которое находится в близких отношениях с богами, ближе, чем какой-либо другой народ. Высокие моральные качества шумеров,  сложившиеся за многие годы, отвечают воле богов.

Шумеры воспитывали в себе доброту и  справедливость, свободу, милосердие и сострадание.  И осуждаемыми обществом считались человеческие пороки: зло, лживость, извращение, жестокость и т.д.

В то же время , что по отношению к другим народам, они не были снисходительны в своих оценках, Так амореи, предки вавилонян и евреев – это дикари, «амуру…который ест сырое мясо, у которого в течении всей жизни нет дома, и после смерти он лежит незахороненный»; жители Урарту – хамы и дураки; народ марту – раболепное племя.

Напомним, что представленный нами обзор – беглый и эскизный, мы постараемся развернуть то, что необходимр  для аргументирования нашего тезиса о преемственности и наследования духовных и материальных достижений Шумера другими переднеазиатскими народами, а затем и остальным человечеством.

В настоящее время Шумеру посвящены многие научные и популярные работы, базирующиеся на солидных археологических данных.

В то же время в некоторых публикациях образование Шумера, его мифы и предания, религиозные основы и т.д. толкуются с модных позиций инопланетного происхождения или мистики.

Наша задача, на основе имеющихся результатов археологических и других обоснованных исследований, выявить вещественные и духовные ценности шумеров, воспринятые последующими цивилизациями. Ведь на базе этого наследия новые народы создавали свои цивилизации и совершенствовали материальные, гуманитарные и духовные  организации и структуры.

Преемственность  заключалась в принятии достижений Шумера, усвоении его опыта, подражании  его обычаям. И, главное,  полученное  достояние стимулировало развитие и совершенствование приобретений.

Преемственность являлась двухсторонним процессом.  Земли, завоёванные Шумером, включались в его материальное и духовное пространство.
С другой стороны в Шумер мирно проникали соседние народы и, прежде всего,  семитские племёна из Аравии.

Со временем на смену Шумеру приходят новые государства и народы, овладевшие шумерским наследием.

Вавилон и Ассирия, прибрежные страны Средиземноморья, а также страны-соперники, такие как Персия,  позднее  игосударство хеттов впитывали  прямо или опосредовано наследие Шумера. Есть основания полагать,  что и последующие государства античности: Карфаген, Греция и Рим испытали влияние Месопотамской цивилизации.

Самуль Крамер предлагает оценивать шумерское наследие,  начиная с его политической и социальной структуры. Итак, рассмотрим город-государство.

Общественный строй первых шумерских городов-государств представлял собой сельскую общину. Переход общинных земель в частную собственность определил социальное  расслоение общества.

Есть  чиновники, ремесленники, торговцы, крестьяне и, конечно, воины.. Воины и чиновники являлись особой группой землевладельцев, Они получали земной надел за свою службу и на период службы.

Особое значение приобретало жречество, занимавшее привилегированное положение в обществе.

И замыкали социальную иерархию рабы, которые рекрутировались из пленных и из должников.

Это ли не типичная структура практически любого древнего общества, с  некоторыми дополнениями и изменениями, характерными для конкретного государства?

Однако принципиальным положением является то, что в Шумере  такая система сложилась впервые.

Руководил обществом – лугаль, «большой человек». Общество состояло из свободных граждан, из которых избиралась двухпалатная «ассамблея», для участия в управлении государством. Лугаль был «верховным командующим» и лично руководил строительством и эксплуатацией ирригационных сооружений.

Со временем лугаль превратился в монарха, чиновники в бюрократическую машину.  Монарх стал верховным законодателем и правил «по поручению бога Солнца всё знающего».
Государственный строй Шумера стал представлять структуру, называемую  современными западными авторами "восточной деспотией".

Однако не является ли такая "деспотия" типичной для цивилизаций речных долин, опиравшихся на мощные ирригационные системы? Заметим, что в те времена, когда появлялись эти цивилизации, предки западных исследователей жили первобытным обществом и активно занимались людоедством.

Более того, такая государственная система встречается в определенные периоды почти у всех стран, естественно со своими коррективами на местные пороки.

Авторство государственного законодательства также принадлежит шумерам.
Историю права не понять без записей древних шумерских законов и правил. Интересен тот факт, что в шумерских судах считалось необходимым оформлять все дела в письменном виде. При этом обязательно указавались вина и наказание и.т.д. Суды рассматривали всевозможные виды правонарушений,  начиная от колдовства до нарушений по службе.

