Иван Вороницын - неизвестный герой

ИВАН ВОРОНИЦЫН  -  НЕИЗВЕСТНЫЙ ГЕРОЙ


В памяти людской одни герои остаются навечно, других помнят продолжительное время, но – все меньше. А есть люди, отдавшие всего себя борьбе за лучшую жизнь своих сограждан, но не получившие признания по различным – чаще всего политическим – причинам. Именно к этой категории следует отнести житомирянина Ивана Вороницына, члена РСДРП (но не большевиков, а меньшевиков), подвергавшегося преследованиям, как царской охранки и германских оккупационных властей, так и советских карательных органов. Он возглавлял Севастопольское восстание в ноябре 1905 г. (вместе с лейтенантом П. Шмидтом), был мэром Житомира в труднейшие времена Гражданской войны, написал ряд ценных исторических книг.  И за все это не получил официального признания не только в стране, но и в своем городе, и даже не реабилитирован до сих пор, будучи невинно убиенным палачами НКВД.

В Большой советской энциклопедии ему места не нашлось вовсе, а в популярной ныне электронной  ВИКИПЕДИИ приведена лишь предельно краткая справка:

Иван Петрович Вороницын (28 января 1885, Нарва –  1938) –  российский революционер и публицист.
Сын подполковника П. И. Вороницына. Вырос в Житомире, в 17 лет ушёл из дома на почве революционных убеждений. Осенью 1902 г. в Харькове вступил в РСДРП. За распространение нелегальной литературы в 1903 г. выслан в Холмогоры, в июне 1904 г. бежал из ссылки и через Берлин и Женеву нелегально вернулся в Россию. Был среди организаторов Севастопольского восстания матросов в 1905 году, председателем совета флотских депутатов. Был приговорён к смертной казни, заменённой на бессрочную каторгу ввиду несовершеннолетия подсудимого (до 21 года на момент совершения преступления). С 1906 г. и до Февральской революции отбывал заключение в тюрьмах Смоленска, Вологды, Ярославля, Шлиссельбургской крепости. Затем вернулся в Житомир, состоял в партии меньшевиков. Во время существования Украинской народной республика некоторое время был городским головой Житомира, редактировал газету «Волынская Заря» (1919—1920). В 1923—1926 гг. в ссылке в Чердыни.
Во второй половине 1920-х гг. активно занимался литературной работой. Опубликовал основательный труд «История атеизма» (1928, 3-е издание 1930) и ряд примыкавших к нему работ, в том числе книги «Светский календарь и гражданская религия Великой французской революции», «Декабристы и религия», «В. Г. Белинский и религия», «А. И. Герцен и религия», «История атеистической книги», биографии Ламетри (1925) и Гельвеция (1926). Кроме того, напечатал биографии своего соратника по Севастопольскому восстанию П. П. Шмидта и революционера Б. Жадановского, воспоминания «Из мрака каторги. 1905—1917» (1922) и «У немцев. Очерки политической тюрьмы и ссылки» (1923).

Вот что удалось выяснить о жизни и деятельности И.П.Вороницына теперь.

Родился Иван Петрович Вороницын 28 января 1885 г. в г. Нарве, Петербургской губернии. В 1895 г. семья армейского офицера П.И. Вороницына переехала в Житомир, к новому месту его службы. Учился Ваня в Нарвской, а потом – в 1-й Житомирской гимназиях. Уже в 4 – 5-м классах он проявлял интерес к радикальной журналистике, затем вошел в нелегальный ученический кружок и вместе со своими одноклассниками стал составлять, печатать на гектографе и распространять прокламации. В результате был исключен из 6-го класса (1902 г.), разорвал с семьей и уехал в г. Глазов, Вятской губернии, к своему сводному брату Александру Неустроеву, отбывавшему там ссылку; сошелся с местными ссыльными социал-демократами и под их влиянием окончательно установился как марксист. Осенью 1902 г. Иван переехал в Харьков, готовился к экзамену на аттестат зрелости и одновременно работал в "Союзе учащейся молодежи" при Харьковском комитете РСДРП, тогда же формально вступив в партию. В начале 1903 г. Вороницын уже руководитель социал-демократического кружка рабочих в Харькове. 25 марта т. г. он был арестован и привлечен к дознанию о Харьковском комитете РСДРП. При обыске у него, кроме печатных изданий, были обнаружены рукописи революционного содержания, в том числе проект программы для ведения пропаганды, написанный его рукой. Вороницыну было предъявлено обвинение в участии в деятельности Харьковского комитета РСДРП, распространении  нелегальной литературы. Находясь в одиночном заключении в Харьковской губернской тюрьме и на Холодной горе (арестантские роты), перенес 2 голодовки, последнюю ( 9 дней ) по поводу задержки приговора по делу Харьковского комитета и с требованием об освобождении из заключения (началась 28 августа 1903 г.). Оставался в тюрьме в Харькове до 18 октября, когда, на основании утвержденного 12 октября министром внутренних дел постановления Особого совещания, выслан до решения дела в Архангельскую губернию.
15 ноября 1903 года прибыл в Холмогоры. Во время пребывания там Вороницын определился как меньшевик. Из-за переписки с Архангельском и заграницей в ночь на 20 февраля 1904 г. был подвергнут обыску, при котором найдены нелегальные издания.
Увезен тогда же в Архангельскую тюрьму, затем (в начале марта) препровожден по этапу обратно в Холмогоры. Возбуждено новое дознание о хранении нелегальной литературы, которое было прекращено в июне 1904 года соглашением министров внутренних дел и юстиции, в виду понесенного уже Вороницыным достаточного наказания.

