Философские тетради. Часть 8-1

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


Философские тетради. Часть VIII-I.

Г. Бердышев «Реальность долголетия и иллюзия бессмертия», К., 1989 г. Краткие тезисы.

«Сыны человеческие все рождены с тем, чтобы умереть» (орхонские каменные надгробия).

Камайюра (племя южноамериканских индейцев) – идея смерти не связана с моральными или этическими ценностями. Понятие смерти как наказания за злодеяния живых для них не существует. Для них смерть – всего лишь переход из страны живых в страну мертвых.

Первоначально бессмертие приписывается только богам.

Древние шумеры – далеко на юге, посреди Нижнего моря, откуда по утрам подымается лучезарный Уту, в безбрежных владениях премудрого Энки поднялся из вод остров Дильмун. Райский остров был населен племенем бессмертных. Внешним видом они напоминали людей, но обладали вечной жизнью. Они не знали, что такое болезнь и дряхлость. Женщина достигала преклонного возраста, но оставалась юной и свежей. Мужчина становился все старше, но, старея, не чувствовал себя стариком. Ни один обитатель Дильмуна не пересекал реки, обтекающей подземный мир.

Энки, сын праматери всего сущего Налему, «слепил сильных и разумных мужчин и женщин, во всем подобным богам. Только бессмертия они были лишены». Обреченность на тяжкий труд, болезни и лишения, старость и смерть – вот что отличает людей от богов. Считалось, что человек бессилен здесь что-либо изменить.

По вавилонским поверьям, души умерших идут в подземный мир, где ведут унылую жизнь без всякой надежды. Идея загробного воздаяния отсутствует.

«Когда род людской создавали боги, смерть они приказали роду людскому и в своих руках жизнь сохранили». Поэтому люди должны довольствоваться радостями земной жизни.

Волею богов двум людям – Утнапиштиму и его жене – было даровано бессмертие.

Волшебное растение Ур-Эа, из-за него человек получает дыхание жизни, становится молодым. У Гильгамеша это растение похитила змея.

Древние египтяне считали, что для вечной жизни в загробном мире необходимо во что бы то ни стало сохранить в целости тело умерших. С этой целью их тщательно бальзамировали, а мумию помещали в саркофаг. Многие фараоны строили для хранения саркофага пирамиды.

С. Токарев: «По египетским верованиям, со смертью человека умирает только его тело, тогда как остаются жить другие составные части его существа: имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы и уносящаяся в небо, и таинственный двойник человека (ка). Ка – своеобразная душа, невидимый двойник человека, посмертная судьба которого таинственно связана с судьбой самого тела. Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды, если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; кА может быть съеден загробными чудовищами, если не защитят его магические формулы».

С. Токарев: погребенья додинастической (доклассовой) эпохи в Египте ничем особенным не выделялись; покойников хоронили в небольших овальных ямах в скорченном виде на боку, с небогатым инвентарем, иногда рассекали тело на части.

Могилы-гробницы для фараонов постепенно делаются более обширными и сложными, возвышаются над уровнем земли, принимают форму невысокой усеченной пирамиды, а с 3-й династии – форму огромной пирамиды. Тело умершего фараона стали подвергать бальзамированию. Так же поступали с телами сановников, а позже и людей среднего социального слоя.

В древнеегипетской книге мертвых – сборнике магических заупокойных формул – отражена эволюция погребальных обрядов и верований десятков поколений египтян.

В эпоху Среднего царства складывается идея египетского заупокойного культа – идея суда над душами умерших. Судья душ – Осирис, его помощники – боги 42 номов, а также боги Анубис, Тот и адское чудовище, пожирающее осужденные души. На этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется судьба его души.

Египет – систематические ограбления могил. Грабили все – от жрецов и высших начальников до рабов.

Метемпсихоз (повторного рождения, инакобытия) – признание возможности посмертного переселения души из одного тела в другое. Идея изложена в Ведах и других древних священных книгах религий Индии.

