Поэтика слова...

Поэтика слова

Краткие изречения, заговоры, пословицы, поговорки, клятвы - все эти члены эпического предания, по Ф.И. Буслаеву, можно назвать источником народной мудрости.
Пословицы и поговорки, как произведения народного творчества, близки друг другу по своим художественным признакам.
Определить, что такое пословицы и поговорки, русские фольклористы пытались еще в 19 веке. Ф.И. Буслаев рассматривал пословицы и поговорки как художественные произведения родного слова, выражающие быт народа, его здравый смысл и нравственные интересы.
Н.В. Гоголь видел в них результат народных представлений о жизни в ее разных проявлениях.
В.И. Даль понимал пословицу как «суждение, приговор, поучение». В «Толковом  словаре» он дал следующее определение:
« Пословица ж, краткое изречение, поученье,  более в виде притчи. Иносказанья, или в виде житейского приговора; пословица есть особь языка, народной речи, не сочиняется, а рождается сама; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи».
Поговорка, по определению Даля, это: «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы; поучение, в принятых – ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться».В 1853 году Даль представил а Академию наук свой сборник «Пословицы русского народа», включавший свыше 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок, прибауток, народных верований. На титульном листе стоял эпиграф: «Пословица  несудима».
В.И.Даль 10 лет прожил в Нижнем Новгороде, был управляющим удельной конторы. Он всегда добросовестно выполнял свои обязанности и одновременно никогда не забывал о главном деле своей жизни: более полувека В.И.Даль по словечкам собирал свой «Толковый словарь живого великорусского языка». Восемнадцатилетним юношей он начал эту работу, а последние четыре новых слова, услышанных им от прислуги, он внес во второе издание словаря уже прикованный болезнью к постели, за неделю до смерти, в 71 год.
«Даль фактически совершил подвиг в науке, создав за 50 лет труда словарь, для составления которого потребовалась бы целая академия и целое столетие» ( П.И.Мельников – Печерский). В результате этого подвига мы имеем не только четыре великих тома, не только сам словарь, но и новое осознание языка как вполне конкретного, осязаемого организма. Активной жизнью живет и сборник пословиц В.И. Даля – крупнейшее собрание малых жанров. « Даль – это наш Магеллан, переплывший русский язык от А до Я», -так называет В.И. Даля А. Битов. Удивляет в жизни и судьбе Даля и его универсальная одаренность: незаурядный врач, талантливый военный -строитель (за наведение моста через Вислу Даль получил орден Святого Владимира), писатель, издававшийся под псевдонимом «Казак Луганский», организатор уникального зоологического музея в Оренбурге, член-корреспондент Академии наук по классу естественных наук, этнограф, собиратель не только пословиц, но и сказок, народных песен, лубочных картинок ( собрание подарено им  Императорской публичной библиотеке).
О главном деле Даля – собирании слов хорошо знал А.С.Пушкин и горячо его поддерживал. Они вместе ездили по Оренбургскому краю, где Пушкина интересовали материалы, связанные с восстанием Пугачева. По дороге в Бердскую слободу Даль рассказывает Пушкину  сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Через месяц Пушкин пришлет Далю  «ответ» - рукопись «Сказки о рыбаке и рыбке» с надписью «Твоя от твоих. Сказочнику казаку Луганскому.- Сказочник Александр Пушкин».
Даль находился у постели умирающего Пушкина, слышал его последние слова, неотлучно сидел у его изголовья. На память о Пушкине Далю был подарен сюртук, в котором Пушкин стрелялся с Дантесом, и перстень – талисман поэта. Это последнее свидание и прощание Даля с Пушкиным поистине символично: если попытаться осознать место Пушкина в самой русской речи, то никто иной, как Даль, является его преемником и наследником. Поэтому дело Даля и его труд гениальны.
К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.
Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек, яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение.
Пословицы и поговорки  отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа.  Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели                (скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.
Даль выделил для пословиц 179 рубрик: работа - праздность, двор – дом - хозяйство, суеверие -приметы –счастье – удача, добро – милость –зло и т.д. В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека. Н.В.Гоголь назвал пословицы мифическим стоглавым стражем; глядит его каждое око на мир, все ведает, все знает, все понимает, обо всем догадывается.