В апреле 1904,  вместе с Яковом Дубровинским, устроил побег из Холмогор Редкозубову, отвезя его на лодке в Архангельск, за что их обоих арестовали и выслали дальше – в распоряжение Мезенского исправника (формально вменялась в вину самовольная отлучка из Холмогор с 22 до 25 апреля). В ночь на 3 июня 1904 г. они бежали с дороги, из Пинеги. В середине июля Вороницын нелегально приехал в Берлин, затем перебрался в Женеву, где познакомился с лидерами меньшевиков Даном и Мартовым, был представлен самому Плеханову.
В ноябре 1904 г. Иван Вороницын тайно вернулся из-за границы в Москву, где стал работать в качестве организатора Бутырского района под псевдонимом "Вадим" (жил по паспорту Островского). 9 февраля 1905 г. был арестован, содержался в Таганской тюрьме. Но по болезни был освобожден под залог, средства для которого удалось собрать Московскому комитету (5 сентября 1905 г.). Однако в Москве молодого революционера не оставили, направив его в Севастополь для восстановления социал-демократических организаций, разгромленных охранкой после восстания на броненосце «Потемкин».
В период "свобод", предоставленных царским Манифестом 17 октября, оказался Вороницын в Севастополе, где принял самое активное участие в революционных событиях, будучи избран членом местного комитета Крымского союза РСДРП. Выступал на митингах под именем "Ивана Петровича". Тесно связался с работой социал-демократической военной организации и вошел в сформировавшийся в начале ноября 1905 г. новый ее руководящий центр.

И. Вороницын был главным оратором на известном митинге 11 ноября, с которым связаны убийство штабс-капитана Штейна и ранение контр-адмирала Писаревского матросом 28 флотского экипажа георгиевским кавалером К. Петровым. Эти события, в свою очередь, оказались последним толчком к открытому выступлению матросов. На происходившем 12 ноября первом собрании флотских депутатов Вороницына избрали председателем Совета, в руках которого и сосредоточено было руководство движением последующих дней. Именно он известил командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина об аресте матросами  двух генералов и командира Брестского полка, и об их возможной судьбе, если адмирал прикажет открыть огонь по расположению Морской дивизии и Брестского полка.
А на заседании комитета, где стало ясно, что остановить стихийно начавшееся восстание уже свернуть невозможно, Вороницын предложил отставному лейтенанту П.П.Шмидту взять на себя руководство им. В день подавления восстания (15 ноября), после разгрома крейсера «Очаков», на котором Шмидт поднял сигнал «Командую флотом», политический руководитель восстания Иван Вороницын  находился на контрминоносце "Свирепый" и был снят с него, вместе с уцелевшей командой, после того, как он был выбит из строя огнем с оставшихся верными царю кораблей. Попытки к освобождению Вороницына до суда из тюрьмы, предпринимавшиеся местной партийной организацией, окончились неудачно.
Его дело (процесс третьей группы участников ноябрьского восстания) слушалось в военно-морском суде Севастопольского порта с 24 октября 1906 года. Иван Вороницын обвинялся в том, что был "главным лицом, подготовлявшим и организовавшим восстание"; что, председательствуя в "мятежном комитете", руководившем движением, он вошел в непосредственную связь с лейтенантом Шмидтом для объединения действий восставших на захваченных судах и в казармах; что в дни восстания он говорил речи на митингах, убеждая "биться до последней капли крови", водил матросов в Брестский и Белостокский полки и призывал солдат этих полков присоединиться к матросам; что 15 ноября он перешел на эскадренный миноносец "Свирепый", на котором находился в то время, когда "Свирепый" проходил вдоль эскадры и стрелял(?) по войскам, подавлявшим восстание.
Вместе с огромным большинством подсудимых Иван Вороницын отказался от участия в суде (именно он был автором соответственной декларации подсудимых, опубликованной тогда же в печати). Суд приговорил Вороницына Ивана Петровича к смертной казни, но, принимая во внимание, что во время совершения "преступления" он не достиг еще совершеннолетия (21 год), заменил ее каторжными работами без срока.
5 декабря 1906 г. Вороницын прибыл в Смоленский каторжный централ. 11 января 1907 г. оттуда, как один из "зачинщиков" т.н. голого бунта, отправлен в Шлиссельбург. В мае 1909 г. переведен из Шлиссельбурга в Вологодский централ, из Вологды в феврале 1911 г. переведен в Ярославский централ. В том же  году возвращен в Шлиссельбургскую тюрьму, где оставался до осени 1916 г., когда, вследствие болезни глаз, переведен в центральную тюремную больницу в Москве (при Бутырской тюрьме). Свыше 5-ти лет провел в ручных кандалах, а ножные носил до 1915 г.. Во время империалистской войны Вороницын занимал оборонческую позицию.