Смерть – это не конец жизни вообще – жизнь должна последовать за смертью. Живое никогда не умирает, в т.ч. и человек. После своей телесной смерти он отправляется в царство смерти, лишь грешники низвергаются в бездну и превращаются в ничто.

Древняя Индия – миф о происхождении смерти. Было время, когда смерти не знали на Земле. В Золотом веке (Крита Юге) люди не ведали греха и жили на Земле счастливо, в мире и благоденствии. Шло время, и живые существа полностью заполнили Землю. Тогда бог Брахма создал смерть, которая, убивая отдельные жизни, следила за тем, чтобы не перевелся человеческий род.

Брахманизм (VI в. до н.э. – Х в. н.э.) – зародилось учение о перевоплощении – метемпсихозе – краеугольный камень брахманизма и буддизма.

Основатель буддизма принц Гаутама (после «просветления» - Будда) прошел множество перевоплощения: он побывал в 58 королях, 18 обезьянах, 4 лошадях, 4 змеях, 3 ящерицах, 2 рыбах и т.п.

Идеалистические представления о переселении душ являлись основой верований друидов и древних египтян, у которых их заимствовали Орфей, Пифагор, Платон.
«Кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству, вместо того чтобы всячески их остерегаться, войдут в породу ослов или иных подобных животных… А те, кто отдавал предпочтение несправедливости, властолюбию и хищничеству, присоединяется к волкам, ястребам, или коршунам». (Платон).

Душа умершего человека после его смерти не погибает, а переселяется в любое другое живое существо. И то, в каком образе человек возродится после смерти, зависит от праведности его земного существования, и прежде всего от соблюдения им требований религии. Душа человека блуждает до тех пор, пока не станет настолько совершенной, что приобретает способность слиться с мировой душой и достигает состояния наивысшего блаженства – нирваны.

Древний Иран:
-Маздеизм (главный бог – Ахурамазда);
-Зороастризм (основатель, пророк – Зороастр);
-Авестизм (Авеста – главная священная книга);
-огнепоклонство – особая роль огня в культе.

Маздеизм – учение о загробной жизни представляет собой моральную идею воздаяния. Душа покойника отвечала за содеянное им в земной жизни. Благочестивые верующие, выполняющие все требования религии, попадают после смерти в светлое место, в царство Ахурамазды, в рай. Нечестивые, неверующие в Ахурамазду, нарушившие запреты или совершившие непростительный грех, попадают в ад, в царство Анхра-Майнью. В конце мира души грешников и сам Анхра-Майнью будут окончательно истреблены.

Майя – царство смерти, населенное огромным числом ужасных существ. Керамика, предназначенная для того, чтобы сопровождать умерших царей и аристократов в подземное царство, выполняла ту же роль, что и книга мертвых у древних египтян. Изображения и надписи на каждом таком сосуде описывают смерть майяского правителя, длительные путешествия его души по страшным лабиринтам подземного царства и последующее его «воскрешение», превращение в одного из небесных богов.

Полинезия – после смерти вожди попадают в счастливую страну, которая находится на далеком острове (Гаваики – легендарная страна предков) или на небе (Новая Зеландия, Маркизские острова, Туамоту). Души простых людей попадают в темное место под землей.
По мнению жителей одного из островов, только души знатных и вождей продолжают жить после смерти, а души простолюдинов сразу же погибают.

На Самоа, Тонго, Маркизских островах тела вождей бальзамировали и помещали в особые усыпальницы, простых же общинников зарывали в землю или пускали в лодке в море.

Славяне различали в человеке тело и душу, которая продолжала жить после смерти. В могилу клали различные предметы, необходимые в загробной жизни, убивали коня, иногда – у знатных – раба и даже жену.

«Рай» и «Ад» - обозначали блаженную страну или подземный огненный мир, куда улетает дух умершего.

Славяне боялись не духа мертвеца, а тела, которое способно было вставать из могил и вредить живым. Чтобы этого не случилось, треп прибивали осиновым колом, читали заклинания и т.д.

