Осенний лес

                ОСЕННИЙ  ЛЕС

    Погода середины октября – переменчива. По ночам дожди стучат по водостокам, утром туманы стелятся, а после обеда солнышко в гости выглянет, из дому выманит. «Как знать, когда ещё выпадет погожий денёк, - подумалось мне. – Пойду за дорогу в ближний лесок, погуляю…»
     Гулять в осеннем лесу одно удовольствие. Ни тебе комаров, ни клещей, да и огородные заботы позади. Покой и воля. Решила идти тропинкой по краю леса, вдоль дороги, из опасения «в трёх соснах заблудиться». Не думала я уходить надолго, но так уж получилось. Видать Судьба мне подарок сделала.
     Иду я лесом, большие лужи обхожу. Земля дождями пресытилась, оставшуюся влагу принять не может. По тропинке идти скользко. Я по траве, усыпанной опавшей берёзовой листвой иду. Трава мягкая, где шишечка под ногой хрустнет, где вода захлюпает. Под ноги смотрю: трёхлистники дикого клевера и молодые листики тысячелистника из-под опавшей листвы проглядывают. Выше посмотрю: двух-трёх летние сосенки да ёлочки в зелёных платьицах в крупный горошек из осиновых листьев. А дальше – глаз не оторвать. Под столетними соснами малинник, а ещё дальше кусты калины. Листва осыпалась. На тонких прутиках висят небольшие гроздочки ярко-красной калины. Рано, рано ещё калине красоваться. Вот выпадет первый снег, тогда и загляну в этот  лесной уголок.
     Иду дальше. Сквозь кружево оголившихся берёз – небесная синева с редкими белесыми облаками. А вон три огромных сосны небо подпирают. За ними – царство лиственниц. Верхушки зеленовато-жёлтые, а ветки пониже уже готовы расстаться с летним нарядом. Подует ветер и закружат золотистые иголки в последнем вальсе. Но какой красоты этот танец! Жёлтый, бесшумный дождь! Прищурив глаза, подставляю ладони. А в этот момент послышался перестук дятла, пискнула синица. Они у себя дома, их ли удивит листопад…
     Опять берёзы, но что это? Редкий лист лежит на траве. Почему? Присматриваюсь повнимательнее. Берёзовая роща сплошь из плакучих берёз. Каскады берёзовой листвы золочёными рукавами касаются друг дружку. «Вот он – русский характер! Плакучие плачут, стонут под морозцами-утренниками, а покориться не хотят… Веточки тоненькие, а своё отдать не желают!»
      Засмотрелась я на берёзы, не заметила, как ко мне подошла старушка с лыжной металлической палкой в руке.  Поздоровалась, хоть и не встречались мы с нею ни разу. Что ж тут удивляться? Она тоже пришла полюбоваться лесными красотами. А раз так, то мы и есть какая-никакая, а родня. Но очень скоро я пожалела, что встретила попутчицу. Говорливая старушка оказалась. Я всё больше молча хожу, лес слушаю. А с внуком гуляю, так мы только шёпотом переговариваемся, всё больше жестами изъясняемся. Вот и пришлось мне выслушать о всех болезнях бабушки Софьи, о примочках и натираниях. Одно меня удерживало: старушка обещала показать мне «Дедушку» и «Бабушку». Кто они такие? – я не спрашивала. Оказалось, что до них ещё топать и топать. Старушка резво шла впереди, рассказывала о Севере, о нравах и привычках северян и, при этом не чувствовалось, чтобы она запыхалась. Мои же силы были на исходе. Вдруг – свежий пень. Оказывается, бабушка Соня меня к нему вела. Мы сели друг к дружке спиной и устало вытянули ноги. Сидели тихо. Я даже удивилась, что моей попутчице расхотелось говорить. Оказалось – на то была причина. Вскоре у наших ног появились белочки: ярко- рыжая поменьше и потемнее шерстка у той, которая крупнее. Потом уже разглядела возле двух старых сосен кормушку. Прямо на земле разложены большие «шляпы» подсолнухов, яблочки-ранетки, ветки с ягодами облепихи. Целое семейство белочек хлопотали над угощением. Смотреть на них можно было бесконечно долго. Но моя попутчица закряхтела, опираясь на палку, поднялась, и мы продолжили путь.
