Каждый из нас помнит свой первый самостоятельный

.....шаг, в этой жизни....


Многие из нас хорошо и явственно помнят, свои первые самостоятельные «шаги» в жизни. Кто-то ясно помнит "первый раз в первый класс", кто-то - первый день выхода на работу.
У кого-то в памяти - первое свидание. Вот и у меня, первый самостоятельный вылет, в качестве полноправного командира маленького цивильного вертолета Ми-1, был таким первым в жизни, и очень хорошо запомнившимся «шагом».
До этого было несколько лет работы вторым пилотом вертолета Ми-4, с разными по характеру и опыту командирами, передавшими хоть небольшую, но каждый - свою, частичку умения и навыков, опыта и поведения в тех или иных ситуациях.

И когда пришла пора, направили переучиваться на эту замечательную винтокрылую машинку – первенца советского вертолетостроения, чтобы помочь обрести свой самостоятельный опыт принятия решений и действий, при выполнении несложных вначале, задач «Гражданской авиации» Союза ССР, под эгидой которой и прошла вся моя летная жизнь.

Небольшую группку вторых пилотов вертолетов из нескольких регионов страны, послали в г.Кременчуг, чтобы пройти теоретическую программу переучивания. Волею судьбы в группе было большинство моих коллег по авиаотряду, но лишь трое из нас стали летать на Ми-1, так как на «сцену» полноправно вступил будущий флагман вертолетов гражданской авиации, замечательный и современный вертолет Ми-8.

Но, «каждому свое» – как говорится в поговорке одного из народов мира. Так и мы трое, стали активно вводиться «в строй», на этот юркий и простой в оснащении вертолет. Мы проходили переучивание на вертолете уже с гидросистемой, и увеличенным количеством приборного оборудования - «Эмочке», но работать пришлось дорабатывая старенькие с небольшими ресурсами вертолеты - легкие и летучие машинки, которые, я не думаю что это будет преувеличением, очень любили, хоть они и имели минимум пилотажно-навигационных приборов и балдёжные "колесики-штурвальчики" триммеров, слева-спереди кабины.

Эти маленькие и простые вертолеты, дали нам и мне в частности, бесценный опыт самостоятельного решения множества задач связанных с работой в отрыве от базы и …бывало, что в полном одиночестве в кабине. Сначала мне доверили перевозку почты и грузов, а также служебных пассажиров организаций которые мы обслуживали. В основном, это были «газокомпрессорные» и «нефтеперекачивающие» станции многочисленных и очень протяженных линий газо- и нефтепроводов в Шевченковском, Гурьевском, Актюбинском и Уральском аэроузлах.

И стали мы получать первые уроки самостоятельной жизни в качестве пилота вертолета, к тому же единственного члена экипажа. Но этому предшествовал, очень напряженный этап летного переучивания с более тяжелой машины которой являлся Ми-4, на более легкую и юркую вертушку, что далось очень легко. Сдав многочисленные зачеты в авиаотряде, а потом и в Управлении Гражданской авиации Казахстана и пройдя утверждение в качестве пилотов (в дальнейшем - командиров, так как сменилась классификация воздушных судов) мы с волнением в сердце и душе, разлетелись по "оперативным точкам", отлетывать под присмотром пилотов-инструкторов, необходимое количество летных часов, после чего, могли летать вполне самостоятельно, то бишь «без дяди - в кабине сзади».

Моим пилотом-инструктором был Вячеслав В. и мы прилетели с ним вместе на оперативную точку для обслуживания газокомпрессорной станции, находящуюся в п.Индерборский, Гурьевской области. Здесь ещё совсем недавно давали лётную программу переучивания, и теперь нужно будет отлетать с инструктором, "положенные часы". После чего буду летать один. В смысле - я, и пассажир. Или два. А если с «трудом» и «худых», то три.

Умытым, ясным, летним утром встал раньше обычного. Ведь через час с небольшим, впервые самостоятельно принимать решение на вылет, так как сегодня - первый в жизни самостоятельный полёт, не на «спарке», а на «боевой» машине с одним управлением. И если что-то случится в полете, инструктор ничем кроме совета не сможет помочь, хоть и будет сидеть сзади «за пассажира». У этого вертолета одно управление, и за ним сегодня, буду сидеть я.

