А ля прима

Утром проснулся и глянул в окно: нет ли туч? Взял этюдник, холст и вышел из дома в том приподнятом настроении, какое обычно бывает перед началом творческой работы. Небо чистое. И ветра нет. Но пока добрался до места, подул лёгкий ветерок, на небесной лазури всё-таки появилась тучка.
Сегодня я собрался писать клумбу городского сквера, цветы – разных видов. Райский сад! Мне надо сделать этюд за час-полтора, потому что солнце за это время сдвинется на небосклоне и тогда изменится свет на лепестках и листьях. Писать буду методом «а ля прима» – без предварительных прописок и подмалёвка; за один приём, в один сеанс.
Установил этюдник на металлических ножках: работая стоя, могу всегда отойти и посмотреть на холст с расстояния. Чтобы лучше определить, верно ли взяты тон и цвет.
Холст натянут на подрамнике, как кожа у барабана. Слегка щёлкнуть пальцем по загрунтованному холсту и услышать особый звук, провести ладонью по зернистой поверхности – одно удовольствие.
Все необходимые краски из тюбиков на палитру я выдавил, наполнил маслёнку… Теперь главное – сосредоточиться. От этого немало зависит успех работы. Однако аромат цветов и гул пчёл заставляют прежде закрыть глаза и насладиться природой. И тогда уже… Я стал внимательно и энергично писать – весь погрузился в работу. Создам гимн красоте! Той Божественной красоте, которая может спасти мир.
Не сразу я заметил девочку. Она тихо стояла возле меня.
– Здрасьте, – сказала, когда я отошёл от картины и невольно взглянул на неё.
Я ответил кивком и опять принялся писать.
Пестрота клумбы была головокружительной. Запечатлеть торжество жизни – это работа с упоением.
Не знаю, сколько времени я писал клумбу, оставалось лишь немного обобщить этюд, уточнить кое где цвет, как сквозь жужжание пчёл вдруг послышался непонятный тревожный шум. Стали различаться голоса «взрослых» молодых людей. Появившиеся парни и девушка с ними ещё больше оживились, когда подошли к нам. Они были навеселе.
– Художник! – удивлённо воскликнула девушка. – Впервые вижу живого художника. Натурально!
– А я что тебе, не натуральный, блин? – спросил пьяный низкий голос.
– Ты? – девушка рассмеялась. Остальные тоже загоготали.
Я продолжал работать. Правда, несколько рассеянно, ждал, когда смешливая взбудораженная молодёжь пройдёт дальше.
– А ничего цветочки, вроде похожи, – сказала девушка, пошатываясь. Она слишком близко подошла к холсту, и я испугался даже, что этюдник вот-вот упадёт.
– Так я не натуральный? Я, блин, не художник? – рослый плотный парень, с винным перегаром и запахом выкуренных сигарет, втиснулся между мной и этюдником, взял лежавшую свободную кисть, развёл на палитре из тёмных красок грязную смесь и быстро изобразил на всём холсте, прямо на моих написанных цветах, дьявольскую рожу с рогами.
– Вы что! Зачем?.. – вскрикнула девчушечка.
– Вот, блин, и натурально! – произнёс торжествующе автор.
– Здорово получилось, – похвалила девица. Рассмеялась: – На твой портрет похоже.
И добавила:
– А цветы красиво были нарисованы.
– Цветов мы тебе настоящих нарвём. Вон их, блин, сколько!
Я начал собираться домой. Встретился со взглядом девочки…


Рецензии