Суды состояли обычно из трёх человек. Есть записи, в которых перечислены все судьи. Есть записи, описывающие  процедуру судебного процесса и.т.д.

Полученное от шумеров законодательство и право спустя несколько столетий нашли отражение в так называемом  Кодексе Хаммурапи. Сам Хаммурапи правил Вавилоном в ХVIII веке до н.э..

Статьи кодекса расположены по отраслям права. В числе основных юридических категорий рассматриваются:

– Право собственности.  Очевидно, что существовала государственная, дворцовая, общинная  (коллективная) и частная собственность на землю. Законодательство рассматривало порядок владения и сделок с землёй.

 – Обязательственное право, которое устанавливало, что обязательства возникают из договоров и правонарушений. В данном своде описываются договоры займа и имущественного найма; договоры хранения, товарищества, поручительства, мены.

 – Семейное право касалось жизни общины, положения женщины в обществе, положения детей.

Женщина не была бесправной. Она могла участвовать в общественном управлении, осуществлять хозяйственную деятельность, заключать договоры. В области имущественных прав жена имела определённую самостоятельность, она была вправе распоряжаться своим имуществом, вступать в договорные отношения, давать деньги в рост. Долги мужа не могли быть отнесены на имущество жены.

Конечно, женщина была на втором месте после мужчины. Мужа ей выбирал отец, жене было трудно добиться развода. А общественная работа женщины, в основном, ограничивалась храмами.

Муж был глава, мог иметь нескольких жён, мог прогнать жену, не объясняя причин.

Как можно заметить, многие из этих положений сохранились и до наших дней, в частности в отдельных мусульманских странах, в Индии, в племенных сообществах Африки, да и у мормонов США.

Наследственное право. В Месопотамии предусматривалась практика наследования или по завещанию или по закону. Интересен такой факт: отец мог лишить сына своего наследства, если тот сильно провинился перед родителями. Но для отказа в наследстве было необходимым решение суда.

 – Уголовное право. Основным положением уголовного права считалось, что наказание должно быть соразмерным преступлению («око за око»). Хотя сегодня нам трудно понять, как можно считать равными по тяжести умышленное убийство и супружескую измену жены.

Самым распространённым наказанием был штраф.

Кодекс допускал и самосуд. В то же время в законодательстве предусматривалось смягчение вины, например за непредумышленное убийство.

 – Суд и судебное производство. Судьи  назначались государством. И им помогал «совет старейшин», назначаемый из уважаемых граждан.

Судье предписывалось быть справедливым, в противном случае он и сам мог быть наказан.

Для рассмотрения государственных преступлений, таких как посягательство на общественный порядок или оскорбление царя, создавался специальный суд.

Практиковался и так называемый «суд божий»:  погружение руки в кипящую воду, поединок на мечах и др.

Мы рассказали о  кодексе Хаммурапи, но до него существовали  «законы Эшнунны», на три четверти схожие с законом Хаммурапи. А ещё раньше

были созданы законы правителей  Липпит-Иштара и Ур-Намму, написанные на шумерском языке. Но все они проецируются из древнего Шумера, чему есть письменные доказательства

Поздние государства Междуречья, а также их ближние и дальние государства-соседи использовали готовые законодательства непосредственно или  вносили целесообразные, по их мнению, поправки и коррективы. А кодекс Хаммурапи был переведён на несколько языков.

В связи с использованием кодекса Хаммурапи в других переднеазиатских странах уже в наше время возникла полемика о "первородстве  Закона".

Некоторые исследователи  утверждают о заимствовании многих положений еврейского закона из более ранних вавилонских источников.
А открытие текстов шумерских законов говорит и о еще более ранних источниках древних законодательств.

 Как уже отмечалось, важнейшим достижением шумерской цивилизации явилось изобретение письменности.

Управление государством, школа и образование, наука и литература, медицина, законодательство, культура и искусство и, наконец,  религия, явившиеся основой шумерской цивилизации, были сцементированы и просуществовали более тысячи лет благодаря письменности.

Падение и возвышение царств Междуречья, создание духовных и культурных ценностей любым государством Месопотамии, а также соседями месопотамских царств, всегда сопровождалось письменным подтверждением своего существования и активности.

На сегодняшний день нет окончательного мнения по поводу происхождения алфавита. Однако, доказано, что развитее шумерской клинописи привело к созданию первого фонетического письма.

