неудачная охота

                Неудачная охота                А. Жовна
 
   Солнце поднялось уже  довольно высоко, а мороз, казалось, не сдавался.
К обеду одолев с десяток заснеженных полей, охотники порядком устали и были крепко раздосадованы. С самого рассвета и до полудня не довелось видеть ни зайца, ни лисы, ни куропатки. Приближалось то состояние, когда так хочется, наконец, нажать на курок и выстрелить, хоть  во что-нибудь.
Не далеко от леса, у копны сена, решено было сделать привал.
Сидели, курили, говорили о плохой охоте. Рассматривали искрящиеся кристаллики инея, укрывшие ветки деревьев. Потом снова заговорили о плохой охоте, сетовали на «не те теперь времена», грустили о прошлых.
  Небо чуть затянулось  серой дымкой и в воздухе закружились редкие снежинки, когда вдалеке, возник темный силуэт. Постепенно его очертания становились все четче и вскоре мы уже без труда могли разглядеть в нем человека. За ним бежали две собаки: черная маленькая из тех, что обычно звонко и надоедливо лают и крупная  рыжая  с густой шерстью дворняга. В руке незнакомец держал палку, на которую опирался, за спиной весела небольшая котомка. Когда он подошел совсем близко, я увидел, что это был еще не старый мужчина. Скорей всего ему было не больше пятидесяти, между тем давно небритое лицо укрывшееся изморозью, какая-то допотопная  шапка ушанка с оборванными завязками, да и все его убогое убранство делало из него настоящего старца, встречавшихся в давние времена на проселочных дорогах. Когда же он смущенно улыбнулся и, приветствуя нас, сделал, что-то вроде  нерешительного поклона, мне  показалось, что он и есть тот самый  юродивый, сошедший с полотна Перова, что теперь немного конфузясь, стоял перед нами. Зачем он был здесь вдалеке от людей и куда шел – казалось чуть странным.
  Собаки стояли у его ног и добродушно виляли хвостами.
- Охотники… -  то ли спросил, то ли угадал странник и еще больше улыбнувшись, обнажил несколько гнилых зубов, между которыми зияли темные дыры.
- Смотри, похожи, - засмеялся кто-то из нас, - А у тебя, дед, собака не лишняя?
- Ага! – обрадовался незнакомец,  полон решимости поделиться, - Он той рыжий прыцепывся и бежить…
Не успел он договорить, как вдруг неожиданно для всех раздался выстрел. Рыжая дворняга жалобно заскулила и завертелась на снегу. От внезапного испуга незнакомец упал на снег и растерянными глазами смотрел на своего попутчика. Картечь ранила пса в голову и он, корчась от боли, стал отчаянно сжимать лапами свою окровавленную морду, словно пытаясь избавиться от надетого намордника. Пролитая кровь окрасила снег, и снежинки, опускаясь на то место, таяли от ее тепла. Маленькая черная собачонка залаяла, и наблюдая за своим приятелем, похоже, решила, что тот хочет поиграть с ней. Вытянув вперед лапы, прогнувшись в спине, и виляя хвостом, она стала прыгать вокруг пса и еще звонче лаять. 
- Ты что? Старик же был совсем рядом. Опасно…
- Эй, старый! Ты че? Сам же просил! – рассмеялся тот, кто стрелял
Незнакомец молчал. Потом словно бы проснувшись, растерянно пробормотал:
- Ага… А шо он ? Прыцыпывся и бежить…
Он сделал попытку улыбнуться, но улыбка не вышла и рот его лишь неестественно перекосился.
Все, молча, поднялись и стали расходиться по позициям, чтобы занять очередное поле.
  Рыжий пес лежал уже тихо и словно бы успел закоченеть. Незнакомец поднялся на ноги и стоял над убитым, сняв свою облезлую шапку. Он не улыбался. На лице его скорей выразилось недоумение. Вокруг пса продолжала прыгать черная собачонка, как и прежде пытаясь поиграть с ним.
- Тьху на тэбэ, дурна… - сказал угрюмо незнакомец и пнул собачонку ногой. Та отлетела в снег, заскулила, и смущенно переминаясь с лапы на лапу, поджала под себя хвост. Незнакомец взял мертвого пса и потащил к лесу. Ступив несколько шагов, он неожиданно провалился в сугроб по самый пояс. Когда же выбрался из него, увидел, что под снегом образовалась пустота. Поразмыслив, он подтянул к ней пса и, сбросив его, туда засыпал снегом. Затем поправив шапку, направился к дороге. За ним побежала черная собачонка, время от времени отряхиваясь от усиливающегося снега. Незнакомец так же весь покрылся снегом и шел, опираясь на свою палку устремленный в бескрайнюю белую даль.
- Эй! Кто там на фланге?!  Замыкай! Чего застрял?!
Услышал я и, обернувшись, увидел, как охотники, заняв очередное поле, отдалялись от леса.


Рецензии