Быстро и наскоро позавтракав заглянул в комнату, где почивал Вячеслав - разлюбезный пилот-инструктор, но застал неожиданную картину: тот спит себе и видит сны, а я - маюсь в ожидании. "Панимаешь душа горит, в небо зовёт !"

Толкаю в бок: Поехали командир!
Слышу в ответ: Отстань! Тебе надо, ты и лети.

- Вот те на! То есть как - вопросительно блею. 

- «Как как!» - передразнил инструктор. Как учили, так и лети.

Огорошенный, привыкший к экипажу, стою в раздумьях. Но их прерывает звонок телефона на тумбочке. Заказчик кричит в трубку словно глухому : Ну вы где? Долго вас водитель будет ждать?!
- А водитель то зачем? - идти от нашего дома газовиков, где выделили квартиру, до площадки на местном аэродромчике МВЛ, 20 минут через высохший солончак – недоумённо вскидываю брови. - А-а! Наверно вчера заказчику сказали, что будет летать «проверяющий», вот они и расстарались.

- Та-а-к! Авиатехник уже ушёл минут тридцать назад, на стоянку, "обслужить" и прогреть вертолёт. - Ну что ж!? Тогда, с Богом! - говорю сам себе.

"Бобик" начальника компрессорной с шиком доставил меня, празднично "разодетого в форму с погонами и лычками", в небольшой аэропорт.

Мне выдали прогноз, и я стал тщательно его изучать. Видно, моя "тщательность проступила на лице и всем теле", потому что Ленка – молоденькая синоптичка, только что закончившая техникум и присланная на практику сюда, прыснула в кулачок: "Чо ты там ищешь!"

- Не "чо", а "что" – нравоучительно говорю в ответ. - Я ведь обязан знать, что ты мне тут написала детка! - делаю строгое лицо. Может там - камнепад! Или молодой циклон догоняет старую окклюзию, а догнать никак не может. Или - испугался, увидев, что та ещё слишком молода.
Ленка снова прыснула, но промолчала.

Диспетчер - Аркадий, не осознавая важности исторического момента «подмахнул» "Задание на полёт".
-"На какой высоте пойдёшь?" - спросил, зевая и тряся спросонья головой, глядя в окно.
- На сто метров "истинной" - отвечаю.
- «Понял» - говорит. Попутного тебе!
Но я уже не слышал ничего, мысленно находясь в полете.

Взлетели мы с одним пассажиром на борту и пошли на юг - за сто пятьдесят кэмэ, на газокомпрессорную станцию, возле поселка Макат.

Лечу, по сторонам смотрю. Красота-то какая! Трава ещё не выгорела и радует относительно зеленым оттенком, скорее - цветом «хаки». Ярко-зелёным пятачком в центре шахты где добывали бокситы, скопившаяся на дне вода окрасилась рудой, в красивый изумрудный цвет.

До дна - метров сто наверно. Похоже, что вначале здесь была открытая разработка.
Проплыл огромный конус шахты и сбоку появилось озеро, только воды почти не видно
почему-то.
Белая как стол ровная поверхность и безжизненные, без кустика берега. Ребята говорят, что здесь местные рыбаки копают соль для засолки рыбы.

Впереди появились ровные и тонкие белые линии, пересекающие линию полета под острым углом.
-Ага! - Это и  есть «нитки газопровода» «Средняя Азия–Центр» - соображаю себе.

Сверху, они - еле видимые бугорки земли тянущиеся в бесконечность. Через равные промежутки оборудованы специальными кранами в огороженных площадках, чтобы можно было в случае порыва газопровода перекрыть участок трубы – «до и после места разрыва».

Ага. Примечаем: сличаю с картой примерное место и, не нахожу даже малейшего ориентира на желтых бумажных просторах запертых в планшет - сплошные солончаки да ссоры, отмечены еле видимыми черточками-рисками, образно говоря - собранными в кружочек.

Моё внимание привлекают сгущающиеся тучки на юге, куда мы идем, в смысле - летим. Там, далеко-далеко, сверкают молнии, и чернота растянулась аж на запад. Но беспокойства у меня эта картина, не вызывает почему то.

Идём «не высоко - не низко» - видно всё как на ладони. Заказчик дремлет сзади, с вставленными в уши лампочками от карманного фонарика.

- Вот же придумал – «шумоизоляция однако» - смеюсь, оглянувшись.
Докладываю «Варнаве», это позывной аэродрома Индер: «выхожу из зоны; на связь с Гурьевом».
- "Связь со "Скандинавом" доложить" - отвечает диспетчер.