Создание финикийского письма можно рассматривать как поиск новой более совершенной формы письменности. Импульсом же для древних лингвистов-финикийцев могло служить всеобщее распространение месопотамской клинописи.

Шумерская письменность была вызвана хозяйственной необходимостью, экономикой. Первые  найденные и расшифрованные глиняные таблички содержат храмовые записи о приёме или выдаче товаров, списки различных продуктов, домашних животных и т.д.

Использование письма  быстро распространялось в религиозных целях, вскоре охватило и другие сферы деятельности шумерского общества.

Интересно, что литературные произведения начали записываться лишь через тысячу лет после изобретения письменности.

Таблички с шумерскими письменами содержат математические расчёты, как принято сейчас говорить прикладного характера. Например, рассчитывалось количество кирпичей, необходимых для строительства того или иного объекта, определялась площадь земельных участков и т.д.

В руках археологов оказались различные медицинские записи, рецепты для лечения больных, описание болезней и их признаки,  фармакологические описания приготовления лекарств и процедуры  лечения.

А наибольшее количество литературных записей относится к периоду увядания Шумера.

Преемственность шумерской письменности как инструмента культурного наследия, обеспечивалась её особенностью. Шумеры изобрели концепцию силлабограммы. Это позволяло использовать «звуковую оболочку» того или иного символа, того или иного значка пиктограммы.

Такой подход давал возможность записывать другие языки, отличные от шумерского. Здесь, прежде всего, имеется ввиду аккадский язык, т.е. древневавилонский и ассирийский, языки государств, пришедших на смену
Шумеру.

Примечательного, что литературные произведения шумеров по своей художественной ценности являются уникальными. И если к тому учитывать, что это были первые литературные сочинения, то их можно ставить во главе  древней мировой литературы.

Свмуэль Крамер приводит сведения о том, что  ассирийцы и вавилоняне заимствовали литературные произведения шумеров в полном объёме. Хетты и ханаанеяне переводили их на свой родной язык  А в собственных литературах подражали шумерским оригиналам.

“Форма и содержание еврейских литературных произведений и, в некоторой степени, даже греческих оказались под сильнейшим  воздействием шумерских текстов“.

Освоение шумерской письменности было необходимым и в Вавилоне, и в Ассирии, и в некоторых других прилегающих государствах. С той целью создавались специальные школы, где преподавали шумерский язык. (Сейчас мы говорим  не о первых шумерских школах, а об обучении шумерскому языку в период заката Шумера  и появления на месопотамской сцене других могущественных государств.)

Писцы, овладевшие письменностью, получали возможность служить при дворце и в храмах, обслуживать коммерческие и различные хозяйственные сделки, находиться на государственной службе. Писцы сопровождали армию в военных походах. Они были востребованы медиками и фармакологами.

И ещё раз упомянем мифологию, эпические произведения, литературу различных жанров, которая стала образцом для подражания. Их распространение и сохранение в последующем явилось результатом организованной работы писцов.

Шумеры являлись пионерами и в области образования. Описание школьного обучения, организации школы, предметов и практики преподавания позволяет судить о состоянии школьного образования, как о квалифицированной системе. Главными предметами являлись шумерский язык и математика. Мы уже говорили о шумерской школе, однако хочется ещё раз подчеркнуть, насколько содержательным был курс математики.

Арифметика, алгебра, геометрия, элементы высшей математики, таков неполный перечень математических дисциплин, изучаемых в шумерских школах.

Математические достижения шумеров были восприняты соседями на востоке и на западе вплоть до Греции. И даже знаменитый Пифагор прожил несколько лет в Вавилоне, изучая в числе многих наук и математику.

Шумерская математика оставила наиболее заметный след в  развитии мировой математики и цивилизации в целом. 

К упомянутым выше математическим успехам шумеров, которые были заимствованы потомками, необходимо добавить следующие существенные открытия в математике:

          - создание шестеричной системы счёта, определившей появление десятеричной индо-арабской системе счёта,

          - создание на базе шестиричной практики счёта систем измерения круга и углов, а также некоторых мер, используемых в наши дни.

Можно считать документальным подтверждением последующее использование медицинских достижений шумеров. До нас дошли многочисленные записи вначале  на шумерском, а в последствии и на аккадских языках, содержащие развёрнутые медицинские сочинения,: процедуры лечения, описания болезней и т.д.