Те, кто погибал неестественной смертью, назывались «нечистыми». Им приписывали дурное влияние на погоду, на урожай, на судьбу живых людей. Их называли упырями, вампирами, мертвяками, заложными.

После крещения населению Киевской Руси было обещано бессмертие.

Древние греки считали, что смерть заключается в переселении человеческой души и тела в особое «Царство теней», где умершие проводят свое существование как бестелесные тени, без особых радостей, но и без страданий. Смерть сама по себе не внушала грекам особого страха. Казалась ужасной лишь сама мысль о том, что после смерти тело может остаться непогребенным, будет отдано на съедение диким зверям.

Осуждение и казнь афинских стратегов за то, что они не похоронили тела воинов, убитых в Артнусском сражении (406 г. до н.э., Пелопонесская война).

В гомеровском эпосе – представления древних греков о смерти тела и бессмертии души человека, обитающей в мрачном царстве Аида. Мир богов представляет собой «избавленное от смерти и страдания отражение мира людей».

Древние римляне верили в подземное царство, подобное Аиду, где властвует грозный Орк и куда переносятся души умерших.
Элизиум – поле блаженных, куда попадают добродетельные души.
Более древнее представление – душа умершего не теряет связи с телом. Римляне старались сооружать гробницы близ дорог и оставляли на них многочисленные надписи, из которых следует, что они считали, что умерший поддерживает связь с живыми.

Древние иудеи: бог обрек на смерть библейских перволюдей и их потомков. Первые люди – Адам и Ева, вкусив запретный плод с древа познания добра и зла, стали равными богу, могли найти в раю «древо жизни» и стать бессмертными. Чтобы этого не случилось, бог изгнал их из рая и обрек на тяжелое земное существование.

Древние евреи – первоначально не было понятия о жизни в потустороннем мире, подчеркивалась ценность земной жизни. В качестве вознаграждения человеку за его праведную жизнь бог давал ему долголетие.

Священная книга иудеев Талмуд: рай наполнен чудными благоуханиями, ад – нечистотами. В загробной жизни нет ни питья, ни пищи, праведные с венками на голове созерцают бога Яхве.

Восточное религиозное учение о переселении душ: древние евреи допускали, что душа Адама переселилась в Давида, а затем перейдет в мессию (спасителя). Таким образом, в иудаизме есть элементы метемпсихоза.

Верующие особенно строго отмечают годовщину смерти своих родителей – поруайт, обязательно посещают синагогу в дни поминовения душ умерших.

В Библии сведения о душе и бессмертии весьма противоречивы. В ранних книгах Ветхого завета утверждается, что жизнь души прекращается со смертью тела. В книге Екклесиаста: «В могиле, куда ты пойдешь, нет работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (9; 4-10).

Положения о бессмертии души и загробном воздаянии появляются в более поздних книгах Ветхого завета, а также в Новом завете. В те времена причины старения и смерти усматривали не в природе организма, а в установлении и волеизъявлении богов. Бессмертными были только боги, но не люди.

Согласно Библии, случилось так, что человек сам лишил себя бессмертия и обрек на смерть не только себя, но и всех своих потомков. Болезни, старость и смерть – это жестокое наказание бога людям.

Тертуллиан (ок. 160 – после 220): «Надежда христиан есть воскресение мертвых. Оно делает их верующими».
Речь идет о бессмертии души и «плоти», тела человека.
В книгах Библии приводится много рассказов о Адаме, Ное, Мафусаиле и других, которые якобы жили по нескольку сот лет.

Христианское учение о душе: в древнейших книгах Библии – «душа всякого тела есть кровь его» (Левит, 17; 14). Затем ее стали понимать отвлеченнее, как нечто бестелесное, обладающее сверхъестественными свойствами, в частности бессмертием.

В христианстве – 3 основные точки зрения по вопросу о происхождении души.
Ориген, Климент Александрийский и другие отстаивали учение о предсуществовании сотворенных богом душ.
Григорий Нисский считал, что душа переходит от родителей к детям.
Августин Блаженный: бог творит душу из ничего в то время, когда формируется тело человека в чреве матери.