Позвал я "Скандинав" немного, позвал,  и понял, что меня - не слышат.
Переключаю частоту радиостанции на «высотный канал» и привычно-жалобно "ною":
- Кто-о имеет связь со «Скандинавом»?! - Ответьте такому-то.

Отвечает "высокий высотный борт": "Давай" - говорит, борт свою радиограмму.
Обрадовавшись «как родному», передаю: борт такой-то, во столько-то, оттуда-то, туда-то, на такой-то высоте и так далее.
Передал "высотник" Гурьевскому диспетчеру и говорит: «До связи тебе дали - через тридцать минут. Посадку на точке доложить!»

- Понял, спасибо, доложим – отвечаю благодарно.

И лечу дальше, «солнцем палимый». На Ми-1 верх кабины пилота был тоже остеклён, и солнышко припекает сквозь застиранные добела занавески, голову и плечо.

Чем ближе подходим к Макату, тем яснее вижу, что там настоящая грозючка с ливнем и пыльной бурей. А пыли там - хватит запылить всю планету! Ведь вдоль газопровода ходят длинномерные грузовые машины, которые возят трубы для ремонта газопровода. Вот они то и разбивают солончаковые дороги в пух. Упади в него - задохнёшься.

Оставшиеся километры иду всё ниже и ниже  – однако прижимают рваные тёмно-серые облака
и серое марево впереди.
Кое-как докричавшись до Гурьева сообщаю о планируемой посадке на точке, через десять минут.
- "До вылета" - даёт Гурьев.

Выплыла огромная - с тремя вентиляторами, компрессорная станция. Невдалеке – справа, вижу как поселок заволакивает пыльным вихрем, налетевшим с юго-запада. Ищу площадку, мотаясь над компрессорной и, не нахожу. Вот и сама компрессорная станция, и провода подстанции - как мне рассказали ребята провожая в полёт. А площадки - нет.

Кричу пассажиру: Где площадка-то ваша?! Тот, вылупив глаза машет куда-то вниз.
Пока крутился «вокруг да около» налетел резкий порыв ветра, и все вокруг заволокла стена пыли поднятая в воздух бурей, и я, выбрав место между проводами, сажусь прямо возле компрессорной.
Скорей! Падаю как ворона - глядя в ноги, чтобы увидеть землю в пыльном вихре и не потерять пространственное положение.
Сел. Выкручиваю коррекцию управления оборотами двигателя, выключаю трансмиссию, чтобы побыстрей затормозить винты.
Не дай Бог зарубить кого-нибудь!

Мужик маячит: Погоди минут пять. Сейчас принесу железяку. Отвезёшь в Индер.

- Хорошо! – киваю ему, а сам - настороженно кручу головой, так как остановившийся несущий винт, пыли вокруг не убавил.

Жду пять минут, десять!
Двадцать минут.
Ни-ко-го.

Хлынул дождь, и всё вокруг моментально почернело, потемнело и нахохлилось.
Смотрю: едет-таки, какая-то машина, и «мой мужик» прикрывая голову полой пиджака, прёт железку. Бухает её сзади меня в кабину, и машет: Пока!

Дождавшись хоть какого-то просвета в ливне, взлетел и развернувшись иду-крадусь, метрах на пятидесяти, в дожде, на север - в обратный путь.
Сначала вроде бы было ничего - немного видно впереди: пыльной бури уже нет - дождь всё смочил, и в воздухе сильно пахнет мокрой землей, солончаком.

Чем дальше иду, тем больше понимаю, что жмёт к земле то ли облаками то ли туманом, которые уже вроде бы и не чёрные, а серые, и дождь то сыпанёт мелко, то, перестанет.
Всё бы ничего, но впереди где-то есть ЛЭП, метров 50-70 высотой, а за ней, что-то ещё вроде вышки по-моему, было. Пытаюсь вспомнить, и не могу: первый раз здесь - вот мало что и запомнилось.

Смотрю вверх и вперёд - на север. Там - наверху, намного светлей, чем здесь - внизу.Не знаю, что подтолкнуло полезть туда, но когда уже плотно шёл в белёсых облаках по-приборам - страха не было, была твердая уверенность и поддерживающий дух быстро светлеющий «верх». Там, куда «карабкался».