Искусство Шумера оставило в истории след прежде всего своей архитектурой. Шумерские храмы с их колоннами, расписными стенами и алтарями, мозаичной отделкой послужили эталоном последующей храмовой и церковной архитектуры.

Скульптура шумеров, по мнению исследователей, предположительно также породило ваяние как вид искусства во многих странах, включая и античную Грецию. Такие находки шумеров как свод, арка, пол были заимствованы античным миром.

В древнем Шумере впервые  появились плуг, гончарный круг, и первый  парус был поднят на шумерких судах, плывущих по водам Персидского залива и рекам Месопотамии.

Не забудем, казалось бы, незначительное, но вечное изобретение шумеров – цилиндрическую печать, которая до сегодняшнего дня является сокровищем чиновников и финансистов.

Значительным научным вкладом Шумера являются создание им астрономии.

Заметим,  что шумеры не разделяли астрономию и астрологию..

Астрономия как наука о Вселенной, изучала небесные светила, их движение, изменения и особенности. Велись наблюдения за Венерой, фиксировались даты солнечных и лунных затмений и.др.

Нельзя сказать, что астрономия была отмечена высокими достижениями Подчеркнём лишь главный факт – она была первой, и это само по себе должно вызывать уважение.

После окончательного поглощения Шумера амореями, известными в истории как вавилоняне – по имени своей столицы и своей страны – всё духовное, культурное и технологическое достояние Шумера перешло в руки покорителей.

Астрономия стала наукой, отмеченной мировыми достижениями при преемнике Шумера, Вавилоне.

Астрология у шумеров была главной из «небесных наук». Астрологи изучали связи небесных явлений с приметами, погодой, прочими природными процессами и, главное,  с обществом.

И астрономия, и астрология были заимствованы и получили развитие  в странах Ближнего Востока, в Древней Греции, Риме и позднее в Европе. Со временем, веке в семнадцатом  астрономия и астрология разделились. Астрономия стала «чистой» наукой, астрология превратилась в инструмент  предсказаний и магии. Но и в настоящее время астрологи востребованы, хотя и не признаны ни наукой, ни церковью.

Неоценимое значение имело духовное наследие Шумера. Мы уже кратко упоминали об этом. Большего внимания заслуживает литературное наследие шумеров.

Здесь необходимо привести некоторые пояснения. Оценивая литературное наследие, мы рассматриваем собственно литературу, а также мифологию и эпос.

В тоже время и мифология и эпос многими исследователи рассматриваются вкупе с теологией и религией. Дело в том, что и мифы, и эпические произведения посвящены жизни героев и богов. Эти произведения описывают космические события, деяния шумерских богов, подвиги героев.

Сюжеты основных мифических и эпических сочинений при их заимствовании другими культурными сообществами, переходили в разряд либо литературы, либо религиозных писаний.

По-видимому, следует считать целесообразным, придерживаться такого разделения при описании последующей жизни и мифологии, и эпоса, и, собственно литературы.

Этот приём позволит нам определить  форматы и направления преемственности как в области религий, так литературы.

Мифы, эпические произведения и литература раннего Шумера являлись устным творчеством.

В дворцах или храмах под музыкальное сопровождение в исполнении артистов декламировались мифы, ставились театральные представления, разыгрывались мистерии.

Существовало мнение, что вся шумерская литература, в том числе и мифы и эпос являлись сугубо религиозными сочинениями. Однако, изучение литературного наследия шумеров позволяет судить о светском характере отдельных направлений литературного творчества шумеров.

В тоже время и мифы, и эпос можно рассматривать как литературу с присущими данному жанру характеристиками. Тесное переплетение религиозных мотивов и практических описаний быта шумеров позволяют анализировать духовные параметры шумерского общества. Попробуем воспользоваться этими объяснениями.

Рассмотрим лишь некоторые мифы и эпические произведения, которые получили распространение в культурах других стран. Естественно,  что воспринятые устно или письменно сочинения обрабатывались и приспособлялись к идеологическим правилам принимающих культур и обществ. Поэтому заимствования можно встретить и в религиозных, и в литературных вариантах.

Возьмём наиболее известные сочинения. В ранних шумерских мифах присутствуют такие сюжеты миропонимания как сотворение мира и сотворение человека, говорится о райских кущах и всемирном потопе, о смерти и потустороннем существовании. И в тоже время мифы содержат описания практических действий богов, направленных на организацию быта людей, то есть о человекоподобном поведении богов.