О природе души:
Раннехристианский теолог Арнобий – душа – неопределенной, двойственной природы: люди «могут погибнуть, если не будут знать бога, и избавиться от утраты жизни, если обратятся к его милосердию и благости».
Некоторые христианские богословы полагали, что душа является смертной.
Титиан (II в.) – душа имеет земное происхождение, сама по себе не что иное, как тьма, и нет в ней ничего светлого; по природе своей она не бессмертна, а смертна и способна к разрушению. Этой же точки придерживался святой Ириней Лионский (конец II – начало III в.).

Иеговистский теолог И. Рутерфорд: мысль о бессмертии души родилась у сатаны, у дьявола; если бы человек обладал бессмертной душой, она не могла бы быть предана смерти. «Отсюда мы видим, что бог не был бы в состоянии привести в исполнение приговор, вынесенный им грешнику, и справедливость бы потерпела неудачу».

Другие богословы утверждают, что душа бессмертна, ибо она частица бессмертного бога.
«Сознание (наша действительная личность) неотделимо от материи, т.е. от нашей физической, животной природы… Во время нашей физической, телесной смерти наше сознание, наша действительная личность, наша душа отделяется от материи, от животной природы и переходит в новую форму бытия, в новую форму жизни. После смерти душа продолжает жить без тела, т.е. без телесного сосуда».

Евангелие от Иоанна: «Кто соблюдает слово мое, тот не увидит смерти вовек» (8; 51).
Тем, кто пренебрег заповедями божьими, евангелие от Матфея обещает ужасные страдания: «Как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего… Пошлет сын человеческий ангелов своих, и соберут из царства его все соблазны и делающие беззакония… И ввергнут их в печь огненную, там будет плач и скрежет зубов» (13; 40-42).

Раннехристианский теолог Арнобий: грешники будут полностью уничтожены, претерпев предварительно мучения, соответствующие их злонравию. «Это есть истинная смерть человека, который ничего не оставляет после себя, ибо та, которую мы видим перед глазами, есть разлучение душ от тел, а не последний предел уничтожения. Это… есть истинная смерть человека, когда души, познающие бога, уничтожаются после долговременных мучений неугасимым огнем».

Ориген (185-254 г.г.): у всех, даже у грешников, остается возможность к раскаянию и спасению. Грешники претерпят долгие мучения, которые прекратятся, когда души будут очищены от греха; «все будет восстановлено в первоначальное единство, и бог будет во всем. Тогда уже не будет различия доьра и зла, потому что зла не будет вовсе».

В христианстве: учение о вечности мучений грешников.
Августин Блаженный (354-430 г.г.): так как вечная жизнь святых будет без конца, мучения грешников также не будут иметь конца.
Иоанн Златоуст: «Какое мучение быть сжигаемым, непрестанно находиться во мраке, испускать бесчисленные вопли, скрежетать зубами и не быть услышанным». «Мрак и отсутствие света не позволит нам распознать даже близких, но каждый будет в таком состоянии, как будто он страдал один».

Христиане, поздние иудеи, мусульмане: душа обитает во всем теле человека. Признают существование душ отдельных органов и тканей – печени, сердца, мозга, почек и т.д.
Папуасы – местопребывание души – кровь; караибы – сердце; австралийцы – легкие.

Пути выхода души из тела: через рот, ноздри, раны на теле и т.д.

У примитивных народов возвратить душу в тело – задача колдунов, жрецов, шаманов или знахарей.

В развитых религиях смерть – акт мгновенного и безвозвратного отлетания бессмертной души от бренного тела. Душа отлетает с последним вздохом человека.

Древние отождествляли дыхание с «духом» и прекращение дыхания объясняли как выход души из тела.

Древние обитатели Ирана – парсы – утверждали: при смерти из человека вылетает дух, душа, которая может переселиться в другие тела и даже в животных (переселение душ).

Сходного взгляда придерживались и жители Древней Греции.

Чтобы душе не было «скучно» в загробном царстве, с ней вместе отправляли близкие души.