Пословицы складывались во всех слоях населения, но больше всего в крестьянской среде, как основной носительнице национальной народной культуры. Годовой цикл крестьянского труда отразился в пословицах  «до поры до времени не сеют семени», « доброе семя, добрый и  всход». Пословицы возникли и в среде ремесленников – «без топора – не плотник, без иглы не портной», и в среде бурлаков – «нужда научит калачи есть».
Работая над содержанием и формой пословиц, рассматриваем вопрос: как живет слово  в пословице?
В повседневной речи, чтобы убедить в чем-либо собеседника, мы прибегаем к помощи пословиц: ссылаемся на них, подкрепляем свои мысли. С пословицами мы сверяем наше поведение. Они наставляют: «От скуки бери дело в руки»,  учат не ошибаться: « Смолоду прорешка – под старость дыра», предостерегают: «Береги  платье снову, а честь смолоду». Что ни пословица, то новая мысль т новый оттенок чувства.
Разница между пословицами народа и афоризмами можно уяснить, если сравнить, как выражены сходные мысли.
Легендарный поэт Древней Греции сказал «какое слово ты скажешь, такое в ответ услышишь», а в пословице о том же говорится: «Как аукнется, так и откликнется», но она выражает смысл более обширный. Пословица кроме прямого смысла заключает  в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен.
Содержание пословицы раскрывается в речи. Например, говорят «Не дорог подарок, дорога любовь» Пословицу вспоминают, когда нужно одобрить дела какого-нибудь внимательного человека. Речь не обязательно идет о подарке. Каждое слово в пословице живет по закону смысловых ассоциаций (связей, сходства в чем-либо, аналогии прямого и переносного смысла). Эта связь имеет отношение к любому человеку.
Пословицы всегда назидательны, поучительны, это золотые зерна народной мудрости. В.И. Даль сформулировал такое определение пословицы: « Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение».
Пословицы на тему «Всякому мила своя сторона» составлены  из пословиц  о родине и чужбине, о значении родины для человека, о необходимости защищать свою землю, когда ей угрожает враг: «С родной земли – умри, не сходи». Не мысля существования без родины, русские люди насмерть стояли за свою землю против недругов.  Эта пословица – давняя, через века пронесенная мудрость нашего народа.
Убеждение народа  в неистребимости правды нашло продолжение в пословице «Жизнь прожить – не поле перейти». Пословицы говорят о жизненных препятствиях, о безысходности, горькой участи попавшего в беду. Народ учил преодолевать трудности, помехи, не покоряться судьбе. Народная мысль искала защиту от невзгод в надежде, что « Мир не без добрых людей».
Пословицы о различии привычек и стремлений молодых и старых, о необходимости уважать старость: « Не смейся над старым, и сам будешь стар».                                Человек, умеющий по-хорошему смеяться, верит в возможность счастья и удачи.  Как солнечный свет приходит к каждому окну, обращенному к светлой стороне неба, так и удача является к человеку, умеющему ждать.
Эту мысль народ выразил в пословице «Придет солнышко и к нашим окошкам».
Уверенность в конечном обретении  благополучия не была простым утешением. Народ высказывал много здравого смысла: «Не сули журавля в небе, дай синицу в руки».  Из этого круга понятий вышли пословицы с порицанием сомнений вечно колеблющихся людей, не умеющих остановиться на чем-то одном: «Бабушка надвое сказала».
Не прошли пословицы мимо развлечений. Относительно их народ держался мнения, что особенно весело тому, кто поработал. «Кончил дело – гуляй смело».
Пословицы легко соединяют разные области  жизни: «Из песни слов не выкинуть» - пословица ведет нас к мысли соблюдать правило и порядок, не делая исключений.
Дом, порядок в нем, мир и лад среди домашних народ считал залогом житейского благополучия. Пословицы вникают во все мелочи: тут и мысль о том, как вести себя девушке, как укладывать волосы: «Коса – девичья краса». Как нянчиться с ребенком, как его забавлять, как теще встречать зятя и много других наставлений и правил. Все эти пословицы объединены общим смыслом «Без хозяина – дом сирота».
В пословице «Ученье – свет, а неученье – тьма» высоко оценивается ученость, просвещение.