Так в наиболее сохранившемся шумерском  мифе «Энки и мировой порядок», представлено творение земли и провозглашения судеб государств, которые  возникнут в будущем.  Затем описывается благоустройство земли. Энки, наполняет Тигр и Евфрат живительной водой, делает почву плодородной, обучает людей обрабатывать землю, передаёт им в пользование  различные злаки и овощи т.д.

Он призывает болота и заросли тростника давать рыбу и камыш. И как главный бог назначает младшего по званию бога, отвечающего за ирригационные системы и их эксплуатацию.

Энки утверждает границы государств и расселение народов. Не забыты прорицатели и оракулы, чародеи, за которыми тоже закрепляется божество. Он также назначает богиню одежды, которая должна организовать ткачество, шитьё и смотреть за женским одеянием.

Выше упоминалось, что в шумерской мифологии сотворение первой женщины на земле произошло из ребра бога Энки. Для этой цели даже была создана богиня Нин-ти, или «госпожа ребра». Слово ТИ на шумерском языке означает ребро, другое значение слова ТИ –"оживлять". Из этих толкований и сложилось мифологическое объяснение появление женщины на земле. В другом мифе рассказывается, как Энки сотворил первого человека.

В поэме о Дильмуне, рассказывается об удивительной стране Дильмун, рае богов.

Исследователи отмечают многие параллели с раем иудейской Книги Бытия. Вавилон, наследник шумерской идеи, расположил свою обитель бессмертных в тех же краях, что и шумерские авторы, восточнее Шумера.

И Эдем идентичен шумерской райской земле. И опять напоминаем,  не забывайте о хронологии событий..

Одним из самых интересных месопотамских мифов является миф о Всемирном потопе.

Многочисленные исследования доказывают лишь один бесспорный факт –Всемирный потоп был.. На  вопросы :когда был потоп, был ли он Всемирным и каковы реальные последствия этой катастрофы – нет убедительного ответа.

Мнения учёных и неучёных исследователей существенно расходятся.

Оценки времени потопа колеблется от  33981года (согласно Шумерскому списку царей) и 35449 (по расчётам античного греческого историка Бероса) до н.э.; некоторые учёные датируют потоп  за 8 тысяч лет с лишним до нашей эры. И, наконец иудейская Тора утверждает, что потоп произошёл за 3 тысячи лет до нашей эры.

Другим интересным положением является дискуссия о месте рождения мифа и  об его «авторстве»»  Всё дело в том, что сравниваются устные и письменные источники. Иногда в письменные источники включают устные предания и  повествования.

Воспользовавшись письменными источниками и ссылками на научные исследования, мы уйдём от дискуссий и необоснованных утверждений.

 Сведения о Всемирном потопе приводятся во множественных источниках в т.ч. по Азии в 13 источниках, в Новом свете – в 37,  в Австралии и Океании  - в 9.  И период затопления составил от 5 дней до 52 лет.

Нельзя сказать был ли потоп Всемирным или региональным, случился  ли он одновременно, или речь идёт о нескольких катастрофах.

Наиболее полно Всемирный потоп описан в Месопотамских мифах и преданиях.

В хронологическом порядке укажем, что описание потопа  приводится

        - в шумерском мифе,  где главным героем является шумерский царь Зиусурда,    

        -  в вавилонском, где герой Утнапиштим, единственный человек, переживший потоп и рассказавший об этом Гильгамешу, месопотамскому жрецу и царю, герою многих эпических произведений,

         - и, наконец,  потоп, известный нам из вехозаветной Книги Бытия.

В  названных мифах и Ветхом Завете приводится, в общем, схожая картина всемирной катастрофы.

Катастрофа произошла в шумерско-аккадских преданиях по прихоти богов

В ветхозаветом повествовании Потоп – наказание Божье, за грехи человека.

 «Раскаялся Господь, что создал человека на земле».

Всего лишь единственный человек удостоился спасения – это Утнапиштам (Зиусурда у шумеров) и ветхозветный Ной.

В этих редакциях практически совпадают основные  мотивы  и сюжет повествования в целом.

Шумерских и ассирийских персонажей предупреждает один из богов шумерского пантеона. Праведного Ноя предупреждает сам Господь.

И  в том, и в другом случае строится Ковчег. Ковчег загружается представителями всех  живых существ.