У древних славян вместе со знатным человеком хоронили его жену, слуг, рабов, даже животных.

В Китае, Индии – ритуальный обычай самоубийства жен, желающих следовать за своим умершим мужем.

Поминки – отголоски древних обычаев, основанных на существовании души умершего.

Смерть (христиане) – вожделенный миг, который открывает возможность человеку соединиться с богом, дает путь в вечную жизнь.

Христиане баптисты: «Смерть является дверью в более совершенный мир». Сама земная жизнь – подготовка к загробной жизни.
Жизнь – следствие присутствия нематериального, божественного начала.
Смерть – таинственный акт разлучения божественного начала с прахом. Сущность жизни и смерти загадочна и недоступна человеческому познанию.

Христианство, провозглашая бессмертие души, является «радостной религией», т.к. «душа, примиренная с богом, не страшится смерти», ибо знает, что «есть за гробом жизнь иная, жизнь вечная без счета лет». Многие верующие боятся «перехода в потусторонний мир», ведь им внушают, что безгрешен только бог и потому большинство из них обречено на вечные адские муки, лишь немногие преодолеют узкий и тернистый путь к вечному блаженству.
«Спасают нас не труды и не подвиги, не скорби и добрые дела, а дарует нам вечное блаженство Спаситель мира – Господь наш Иисус Христос. Без него никакие добродетели и заслуги наши не введут нас в царство небесное».

Неверующие твердо знают, что нет ни рая, ни ада, что вместе со смертью для них лично все кончится и они после смерти как бы погружаются в вечный сон.

«Международное общество сознания Кришны»: основным элементом погружения в особое экстатическое состояние является непрерывное пение «священных песен» - мантр, которое «устраняет все другие мысли, помогает забыть себя, полностью заполняет вашу голову». Чтобы ощутить присутствие Кришны, рекомендуется ежедневно не менее 1728 раз повторить древнюю ведическую формулу. Только кришнаиты, утверждал основатель этого общества индийский миссионер А.С. Бхактиведанта, возвысятся до антиматериального мира, обретут бессмертие, «им никогда не надо будет возвращаться к этой жалкой земле рождения, старости, болезни и смерти».

Эйнштейн в своем завещании просил не увековечивать его прах погребением, а развеять по ветру.

Смерть – «это ворота в вечную жизнь» (теологи).

В своем «Откровении» Иоанн Богослов так определял величину царствия небесного: «измерил он город тростью на 12 тысяч стадий. Длина и ширина и высота его равны».
12 тысяч стадий – это 7920 тысяч футов. Царствие небесное имеет в каждом из своих измерений 15 миль.

Способностью возвращать к жизни человека, уже переступившего последнюю земную черту, люди наделяли прежде всего богов.
Асклепий, божественный врачеватель древних греков, своим искусством возвращал жизнь даже мертвым.
Христос, сын бога и земной женщины, воскресил Лазаря на четвертый день после смерти, когда труп уже разлагался.
Аллах владел искусством воскресения людей и животных. Одного маловера он умертвил на 100 лет, а затем вернул к жизни.

У всех народов есть легенды о воскресении из мертвых с помощью «живой и мертвой воды», волшебных снадобий или «святого слова».

Вера в воскресение Иисуса Христа, искупившего первородный грех людей и открывшего им путь к вечной жизни в загробном, сверхъестественном мире – центральное положение христианства. Христос воскрес после смерти на кресте и похорон, воскрес на заре в воскресенье, я затем явился засвидетельствовать свое оживление апостолам.

Более древние восточные мифы об умирающих и воскресающих богах зеленой природы (Осириса, Адониса), которые олицетворяли собой кругооборот в природе.

По Гераклиту (ок. 544 до н.э.) душа материальна, это – «огненная искра».
Согласно Демокриту (ок. 460-370 до н.э.) душа смертна и состоит из мельчайших, наиболее подвижных атомов.
Отстаивал тезис о материальности, телесности души и Эпикур (341-270 до н.э.). Смерть тела означает и смерть души, утверждал он.

