История в русском языке. XXVI. Русь ручейная

Главными и основными  источниками существования  славянской «ЧЕРНИ» были земледелие и животноводство. Оба эти занятия на территории Восточной Европы носили откровенно сезонный характер. Засуха, поздние заморозки, дожди во время уборки  урожая и другие негативные природные явления часто сводили на нет радения хлеборобов.

Чтобы пережить голодные периоды, славяне-земледельцы были вынуждены время от времени возвращаться к доисторическому промыслу своих предков  -  охоте.  В обычное время охота служила  развлечением или дополнительным источником  получения продуктов животного происхождения: мяса, жира, пуха, мехов, рыбы.

Давление кочевых народов, войны, грабежи речных пиратов  заставляли многих хлеборобов покидать плодородные «ЧЁРНЫЕ ЗЕМЛИ» и уходить дальше на север, где климат был холоднее и суровее. В  верховьях рек Волги и Днепра, земледелие было ещё более нестабильным и рискованным.

 Неблагоприятные условия заставляли переселенцев большую часть  времени проводить за несвойственными для них занятиями. Весной и летом они занимались привычным земледелием или заготавливали корм для скота. С приходом осенних заморозков большинство мужчин превращалось в  охотников.
 
Верховья рек  называли словом «РОСА» («РУСА»). «РО» - гора, верх.  «СА» - вода.  Предки славян словами «РОСЬ», «РОСА» или  «РУСА» (верхняя вода) называли атмосферные осадки в виде капелек воды, осаждающихся из воздуха на горных скалах, или воды горных ручьёв. Первый вариант значения дошёл до нас практически в первозданном виде. Со вторым вариантом несколько сложнее.

 В Восточной Европе нет больших гор.  Словом  «РОСА» здесь называли  ручей, протекающий между обрывистыми берегами в овраге или верховье реки. Часто ручей «РОСА» вытекал из  «РОДНИКА».  «РО» - гора, верх.  «ДНИК» - дно, водоём. Буквально « маленькое дно на горе» или «верхний водоём». «РОСА» («РУСА») протекала по «РУСЛУ».  «ЛО» - равнина, поверхность. «РУС-ЛО» -  равнина от ручья.

Для пришедших с юга  славян маленькие речки и ручьи часто служили дополнительным источником существования. Здесь они рыбачили и добывали пушного зверя. Слова «РОСА» и «РУСА» дали название промыслу.  Этими же словами «РОСЬ» или «РОСИ-Ч» («Ч» - сокращение от «человек») называли и людей, занимавшихся добычей  пропитания в верховьях маленьких речек и ручьёв.

  С некоторой натяжкой слово «РОСИЧ» в тот период можно было бы назвать синонимом слова «РЫБАК». На первом этапе термины «РУСЬ»  и «РОСИЧ» не носили сословного, этнического и даже  профессионального характера.  Также как и в наше время одного и того же человека с утра мы называем  рыбаком, а вечером сложив удочки и переодевшись, он превращается в сторожа, инженера или сантехника. Так и человек той эпохи из «РУСИЧА»  в течении нескольких дней, а то и часов, мог превратиться в земледельца «ЧЕРНА» или пчеловода-бортника.
 
Славяне не были первооткрывателями речного промысла. Задолго до них охотой и рыбалкой в верховьях крупнейших рек Восточной Европы занимался народ, называемый славянами «МЕРЬ» или «ЧУДЬ». «МЕ-РЬ» -люди-охотники. «МЕ» - человек. «Р» - оружие. «ЧУ-ДЬ» - речные люди. «ЧУ» - сокращение от «ЧУР», «ЩУР» или «ЧЕР». Все эти слова в определённые моменты времени были также синонимами слова человек. «ДО» - река, водоём.

Термины «МЕРЬ» и «ЧУДЬ» служили для обозначения представителей  финно-угорского этноса, которые значительно отличались от славян языком, одеждой, пищевыми привычками, культурой поведения.  Слово «РОСЬ» появилось в языке славян, как противопоставление «ЧУДИ», для обозначения своих «речных людей».

Казалось, что земледельцы «РУСИЧИ» ступили не на свою стезю. Они не смогут выдержать конкуренцию с охотниками, тысячелетиями оттачивающими своё мастерство. Не выживут в суровых условиях нечерноземья, рядом с народом, приспособившимся к трудностям лесного быта на генетическом уровне.

Однако всё произошло иначе. «РУСИЧИ» не стали менять образ жизни и пищевые привычки. К тому же охота не являлась для них единственным источником пропитания.  В большинстве своём они так же занимались земледелием, а охотничьи трофеи были только дополнением их привычного меню.

Там же, где славяне не могли обеспечить себя   хлебом в полной мере, они обменивали его на соль,  мёд, воск или меха у своих южных собратьев. Нередко «РУСИЧИ» становились посредниками между  охотниками из «ЧУДИ» и «ЧЕРНЬЮ».


Рецензии
а что? интересное изложение..
и в самом деле есть что то в этих словах..
вам успехов и вдохновения.. с уважением..

Николай Нефедьев   27.11.2012 22:05     Заявить о нарушении
Спасибо.

Ним Кров   28.11.2012 19:31   Заявить о нарушении