Имеются и вороны и голуби, которые свидетельствуют об окончании наводнения.

На сегодняшний день существуют сотни научных и популярных работ, посвященных всемирному потопу. Потоп был, геологические и косвенные свидетельства подтверждают это.

Кажется, что обсуждается каждый факт, приведенный в древних текстах.

Особой темой исследований Потопа являются сопоставленияя ветхозаветного изложения с другими повествованиями. Сравниваются  размеры плавучих средств, оценивается возможность размещения всех  живых тварей на одном, пусть даже большом судне и т.д.

Действительное ветхозаветное  описание потопа отличается от прочих описаний, порой далеко не полных, целостностью сюжета, морально-этическим содержанием, показывающем  катастрофу как божественное наказание людей за их грехи и пороки.

Всемирный потоп должен остаться в памяти потомков как предостережение, как неизбежное возмездие за грехи, когда переполняется чаша терпения Господа Бога.

Однако мы не вступаем в дискуссию ни по одной из позиций упомянутых обсуждений.

Для начала повторим, что одно из первых описаний потопа относится е
XVIII веку до н.э. При этом известны более ранние описания, о которых мы упоминали выше. И Гильгамеш и Утнапиштим реальные исторические личности. В частности, Гильгамеш жил в  XXVII  в.  до н.э., был жрецом и царём одновременно. Имя его встречается в мифах,  эпических произведениях и отдельных текстах.

Можно предположить, что устные предания  о потопе, Зиусурде, Гильгамеше  существовали вначале в Шумере, а  затем в Вавилоне и Ассирии.

Не касаясь религиозной стороны вопроса, можно сказать, что письменное описание потопа старше описания, данного в иудейской Торе, примерно на тысячу лет. Сравнение устных версий, рассказывающих о потопе, не представляется корректным, также ввиду хронологических оценок.

Другое дело, что и иудаизм, и христианство, и ислам  имеют свою аргументацию, имя которой - Вера в Господа Бога.

До нас дошло множество шумерских мифов и о сотворении мира, и о сотворении человека, и о сошествии в «нижний» мир» и т.д. Мифы, как правило, относились к религиозной литературе.

 В тоже время, некоторые исследователи убеждены,  и мы с ними согласны, у что содержание мифов позволяет рассматривать их как художественную литературу. Мифотворчество являлось одним из выразительных и впечатляющих примеров литературного наследия Шумера.

Вавилонская культура, религия, система образования были идентичны шумерским. И Вавилон распространил освоенное им достояние на своих соседей: ассирийцев, хеттов, ханаанеев, урартов. Да и сами эти народы и государства впитывали новшества Вавилона.

В продолжение краткого обзора шумерской литературы, упомянем , что в период расцвета мифологии  широкое распространение получили и эпические произведения.

Шумеры считаются первыми творцами эпической литературы. Исполняемые тогдашними менестрелями под сопровождение музыкальных инструментов эпические сказания и гимны являлись обязательным атрибутом торжеств и различных празднеств.

Эпические произведения были посвящены героическому времени в истории древнего Шумера. Героями эпоса были и боги, и смертные, отважно сражающиеся с врагами страны, как с реальными, так волшебными и демоническими.

Эпические произведения Греции, Индии и даже Северной Европы  имеют много параллелей  в гораздо более ранних шумерских произведениях.

Можно утверждать, эпос, как литературный жанр, родился в Шумере  и был заимствован, вначале соседями, а затем соседями соседей.

Помимо мифов и эпических произведений шумерская литература включала гимны и плачи, так называемые, сочинения «мудрости», споры и дискуссии, которые предшествовали диспутам, известным из античной литературы. Встречаются примеры  различных предписаний наставлений и нравоучений.

Нельзя не сказать о шумерских пословицах и поговорках, сохранившееся число которых составляет свыше тысячи.

Шумерские гимны были одним из сложных, можно сказать,  изощрённых жанров шумерской литературы. Гимны  исполнялись в музыкальном сопровождении,  было и хоровое исполнение в сочетании с декламацией..

Гимны группировались по следующим направлениям: гимны, прославляющие богов или царей, молитвы, гимны в честь шумерских храмов.

Шумерские торжественные богослужения и молитвы получили распространение  в  Месопотамии и других странах Ближнего Востока; естественно с учётом изменений, произведенных согласно собственным догматам той или иной религии.