     Шли молча. Я с любопытством поглядывала на бабушку Софью. Меня удивляла перемена в её настроении. Теперь мы углублялись в лес и вскоре не стало слышно гула проезжающих по дороге машин. Как-то непривычно тихо. Кроны высоких старых сосен смыкались в вышине. Только кое-где виднелись лазоревые просветы. Стволы сосен до половины тёмные с огрубевшей корой. Ветки высохшими пиками топорщились во все стороны, словно защищали верхний мир зелени, янтарно-восковых стволов с висящими лохмотьями омертвевшей папирусной коры. С дерева на дерево перелетал яркой игрушкой дятел. Синички следовали за ним ярусом ниже.
     Бабушка Соня уверенно шла впереди по мягкой с зелёными чубчиками траве. Ни тропинок, даже намёка не было на человеческое присутствие. Меня вдруг охватила тревога. Так далеко в лес я ещё не хаживала. Незнакомая женщина куда-то меня ведёт, а я, как глупая девчушка, покорно следую за ней. Бабушка видать почувствовала мою насторожённость, оглянулась.
     - Уже скоро будем на месте. Вон уже видать Дедушку и Бабушку.
     Она острием палки указала в глубь леса, но я, сколько ни всматривалась, ничего необычного не видела. Я устала. Мне уже хотелось сесть прямо на траву, не сходя с места. Немного отстав, бездумно брела, пугаясь мысли, что такой же путь нужно проделать обратно.
     Старушка замедлила шаг и стала рыться в своих карманах. Я прислонилась к сосне, расстегнула ворот куртки, вытерла со лба пот, глубоко вдыхая воздух, настоянный на лесных травах, хвое и буйно зеленевшим мхом у комлей дерев. А тем временем бабушка подошла к очень толстой сосне и, раскинув руки, попыталась её обнять, но руки старушки не охватили даже трети ствола. Сама женщина издали казалась букашкой на теле великана.
     - Здравствуй дедушка Андрей! Прости меня, негодную, что так редко к тебе захожу…
     Бабушка вполголоса рассказывала свои семейные новости, сколько и чего уродилось в её огороде, о своём здоровье, о правнуках… Я не подходила близко, не мешала их долгожданной встрече. А бабушка, выговорившись, стала засовывать в складки коры конфеты, монетки, цветные ленточки. Потом она подошла к другой такой же толстой сосне и, назвав её «Бабушкой Марией», повторила свой рассказ. Немного в стороне росла третья сосна. Каким именем она её назвала – я не слышала. Прислонясь к обычной сосне, каких множество в лесу и, прикрыв от усталости глаза, слушала своё биение сердца, дыхание ветра и беззаботный пересвист птиц.
     - А ты постой, постой так под деревом, здоровей прежнего будешь…
     Я открыла глаза. Передо мной стояла улыбающаяся моя попутчица, с заметно помолодевшим лицом.
     - Ну, вот, проведала я своих  «Дедушку и Бабушку», теперь не страшно и зиму зимовать…
     Я ничего у неё не расспрашивала.  В ту минуту мне показалось, что всё это мне снится.
     - Теперь пойдём по короткому пути. Скоро дома будем.
     И правда, минут через десять мы вышли на дорогу и уже по ней вышли к автобусной остановке. Душевно распрощались и, благодарно окинув лес ласковым взглядом, зашагали, каждая в свою сторону. Встретимся ли мы когда ни будь? – не так уж и важно. Эта встреча – дорогого стоит.
                8 октября 2012 г.


Рецензии
Хорошая зарисовка! Вселяет спокойствие и дарит красоту. Вы удивительный человек Анна! Дай Бог Вам всего самого доброго и светлого!
С уважением,

Игорь Багров   21.11.2013 10:13     Заявить о нарушении
Как приятно читать слова Ваши, дорогой Игорь!
Рада нашему знакомству! Успехов Вам!!!

Анна Боднарук   21.11.2013 13:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.