Немало пословиц о старинном обучении с его обыкновением учить азбуку громко, нараспев: «Азбуку учат – во всю избу кричат». Учение сопровождалось наказанием – пороли розгами тех, кто ленился или не мог запомнить мудреных правил чтения: буквы назывались «аз» -а, «буки» -б, «веди» - в. Отсюда пошла пословица  «Аз, буки, веди страшат, что медведи». Не запомнил – жди битья. И все-таки народ сумел разглядеть конечную пользу обучения грамоте. Он утвердился в мысли, что знание никому не в тягость и что грамоте учиться – всегда пригодится. Пословицы о пользе грамоты делали полезное дело – готовили народ к восприятию всей полноты образования и культуры.
Пословицы, собранные под рубрикой «Хоть видит око, да зуб неймет», имеют свою тему: это пословицы о жадности, зависти.
Труса никогда не уважали в народе. Пословица «Трусливому зайке и пенек волк» дают волю насмешке над робкими, которых пугает их собственное воображение: «Пуганая ворона и куста боится», « Глаза – что плошки, а не видят и крошки».
Пословицы отмечают связь явлений и зависимость следствий от причин: «Дыма без огня не бывает», «Там не загорится, где огня нет».
Пословица «Один с сошкой, а семеро с ложкой» отметила, что пахарь-крестьянин кормил своим трудом многих господ: попа, барина, чиновника, судью, полицейского, самого царя. Пословицы защищали честь и достоинство бедняка: «Бедность не порок».
Мысли о преступлении, вине и наказании бродили в умах угнетенного народа и выразились в свободомыслии: «Отольются кощке  мышкины слезки», «Сколько веревку ни вить, а концу быть». Отсюда недалеко было и до мятежных мыслей: «У всякой песни свой конец» Смотря по обстоятельствам пословицу могли наполнить и крамольным смыслом. Таковы и пословицы «Горшок котлу не товарищ», «Волк коню не товарищ».
Непримиримость социальных различий предстает в пословице «Тьма свету не любит, злой доброго не терпит»
С мыслью о различии вещей и явлений связана мысль об их сходстве: «Что в лоб, что по лбу», «Те же щи, да в другую тарелку».
По композиции пословицы делятся на одночленные, двучленные и многочленные. Большинство  их – двучленные («хвали рожь в стогу, а барина – в гробу»).
Пословицы, построенные из нескольких частей:
Солнышко садится –
 Батрак веселится,
Солнышко восходит –
Батрак с  ума сходит.
Был бы ум,
Будет и рубль;
Не будет ума,
Не будет и рубля.
В умной беседе быть –
ума прикупить,
а в глупой –
и свой растерять.
Сила хорошо,
а ум лучше,
а доброе сердце –
все покрывает.
Тело – государево,
Душа – божья,
Спина – барская.
Каждая из приведенных пословиц четырехчастная или трехчастная.
Каждая часть выстроена четко: в ее синтаксисе обязательно есть аналогии построения: сначала подлежащее, затем – сказуемое – и так в каждой части
Пословицы могут строиться на противопоставлении. В них, также как и в лирических песнях, используется прием параллелизма, придающий речи в пословице особую стройность и лад..
Здесь все целесообразно, экономно, каждое слово на месте, все создано по законам красоты.
Удобство построения, полное отсутствие всего лишнего, отвлекающего от смысла. Примером такого построения служат пословицы:
Что в сердце варится, то в лице не утаится.
Что забудется, то не сбудется.
Что испек, то и кушай.
Хоть видит око, да зуб неймет.
Хоть голодно, да не холодно.
Хоть денег ни гроша, зато походка хороша.
Хоть на болоте тихо, а жить  там людям лихо.
Каков разум, таковы и речи.
Каков отец, таков и сын.
Каков привет, таков и ответ.
Пословицы ритмичны. В них рифмуются отдельные слова («без труда не вынешь рыбку из пруда»), отдельные части или вся пословица («на чужой каравай рта не открывай, а пораньше вставай да свой затевай»). Они разнообразны по форме высказывания. В них может быть включен монолог или диалог («из лука не – мы, из пищали – не мы, а попить да поплясать против нас не сыскать», « Тит, поди молотить! – Брюхо болит. – Тит, пойди вино пить! – Ох, дай оболокусь да как-нибудь доволокусь»)
В пословицах и поговорках применяются различные  художественно-изобразительные средства и приемы: сравнения («чужая душа – что темный лес»), метафоры, олицетворения (хмель шумит - ум молчит», «ставить палки в колеса»), антитезы («корень учения горек, да плод его сладок»), гиперболы («из кожи лезть вон», «в трех соснах заблудиться»). Встречается в пословицах и художественный прием  - тавтология («от добра добра не ищут», «слыхом не слыхано, видом не видано». С их помощью создается художественный образ.