Известны и, так называемые, плачи. Это элегии отличаются художественной красотой, и выражают глубокие человеческие чувства. В плачах повествуется о разрушении городов или о смерти  родственников и близких. По утверждению С.Крамера, эти выразительные сочинения предваряют, появившиеся  не менее чем через тысячелетие, плачи по Гектору из «Илиады» или плач Давида по Саулу.

Труднее проследить наследование шумерских пословиц и поговорок. Понятно ,что этот жанр народного творчества является специфическим,  присущим нравам и обычаям отдельных народов. Можно сказать одно, что это были первые пословицы и поговорки, сочинённые человеком.

Духовное наследие Шумера представляет и тёмные стороны человеческого существования. Демоны и прочая нечисть активно присутствовали в повседневной жизни. Болезни, детская смертность, людские страдания и несчастья, всё это дело рук нечистой силы. Были и злые люди, колдуны и колдуньи, которые тоже приносили несчастье и беды.

Защититься от демонов или колдунов можно было, обратившись о помощи к божеству или посредством магических заклинаний и действий.

Бытовали суеверия, а предзнаменования и знамения предупреждали человека о бедах. И астрологи старались предсказать грядущие события.

Демон мог поселиться в доме, либо поджидать человека на улице, а излюбленным убежищем им  служили кладбища и развалины. Но общим местом их пребывания была пустыня.

В субботу (Шаббату на шумерском, аккадском и иврите) и вавилоняне, и ассирийцы избегали покидать свой дом. Суббота считалась самым несчастливым днём, нельзя было начинать никакое дело, и домашние работы не исполнялись.

В Месопотамии был составлен первый календарь, состоящий из двенадцати месяцев, и введена семидневная неделя.

От шумеров календарь перешёл в Вавилон и Ассирию, затем в Ханаан и далее к иудеям. Интересно, что название месяцев в Вавилонском календаре и
у иудеев практически  идентичны. Семидневная «вавилонская» неделя распространилась в Риме при императоре Августе  (63г. до н.э.- 14г. н.э.) 

Исследователи нашли следы шумерского наследия в иудейских религиозных текстах.

Из них «только самые очевидные и значительные» включают такие эпизоды как: сотворение вселенной, сотворение человека, рай, потоп, Закон, Вавилонская башня и рассеяние народов и т.д., общим количеством пятнадцать совпадений. «Этот перечень - лишь малая часть лежащая на поверхности». Количество таких примеров «будет расти и множиться, особенно таких книг, как Псалмы, Пословицы, Плачи, и Песня Песен.»*

Преемственность  и заимствования из шумерской мифологии и религиозной литературы могли произойти через прямых наследников Шумера – Вавилон и Ассирию.

Написание Торы совпадает со временем пленения евреев Вавилоном. Пленение евреев Навуходоносором  в 588 г. до н.э. и их семидесятилетнее пребывание в чуждом окружении не могло не затронуть их культуры. Несмотря на то, что большинство евреев ассимилировалось или вписалось в Вавилонское общество,  другие евреи обострённо чувствовали необходимость самосохранения.

Не повторилась судьба евреев первого вавилонского плена и предшествующего ему ассирийского пленения израильтян. Однако воздействие духовной среды, литературы и мифологии, религии, быта и обычаев Вавилона не могли не оставить след в сознании иудеев.

Некоторые исследователи отмечают и такой факт, что Переселение Авраама из Ура Халдейского произошло в годы в период заката Шумера. Но семьдесят пять лет своей жизни, тогда ещё Аврам  и жена Сара провели в шумерском обществе, воспитывались   шумеро-аккадской религиозной среде, воспринимали тогдашний быт и обычаи.

Возможно, что неприятие тогдашних нравов общества, экономические мотивы  и, главное, религиозные убеждение, мотивировали его исход. 

Прежде чем бегло оценить некоторые религиозные аспекты, государств и сообществ Ближнего Востока, позволим себе рассмотреть отдельные положения политеизма, пантеизма и монотеизма, господствующие в этом регионе.

Так религия шумеров поклонялась множеству богов управляющих природой и стихиями. На вершине божественной иерархии стоял верховный бог. Под его властью находились десятки богов, отвечающие за отдельные процессы и явления, в том числе и в жизни людей. Таким образом, в религии шумеров можно найти  проявления политеизма, пантеизма и даже идолопоклонства.


  * С. Крамер. ШУМЕРЫ. Первая цивилизация на Земле.      

