От Ватто до Давида Шарден

От Ватто до Давида Шарден

Та натуральность и простота, которую мы видим в «Автопортрете» Перронно, составляет основное качество искусства величайшего художника эпохи – Ж.-Б. Шардена. «На первый взгляд трудно поверить, что Шарден и Буше – близкие сверстники, - замечал Б.Р. Виппер. – Они противоположны друг другу, как тишина провинциального захолустья блеску столичного карнавала, как действительность – миражу».

 Выходец из семьи парижского краснодеревщика, Шарден во всех своих привычках был скромным ремесленником. Он не бывал при дворе, не знал классической литературы, никогда не видел римских развалин и не рисовал с античных образцов. Голландские живописцы помогли Шардену уловить поэзию мелочей домашнего быта. Его воображение, свободное от образов мифологии, пленялось скромными предметами и фигурами обыденной жизни.

Луврские картины Шардена «Молитва перед обедом» и «Трудолюбивая мать» (1740) – истинные шедевры. Шарден изображает среду мелкой буржуазии. В едва намеченных скромных комнатах течёт размеренная и тихая жизнь, полная особой, скрытой от посторонних глаз прелести. Женщина спокойно ждёт, когда будет прочитана предобеденная молитва, чтобы поставить тарелку с супом перед своим ребёнком, а ребёнок изо всех сил старается не сбиться в словах молитвы; трудолюбивая мать и её дочь, сидя за вышиванием, погружены в немое обсуждение того, как лучше подобрать шерсть. Ни одно из этих лиц не подозревает, что на него глядят. Они остаются сами собой, сохраняя всю свою простоту. Для таких картинок из будничной жизни, которых прежде не знало французское искусство, нужен был новый язык, и Шарден нашёл этот язык. В спокойной руке, которая не хочет показаться развязной, тихо скользит кисть; погашенные краски, щедро и мягко наложенные, стирают остроту граней и хорошо передают потёртый вид домашних предметов, долго бывших в употреблении.

Шарден питает особую любовь к белому цвету. В сущности говоря, весь колористический эффект картины «Молитва перед обедом» построен на различных нюансах белого: белой скатерти, белых чепчиков, воротничков и детских юбочек. И в том мастерстве, с которым Шарден заставляет белую поверхность вбирать в себя все красочные оттенки соседних предметов и окружающего воздуха, он является прямым наследником Ватто. Шарден не стремится забавлять или удивлять, что так любили многие его современники, - он предельно искренен. Скромные существа, которых он изображает, кажутся от этого ещё более привлекательными. Невозможно противостоять искусству, до такой степени лишённому претензий. Сам художник любил так отвечать на постоянные вопросы о «секретах» его мастерства: «пользуются красками, но пишут чувством». Однако этому менее всего можно научиться.

Картина «Атрибуты науки» (Париж, Музей Жакмар-Андре, 1731) даёт представление о характере новых шарденовских натюрмортов. Большой формат полотна, торжественная приподнятость, выбор эффектных предметов в сочетании с довольно внешней трактовкой темы – свидетельство того, что художник не обрёл ещё уверенности и самостоятельности в этом жанре и находился под влиянием фламандских живописцев.

Впервые на натюрморты Шардена обратил внимание в 1728 году Ларжильер, увидев их на одной из выставок и приняв работы никому неизвестного художника за картины фламандского мастера. В том же году по предложению Ларжильера Шарден был избран в Академию. С годами он упрощает художественный язык натюрмортов. Та любовь к нехитрым предметам повседневного обихода, которую мы отмечали в жанровых сценках Шардена, позволила ему в 50-60-е годы создать ряд неповторимых по обаянию шедевров в жанре натюрморта. Работал Шарден необычайно медленно, успевая закончить в год не более одной-двух вещей, подготовляя их многочисленными этюдами и тщательным изучением «химии» и теории живописи. Натюрморты и жанровые картины Шардена имели в XVIII веке большой успех у любителей и знатоков живописи. И, пожалуй, именно пример творчества Шардена заставил многих других живописцев обратиться к малопопулярному до тех пор жанру натюрморта («Натюрморт с зайцем, куропаткой и окороком» Анны Валлайе-Костёр, «Натюрморт с виелой» Анри-Ораса Ролана де ла Порта).


Рецензии