Освобожденный Февральской революцией из тюрьмы, Иван  Вороницын некоторое время работал в газете московских меньшевиков "Вперед", а через месяц уехал в родной Житомир, где  возглавлял в дальнейшем местную меньшевистскую организацию. Состоял членом Киевского областного и председателем Волынского окружного комитетов меньшевиков, принимал участие в газетах "Рабочий Голос" (орган Житомирской организации меньшевиков) и "Трудовая Волынь" (издание Волынского союза кооперативов). Был председателем Совета 1-го созыва в Житомире, гласным Житомирской городской думы, членом делегации своей партии в Центральной Раде. Участвовал от Житомирской организации на т.н. Объединительном съезде социал-демократов в Петрограде в августе 1917 г. На выборах в Учредительное собрание Вороницын выставлялся кандидатом РСДРП "объединенной" по Волынскому избирательному округу.
Вскоре после занятия Житомира немцами Вороницын был арестован ими (в марте 1918 г.) и отправлен в Бялу (Польша), где содержался частью в тюрьме, частью в концентрационном лагере. В течение сентября 1918 г. переведен из Бялы в Брест-Литовскую крепость, откуда освобожден ноябрьской революцией в Германии и вернулся после этого в Житомир. Был делегатом т. н. "Трудового конгресса" от Волыни (конгресс созван петлюровской "Директорией" в январе 1919 г.). Как кандидат "социалистического блока", был избран в 1919 г. сначала товарищем городского головы, затем городским головой Житомира. Был редактором газеты "Волынская Заря", выходившей в 1919 – 20 г.г.. После окончательного утверждения советской власти в крае первое время оставался на жительстве в Житомире. А в 1923 г. был выслан на 3 года в Чердынь Пермского края; с 1924 г. – в Усолье, с 1925 г. –в Парабель. В 1926 г. Вороницын был восстановлен в правах, позднее поселился с супругой в Перми, где занялся серьезно литературной работой.

Перу Вороницына принадлежат воспоминания "Из мрака каторги" и "У немцев", биографии Б. П. Жадановского ("История одного каторжанина") и П. П. Шмидта ("Лейтенант Шмидт") ; он является также автором большой работы «История атеизма».
Из других его работ изданы: "Ла-Меттри. К истории французского материализма", "К.-А. Гельвеций", "Светский календарь и гражданская религия Великой французской революции", "Декабристы и религия", "В. Г. Белинский и религия", "А. И. Герцен и религия", "История атеистической книги" и ряд статей в журнале "Атеист" за 1926—30 г.г.
В начале 30-х годов Вороницын работал заведующим технической библиотекой на заводе № 19, занимался литературной работой, издавал научные труды, в частности, по истории атеизма. В 1934 г. он был уволен с работы, но благодаря заступничеству «старого товарища по партии» С. Орджоникидзе вскоре восстановлен в должности. Вновь арестуют Ивана Петровича уже в декабре 1937 г., с новыми обвинениями, и расстреляют его, к тому времени почти ослепшего, как «организатора и руководителя диверсионно-вредительской группы, действовавшей на оборонных заводах г. Перми» –  25 января 1938 г.


Рецензии