Занять деньги

В советские времена, мы то и дело занимали друг у друга деньги. Пятерку до зарплаты – так часто, как сходить в кино или на футбол. Тогда главным было «достать» хорошую вещь. Подошла очередь на покупку авто - и счастливый гражданин обегает знакомых, рассказывая про свой грядущий замечательный «Москвич» новой модели. И отворялись ему сочувствующие сердца, а за ними и кошельки. Были еще ссуды -  беспроцентные кредиты государства на приобретение жилья, и в профкомах кипели страсти, кому дать.
Всё переменилось в новые рыночные времена! Психология возможности занять у друга осталась, но тут появились мощные заслоны. На просьбу занять денег друг или родственник может отказать по-разному, но все равно отказ будет железобетонным. Он может ответить примерно так: да мы сами взяли автокредит на пять лет, вся зарплата подчистую уходит в банк. И настойчивый совет идти в банк – все же там берут! Плюс вдохновенный рассказ о том, как в Америке и Китае иногда давали под нулевой процент – знай, бери! А может быть и такой ответ: сами живем по кредитной карте, возьмем на расходы  и потом с трудом возвращаем. Мол, взяли с карты тысячу и купили капусту с морковкой, надо же солить, ноябрь уж на дворе, вон она капуста в углу горкой лежит. Можем дать тебе пару кочанов, если уж тебе есть нечего. Ах, есть чего? Ну, так и бери кредит, потом приходи на чай, и поделимся опытом, как «доить эти конторы».
Бывает и так, что взаймы дают. Одна женщина пришла к подруге попросить пять тысяч. Та ответила: могу дать только одну тысячу, и сходи еще к той и той моей знакомой, я позвоню и предупрежу, что ты придешь. Заёмщица пошла по адресам, а там сочувственные ответы: рады бы помочь, но у нас срок очередного возврата кредита, и если не соберем, то хоть ложись и помирай. А та, что дала тысячу, звонит каждый день, рассказывает о своих бедах и напоминает: ты мне эту тысячу верни в срок, потому что она мне самой нужна!
Такие вот у нас деньги взаймы в новые времена…    


Рецензии
Все, что читаю у Вас, вызывает воспоминания жизни. Вот про деньги, например. Сразу вспомнился случай, как всеми уважаемая, моя приятельница - учительница попросила в займы 30тыс.руб. На ответ, что у меня нет таких денег, она предложила занять их в банке, что она скоро вернет в еще большей сумме. Опираясь на чувство в душе, я не согласилась и мне при этом было очень неудобно перед ней, как можно не поверить такой всеми уважаемой учительнице. А вскоре узнала, что она на занимала так у многих и с этими деньгами исчезла и до сей поры, а люди выплачивают эти кредиты.
В советские времена по молодости я дважды на просьбу выручить срочно, отдавала полностью все сои сбережения, и люди обратно не возвращали. Давала взаймы на лекарства по десятке когда сама жила всю жизнь в жесткой экономии, и мне их не возвращали. И еще тогда я с болью думала, что главное зло в этом то, что обманет плохой человек, а из-за него потом хорошему не веришь, который точно вернул бы, которому точно надо.
А вообще, гораздо хуже оказаться в долгах.

Ольга Калентьева   13.10.2017 18:32     Заявить о нарушении
Спасибо! Да, это всё реализм. Есть житейская мудрость: избегайте занимать деньги и давать взаймы другим.

Алексей Головко   13.10.2017 09:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.