Кричу «Поединку» - диспетчеру Гурьева вызывая на связь, и ещё не догоняя, что на этой высоте можно и поспокойней говорить.

Отвечает удивлённо:
- На приёме Поединок!

Докладываю, что взлетел и следую на аэродром Индер, на ста метрах истинной.(Какие там, нахрен сто? - идём вверх, уже подходя к тысяче пятьсот по минимальному давлению).

«Поединок», то есть Гурьевский местный диспетчерский пункт, и говорит как ни в чем ни бывало, хоть между нами под две сотни километров:
- Следуйте на безопасной, связь с «Варнавой» доложить!

- Понял, доложим! – отвечаю.
И тут, в переднее стекло и блистер левой двери, брызнул солнечный свет: мы вышли над белыми, рваными хлопьями облаков.
Ур-ра!

- Оказывается какая красота, наверху-то! Там, где солнышко светит и небо
умытой синью радует – улыбаюсь сам-себе.
А облака, сквозь которые временами проныриваю, светятся миллионами капелек
в лучах солнца.
Радуга слева, с запада на северо-восток тянется, переливаясь всеми цветами.
Смотрю во все глаза! Очень нравится, когда проносишься по самым верхушкам облаков: кажется, что скорость просто бешеная, а потом снова медленно, будто по морю из пенного молока плывём. А ведь действительно, очень похоже на белопенное море, всё, до самого горизонта. Вот сейчас Всевышний смотрит и смеется наверно, над винтокрылой букашкой, мнящей себя кораблем.
Ну и пусть смотрит, а мы летим себе и радуемся, видя такую красоту вокруг.
Завидую по белому экипажам больших кораблей, которые это видят постоянно.
Ну да, каждому - своё.

Вспоминаю, что скоро надо будет снижаться в аэропорт Индера, и переключившись на его частоту, спрашиваю:
- Как погода?

Аркадия сменил Мишка - второй диспетчер, и удивлённо, будто с ним марсианин говорит отвечает:
- Ви-видимость - три километра, нижний край облаков триста метров.

- Красота! - думаю себе…… и, пытаюсь вспомнить «прибамбасы» захода на посадку по приборам.
Я ведь первый раз в жизни не только лечу самостоятельно, но и пилотирую по приборам.
На Ми-4 нам давали некоторые командиры "покрутить" под тряпочным колпаком, открывающим только приборную доску, и сейчас мне, это очень пригодится.

На моём стареньком МИ-1, приборов - что называется «тьма»: на лобовом стекле, покачиваясь от вибрации медленно вращается магнитный компас, называемый в народе «Бычьим глазом». Когда рукой держишь, он не качается и не вращается,
и более-менее точно, показывает направление полета.

На щитке, слева, пульт управления радио-полукомпасом, а на доске приборов - «лампочка-отметчик» прохождения приводной радиостанции. Само-собой,  есть и "авиагоризонт", но рука, когда держишь ручку управления, закрывает его при моём росте, и что-либо видно только когда голову немного наклоняешь вбок.

Есть барометрический высотомер, которому можно верить если установить правильно давление на аэродроме посадки.
Есть вариометр – показывающий вертикальные скорости снижения или набора высоты; чётко работает и указатель скорости.

- Ну что ж, поехали! – даю сам себе команду, и перевожу вертолет на снижение над аэродромом. О том, что мы "над ним", подсказала сигнальная лампочка, мигнув, и качнувшись стрелкой радиополукомпаса.

Не забивая голову снижаюсь прямо, и делаю «подобие стандартного разворота» насколько это у меня получается, и, потихоньку - три-четыре метра в секунду, снижаюсь вниз. Вот так, несколько раз и крутанулся над аэродромом, по сути - "квадратами" равными отрезками, по времени, не уходя от спасительного "радиопривода".

В конце концов вышел из облаков на 150-180 метрах с небольшим креном, почему-то над городком газовиков и в стороне от аэропорта.

- Видимо стационарный, мощный радиопривод, находится в городке - делаю выводы.
Нахожу глазами в дожде «аэропортик», и сажусь на асфальтированную вертолетную площадку.

- Фу-у! Ну, всё! – прилетели. Мы - дома!
Хоть и мокрый как мышь, то ли от волнения, то ли от дождя капающего изо всех щелей, но, довольный и гордый, что справился.
Сижу в кабине - осознаю, отмякаю.