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до н.э.) «О природе вещей»: раскрывал несостоятельность учения о переселении душ, считал смерть необходимостью для смены поколений.

Р. Декарт (1596-1650): человек есть связь бездушного и безжизненного механизма с нематериальной мыслящей душой, которая осуществляется богом. Предложил материалистическое объяснение смерти.

Французские материалисты ХVII-ХVIII в.в. разработали учение о вечной природе с ее естественными законами.

Концепция жизни и смерти Ж. Ламетри (1709-1751) («Система Эпикура»).
Дидро (1713-1784), П. Гольбах (1723-1789): поскольку личное бессмертие невозможно, нужно стремиться лишь к бессмертию в памяти потомков, заслуженному благодарными делами и самоотверженным служением людям.

Философ-материалист ХIХ в. Л. Фейербах (1804-1872): «В природе не существует другого бессмертия, кроме продолжения рода, при котором данное существо продолжается в существах себе подобных, т.е. место умершего индивида постоянно заступает новый».

Ч. Дарвин: впервые вскрыл механизм эволюции видов и человека, обосновал ряд научных идей о природе смерти.
Т. Гексли; Б. Уоллес; Ф. Гальтон.

Английский экономист Дж. Беллеро: труд также необходим для здоровья тела, как пища для жизни, труд подливает масло в лампу жизни, а мысль зажигает ее.

Конец ХIХ – начало ХХ века. А. Шопенгауэр, Э. Гартман, Ф. Ницше и другие: жизнь – «бесконечное повторение» того, чему лучше было бы вовсе не быть, а смерть – желанная гавань корабля, истерзанного бурями океана.

Шопенгауэр, отрицая воскресение тела и бессмертие души, утверждал, что «вечный принцип» бессмертия вида или рода реализуется через иррациональное, жизненное начало – волю.

Метафизическая, абстрактно-философская трактовка проблем жизни и смерти характерна и для экзистенциализма (Ж.-П. Сартр и А. Камю).

Способ лечения старости, предложенный Мечниковым – кефир и другие кисло-молочные продукты, резекция толстого кишечника.

Л. Толстой – духовное очищение человека посредством самосовершенствования.

В нашей стране проблемам смерти, бессмертия, омоложения посвятили свои труды И. Шмальгаузен, М. Мильман, Н. Кольцов, Н. Федоров, З. Френкель и другие. В связи с проблемой возможности межзвездных полетов человека проблемой бессмертия глубоко интересовался основатель космонавтики К. Циолковский.

В нашей стране возникли такие области науки о старении, смерти, омоложении и долголетии человека, как танатология (наука о смерти), реаниматология (наука об оживлении организма умершего человека), ювенология (наука о продлении молодости), валеология (наука о здоровом человеке), иммортология (наука о практическом бессмертии).

В 20-е г.г. в Ленинграде профессор Г. Шор читает курс танатологии, пишет книгу «О смерти человека (введение в танатологию)», создает учение о динамике умирания (танатогенезе).

По религиозному учению в теле человека жизнь и смерть быть одновременно не могут: жизнь – результат присутствия, а смерть – результат отсутствия души. Потому между жизнью и смертью переходных состояний нет и быть не может: либо в теле есть душа, либо ее нет, либо человек жив, либо мертв.

Современная наука доказала, что смерть – конечный этап онтогенеза (индивидуального развития) человека – сложное, многоступенчатое явление.

Два этапа смерти: клиническая (относительная) и биологическая (абсолютная) смерть.
При клинической существует реальная возможность оживления человека, т.к. необратимые процессы в коре головного мозга еще не развились. При сильном охлаждении организма период клинической смерти увеличивается. За клинической смертью следует необратимая биологическая смерть: в коре головного мозга происходят необратимые нарушения. Оживление становится невозможным.

Смерть – растянутый во времени процесс. Каждый орган умирает своим, особым способом. Сердце при обычных условиях умирает, начиная с левого желудочка и кончая правым предсердием. По своему умирают мозг, печень, почки и другие органы. Специфические механизмы смерти присущи каждой живой клетке.


Рецензии