Какие тонкие, умные метафоры живут в пословицах о правде, вырастающей в поэтическом изображении народа до « правды матушки»! Не случайно А.Н Афанасьев называет пословицы «памятниками» издавна сложившихся воззрении на жизнь и памятниками нравственности народа:
Добро не лиха – ходит тихо.
Глаза – мера, душа – вера, совесть – порука.
Лучше на гривну убытка, чем на алтын стыда.
Совесть без зубов, а загрызет.
Благодаря неожиданным, ярким метафорам эти пословицы о добре, о правде, о чести западают в душу читателя, могут быть нравственным ориентиром, своеобразным предостережением сомнительного поступка для любого современного человека:
Выгода на миг, доброе имя навек.
Добрая слава за печкой спит, а худая – по свету бежит.
Честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь.
Скажешь - не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь.
Завей горе веревочкой и замотай толстым узлом.
Русские народные пословицы, собранные В.И.Далем, не только маленькие притчи (это характеризует их поучительность, обобщающее значение), но и поэтические миниатюры, в которых слово живет по закону                                ассоциативных связей, превращаясь в яркий поэтический образ с помощью различных художественных средств. Эти поэтические миниатюры к тому же необычайно точно выстроены, мгновенно достигают своей цели.
Исторически можно объяснить появление у пословиц всех качеств, характеризующих их сущность как жанра. Все они обусловлены главным свойством древних пословиц как выражений бытового установления, обычая, народной практической мысли. Только одно качество не может быть до конца  объяснено этим свойством древних пословиц: многозначность пословичных сужений и сопутствующая этому качеству особая связь пословиц с речью. Многозначность аналогии не была свойственна пословицам на первоначальной стадии их исторического существования. Это качество приобретено ими  позже, когда они утратили непосредственную  связь с бытовыми порядками и обычаями и превратились в явление искусства: у пословиц установилась связь с речью и открылась возможность все новых и новых, бесконечно разнообразных толкований и применений по принципу аналогии. Древнейшие пословицы дали новым поколениям людей как бы формулы мысли, в которые облеклись результаты познавательной деятельности человека.
Что собой представляет это свойство и почему оно тесным образом связывает ее с речью, можно уяснить на примере. Широко известна пословица «Цыплят по осени считают». В суждении воспроизведено обыденное явление, но оно интересно и значительно не само по себе, а тем, что придает пословице форму обобщенного иносказания. Пословичный образ служит не для выражения только данного факта, конкретной ситуации или действия, но для выражения обобщенной мысли. В структурном отношении любая из пословиц является конкретным суждением, имеющим общий смысл вследствие того, что в суждении утверждается некий признак, присущий или могущий быть отнесенным и к другим явлениям, которые сходны между собой именно в этом или ряде других признаков, хотя и различаются по всем остальным. На этой основе могут возникать многочисленные и разнообразные аналогии: пословичный образ как иносказание может применяться к различным конкретным явлениям или фактам. Все частные случаи будут подтверждать общий смысл пословичного суждения. Само же пословичное суждение приобретает обобщенный смысл только при иносказательном толковании. Пословица о цыплятах утратила бы свой  смысл, если бы понималась в прямом значении.
В пословице конкретный факт поднимается до широкого обобщения, далеко выходящего за рамки данного суждения. Широта применения пословицы возникает именно вследствие обычного для нее мышления по аналогии. Всякая настоящая пословица включает в себя возможность такой оценки явления, когда его свойства могут быть применены для понимания другого явления в чем-то сходного с ним.
Жанровое назначение и жанровая структура пословицы определяются практической целью пословицы, ее ролью в повседневной речи, способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии. Пословица как поэтический жанр выработала в процессе своего исторического развития такое структурно-образное построение, при котором воспроизводится конкретная речевая ситуация и выделяются такие ее стороны, какие могут служить передаче обобщенной мысли. Пословица непосредственно связана с народной практикой и служит для подкрепления или выражения какой-либо мысли в речевом обиходе.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла, являют блистательную краткость народного языка, живость разговорных интонаций и давно снискали себе заслуженную славу золотых россыпей бытовой поэзии.


Рецензии