Подходит авиатехник, спрашивает: Ну, как ты?
Показываю большой палец, ещё трясущейся от напряжения руки.


В общежитии инструктор как спал так и спит, утомлённый ночным «префом» в его пользу. Никаких "фанфар", никакого шума - будто каждый день первый раз, сам в небо поднимаюсь.

На следующее утро спрашиваю Славика пьющего «кофе с цикорием», и отставившего пальчик в сторону:
- Летим?
Мотает головой: 
- Не-а. Лети сам!

- Ну, сам так сам!- киваю головой, в мыслях уже далеко-далеко, в полете...

И, началась самостоятельная трудовая деятельность, к которой оказывается очень быстро привыкаешь, и которая действует лучше всякого стимулятора и воспитателя.

"Через одну командировку" повёз проверяющего - нашего старшего штурмана авиаотряда в степь, на другую точку.
Там работал на р.Эмба мой товарищ, Сашка С., хотя допуска к внетрассовым полётам мне ещё не дали. Зато, штурман продлил «штурманскую проверку».

Когда вывозил его обратно, в Гурьев, попали в такую грозу, что отказала УКВ радиостанция, и мы летели без связи практически при минимальной видимости, в ливне и молниях - то справа, то слева.
Потерявшись было, вышел на береговую черту Каспийского моря, и пришел в Гурьев.
А «дед» мой - спал как убитый на заднем сиденье, по некоторым, понятным причинам.

Меня уже обОрались, когда радиостанция вдруг заработала, и мы, запросив посадку "на прямой", плюхнулись на вертолетную стоянку.

Через месяц сменил товарища менявшего меня. И когда шел из Гурьева к себе на точку, получил указание от "Службы движения": найти экипаж Ми-4, севший на "вынужденную".
Быстро нашёл и вывез ребят в Гурьев, а потом, дозаправившись, снова пошел на свою компрессорную станцию.

Менялись оперативные точки, менялись вертолеты, менялись люди обслуживающие вертолет и заказчики которых обслуживали с вертушкой, а я - набирался самостоятельного опыта.

Как то раз, увидел как маются молодожёны: Аркадия, нашего авиадиспетчера, услали за девяноста километров в поселок Кара-бау. Там, тоже был маленький аэропортик эМэВээЛ, а Ленка, его молодая жена совсем "скисла" - упросил я своего главного заказчика - Леонида Ивановича дай Бог ему здоровья, разрешения свозить Ленку к Аркашке хоть на несколько часов.
Нашёл в песках этот посёлочек и сидел в вертолёте несколько часов - ждал Ленку, которая порхала потом как бабочка.

Потом, потерялся психически больной, глубокой осенью, в песках. Мы весь день барражировали от места его ухода, постепенно расширяя круг поисков и нашли таки, под вечер, живым и здоровым под боком верблюда. Видно животное поняло беду человека и легло набок, согревая и прикрывая от ветра.

Потом, был вынужденный полёт ночью.

И так понравились полёты «в одиночку», что и летал надеясь только на
себя практически всю лётную жизнь - о чем нисколько не жалею.


Рецензии
Спасибо Виктор Степанович, я всегда по учебе, просто обалдевал на взлете, инструктор просто бубнил, а я в шуме почти ничего не слышал внимательно по собачьи следил, за его руками, включающими тумблеры, приборы подачу топлива, а потом меня столбило, на (КА-26), вот мы взвесились, потом хвост шел вверх, и после отрыва травяное поле шло тебе на встречу отдаляясь по мере набора высоты...
Ощущения не забываемые, (марш газ, педали рукоять управления)ФАНТАСТИКА.
Были и курьезы на проверочном полете, (КВАДРАТ взлет посадка), один сел на место, пристегнулся включил все как положено, кроме подачи питания, сидим, привычного свиста нет, запуска нет, инструктор говорит, выйди осмотри машину, тот выходит делает по указанию, два обхода, мы уже кто понял начинаем немного ржать, прикрывая лицо.
Так курсант, (протрите плекс), тот берет тряпку и начинает натирать стекло кабины. Наверно сказал бы подмести салон, тот и подмел бы...

Алек По   14.03.2021 23:55     Заявить о нарушении
Приветствую, Алекс!
Да, при обучении забавных моментов хватает:)
Спасибо, что заглянул!

С улыбкой,

Степаныч Казахский   15.03.2021 09:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.