Буква h

Мне, представителю нации, алфавит которой содержит 39 букв, из которых только 8 гласных, а 9 согласных вообще отсутствуют в алфавите всех других народов, легко оценить преимущества или недостатки чужих алфавитов. Это неблагодарное занятие, однако, с внедрением в обиход необходимости ежедневного общения и обмена информацией по электронным средствам, заставляет часто задумываться, какой же комбинацией русского алфавита передать трудную букву армянского алфавита? Особенно часто приходится «мучиться» с буквой аш (h), что, к сожалению, отсутствует в кириллице.
Алфавиты могут быть любые, интеллектуальные возможности также, однако специалисты иностранного языка и их учителя (преподаватели и педагоги) наверняка должны проявлять некую гибкость для преодоления неизбежно возникающих трений или шероховатостей при произношении людей одной ментальности, у которых полностью отсутствует произношение гортанных приглушенных звуков типа h.
***
Из-за особенностей армянского алфавита и произношения ее букв, любому армянину с легкостью даются сложности английского произношения типа th (;) или h.
Однако у русских с этими буквами, особенно с h, большие проблемы. Эти проблемы связаны с тем, что, не имея ничего лучшего, в качестве альтернативы, русские эту букву отождествляют с буквой Х и так ее и произносят, рискуя каждый раз оказаться в очень забавной и позорной ситуации.
Я постоянно содрогаюсь, когда в исполнении русскоязычного человека (особенно из уст молодых девочек) слышу словосочетание who is who?
Что стоит русское произношение how do you do, how are you или hello, с буквой Х в начале произношения во всех словах, где имеется бука h?
***
В моей педагогической практике постоянно приходится фантазировать при произношении фамилии очередного нерусского ученого,  начинающейся с буквы H (английской аш)
Я на несколько секунд задумываюсь, перед тем, как выбрать, как произнести эту фамилию. И, чтобы быть убедительным, всегда предупреждаю, что в литературе могут быть разночтения при написании этих фамилий буквами русского алфавита.
Для убедительности мне приходится продемонстрировать странные метаморфозы при переводе на русский язык разных фамилий на букву Н:
Hamlet - Гамлет,
Hemingway – Хемингуэй,
Hund – Хунд или Гунд?
Hukkel – Хюккель или Гюккель?
Вот так и в учебниках по Химии можно прочитать принцип запрета Хунда (Гунда), Уравнение Дебая-Хюккеля (Гюкелья), Цикл Борна-Хабера (или Габера) и так далее.
Я умышленно так подробно разбираю эти тонкости, чтобы продемонстрировать, как должен знающий специалист преподнести материал, если в нем имеются такого рода разночтения…
***
Когда из Армении моя семья переехала и стала жить в одном из областных центров России, моей дочери было 15 лет, и за ее плечами были 9 лет обучения в русской школе с английским уклоном. Кроме всего, она посещала частные занятия английского языка у маститого репетитора. То есть она в себе несла, как я надеялся, элементарные знания  письменности и произношения трех языковых культур.
Вхождение в новый коллектив происходило без особых потрясений, с естественными эпизодами недопонимания и постоянного отстаивания собственного достоинства.
Чего стоит история с сыном моего приятеля, который (сын) в школьном туалете путем дидактических и наглядных приемов доказывал, что его ж**а не чернее по сравнению с аналогичной частью тела остальных представителей славянского населения.
Я терпеливо и с философским пониманием выдерживал бестактные замечания «учителей» моих детей о наличии у них кавказского акцента с призывом стараться смягчить его (акцент). Однако, мое терпение лопнуло, когда дочь в расстроенных чувствах пришла  и сказала, что англичанка ей за четверть выставила тройку, мотивируя, что у нее ужасная дикция. Она велела моей дочери постараться забыть о том, как там её учили в Ереване, а попробовать «правильно» произнести how do you do или же how are you, выговаривая хау ду ю ду или хав а ю?
***
…. В беседе с «англичанкой» я старался быть сдержанным и спросил только, когда она родилась. В уме посчитав, что при взрыве Чернобыльского реактора ей уже было 15 лет, я с сожалением сказал:
- Я был уверен, что это у Вас радиационная мутация. То есть Ваши главные мозговые центры были повреждены под действием радиационного облучения в младенческом возрасте. Однако, вынужден придумать другой механизм, для объяснения Вашего мозгового уродства. К сожалению, у меня остается один вариант - передача некачественных генов или от отца, или от матери. Впрочем, если серьезно подумать, в Вашем случае оба родителя сильно постарались…
***
Уже на улице я стал размышлять о содержании немереного количества юмора в русском фольклоре. Надо же такое придумать: Чья бы корова не мычала, ваша бы молчала…
Гениально сказано…
22.11.12
г. Брянск


Рецензии
Мне после Вашего эссе прямо захотелось написать о том, как весело проходят у меня уроки по американскому произношению. :) Материала - хоть отбавляй, когда в аудитории сидит весь мир, и некоторых его представителей (например, вьетнамцев) можно понять только с сурдопереводом. Мне, конечно, помогает хорошо натренированное многолетней практикой ухо лингвиста. Но потешных ситуаций все равно много бывает. У меня аж руки зачесались написать об этом. Спасибо Вам за это!

Ашхен Мелик-Мартиросян   22.02.2013 09:44     Заявить о нарушении
Спасибо Ашхен!
Жаль, что русские прочитав этот материал не поняли как они смешны своим ХАВАНИЕМ. Некоторые меня обвинили в РУСОФОБИИ. Вот так!!!!!!!!

Арарат Пашаян   22.02.2013 10:52   Заявить о нарушении
Предсказуемая реакция...

Ашхен Мелик-Мартиросян   22.02.2013 18:12   Заявить о нарушении
Ничего страшного.Детские болезни неизбежны.По мере взросления русской нации,они пройдут.)))

Наталия Дардан 3   12.09.2013 20:42   Заявить о нарушении
Думаете вопрос времени?
К сожалению большое количество или большая численность одной нации неизбежно перерождает некоторую пренебрежительность или высокомерного отношения к другим малочисленным, что называется великорусским шовинизмом.
-Понаехали тут всякие,-может прокричать последний алкаш-МОСКВИЧ на не москвича, несмотря на то, что у этого чужого в голове мыслей и багажа в 100 крат больше...
Я с таким сталкивался к сожалению.
Россия для русских- вот призыв самых отпетых подонков и гнид, количество которых с каждым днем возрастает. Россия пороховая бочка межнациональных противоречий, что в принципе ожидаемый результат.
Федерация но Российская.

Арарат Пашаян   12.09.2013 21:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.