Интересно, что с изменением  политической карты Междуречья  боги переселялись в другие государства. Правда иногда проходила «ротация» верховного божества. Так, например, Мардук, бог Вавилона из второстепенного бога  в шумерском пантеоне поднялся до уровня верховного божества аккадцев. А ранее у шумеров «бог воздуха» Энлиль, потеснил верховное божество – Эна.

На этом мирная передача божественной власти  закончилась.  Последующие монотеистические религии  признавались в результате противостояний , гонений и борьбы.

Характерный пример даёт история Израиля. Стоило Моисею удалиться на священный Синай, как евреи вернулись к своим египетским идолам. После завоевания Ханаана язычество мирно уживалось  с Законом, данным Моисеем.

 Во времена Соломона в Израиле существовали так называемые священные рощи – места поклонения язычников. И сам Соломон в конце жизни поклонялся вавилонским богам, за что был и наказан Господом Богом  нашим.

Его недальновидная экономическая политика, особенно в последние годы правления, огромные налоги и затраты на роскошь вызвали возмущение. А угрозы  Ровоама, его престолонаследника, ещё поднять налоги и сборы вызвали возмущение в народе. Десять колен израилевых отделились, потом потеряли веру в единого Бога и затем затерялись в истории.

Вообще вера в единого Бога  существовала и до Моисея. Вспомните царя Салима, Мельхиседека. Он благословил Авраама, вызволившего из плена своего племянника Лота.

И Моисей, бежавший в пустыню, встретил в Медиамской земле Цепфору, на которой и женился. И Цепфора и её отец Иофор верили в единого Бога.

Египтологи доказывают, что культ солнечного Атона является примером  монотеизма. Вера в Единого Бога была основой древнеегипетской религии, что нашло отражение и в личности и мотивации поведения Моисея и повлияло на зарождающийся иудаизм.

Создание новой религии начинается с осуждения существующих религиозных устоев. Что касается Вавилона, то тут следует говорить о безнравственности, порочности воцарившейся в государстве.

Столица порока, «Вавилонская блудница», таков Вавилон, «который  вином блуда напоил все народы»,  каким видели его иудеи, отпущенные персидским царём, разгромившем вавилонское царство.

Прошли времена высоких идеалов, оскудела мораль, заменились этические принципы.

Презрение к «мерзости» воцарившейся в Вавилоне, защищало чистоту  иудейской морали. Два  противоположных направления месопотамского наследия воспринимались иудеями. И всего немногим больше сорока двух тысяч иудеев составили духовное ядро нации. Они возвратились на родину, они возродили нацию. Остальные израильтяне и иудеи, пленённые Ассирией и дважды Вавилоном, ассимилировались.   

Но ещё до возвращения,  иудейские священнослужители стали собирать, компилировать и писать как единое сочинение, устные предания, отдельные записи, в том числе, общие месопотамские, подчиняя изложение единой идее иудаизма.

И, конечно, «вся мерзость» и безнравственность отвергалась праведными иудеями.

Святое писание  представляет собой морально-этический комплекс сочинений, ставший первичной основой и христианства и мусульманства.

В настоящем обзоре мы старались не затрагивать религиозные догматы монотеизма и, прежде всего, иудаизма, Однако, исторические объяснения феномена преемственности  древней  шумерской и месопотамской цивилизации могут быть восприняты как противоречащие религиозному монотеистическому  видению сотворения мира и человека на Земле.

 Нами приняты во внимание только письменные источники,  археологические свидетельства и артефакты, а также выводы многолетних исследований, выполненные мировыми научными центрами и авторитетными учёными. По нашему мнению, совпадение отдельных описаний творения,  разделённых друг от друга тысячелетиями, пространственная  разобщённость происходивших событий и обстоятельств, могут свидетельствовать о следующем:

 -  Господь Бог неоднократно проявлял свою заботу о человеке. Непосредственно или через пророков человеку открывался смысл жизни и цель жизни. Через божественные откровения устанавливались  Законы человеческого бытия.

 -  Описание конкретных и общих событий, наставления и поучения, Закон и правила жизни одинаковы или похожи, потому что в них говорится об одном и том же. 

Люди из-за темноты своей или гордыни могут не понимать, не чувствовать,  и не видеть праведного пути.  Но лишь Вера, Надежда, и Любовь,  и соблюдение Заповедей, данных нам Господом Богом,  приведут к спасению.


Рецензии