Сказка о странном городе

                СКАЗКА ПРО СТРАННЫЙ ГОРОД
   Жил-был Путешественник. Он объехал весь свет. В долгих путешествиях он прочитал много книг, которые покупал в разных странах, и стал ученым. Он много умел и еще больше знал.
В жаркой Африке он помог неграм приручить крокодилов. Крокодилы стали работать на людей и класть яйца, которые негры ели на завтрак. На островах Южного Моря он научил туземцев добывать из морской воды золото и делать из него красивые кольца, которые полинезийцы любили вешать на свои носы. В горном Китае он избавил китайцев от огнедышащих драконов.
И вот пути-дороги привели его в Город, где он никогда раньше не был. Он остановился у знакомого жителя Города, которого звали Книжником.
   В этом Городе многое удивляло Путешественника. Люди носили бедную одежду. Они никогда не улыбались, лица их были озабочены. Вместо веселых детских криков и звонкого смеха из окон доносились только жалобные стоны и плач. Мальчишки таскали с собой ржавые, поломанные игрушечные пистолеты, ружья и танки. Девочки играли с куклами, у которых были оторваны руки и ноги. А лица у этих кукол были такими безобразными, что Путешественник, увидев их, не мог заснуть от страха.
   Путешественник пытался расспрашивать встречных, но те испуганно оглядывались и старались поскорее улизнуть в ближайший переулок. Путешественник каждый вечер подолгу беседовал со своим хозяином Книжником, и тот постепенно рассказал ему печальную историю странного Города.
   Всем, что было в Городе и его окрестностях, владели два великана: Горторг и Агропром. Горторг был богатым и жадным купцом. Ему принадлежали все магазины, лавочки и киоски в Городе и его окрестностях. Это он продавал девочкам безобразных кукол, у которых ноги и руки отваливались раньше, чем их успевали донести из магазина до дома. Уродливые лица кукол пугали девочек, и те по ночам плохо спали и часто болели.
   Горторг продавал мальчикам военные игрушки, других игрушек в его магазинах и лавочках не было. Пистолеты и ружья ломались после первого выстрела, а заводные танки и броневики никогда не могли сдвинуться с места. Эти игрушки не давали детям радости, а родителям приносили одни расходы, потому что им приходилось покупать новые взамен поломанных.
Когда родители жаловались Горторгу на плохие игрушки, он важно отвечал:
   — Я не сам делаю такие игрушки. Их мне делают Мастера. Мастера не хотят делать хороших игрушек, потому что я их продаю очень дешево. Но если вы хотите, я поговорю с Мастерами и попрошу их делать хорошие игрушки. Только хорошие игрушки будут дорогими.
   — Ладно, — говорили родители. — Пусть игрушки будут дорогими, только чтобы они были хорошими.
   — Меры будут приняты, — уверял Горторг.
   Назавтра в магазинах игрушки становились дороже. Но у кукол по-прежнему отваливались руки и ноги, а пистолеты, ружья и танки ломались, как только мальчики начинали ими играть.
   Другой Великан, по имени Агропром, владел всей землей в окрестностях Города. На его пашнях, полях и лугах работало множество крестьян. Они сеяли пшеницу и рожь, сажали картошку и морковку, выращивали сладкую клубнику и крепкие яблоки. Они разводили коров и гусей. Но все, что они получали нелегким трудом, Агропром отбирал у них. Он набивал свои амбары и закрома зерном и мясом, фруктами и яйцами, сырами и колбасами. После этого он запирал амбары на крепкие замки и отправлялся к Горторгу. Все свои запасы он продавал только Горторгу, а Горторг развозил еду по своим магазинам и лавочкам и втридорога продавал ее.
   Агропром хотел получить как можно больше денег от Горторга, а Горторг хотел купить у него еду как можно дешевле. Они спорили день за днем, а в это время мясо портилось, картошка гнила, яйца протухали, а от яблок и клубники оставалось только дурно пахнущее месиво. От такой пищи у людей болели животы, дети плакали и даже умирали. Но ничего другого в городе нельзя было купить.
   Поначалу люди жаловались Правителю Города, но все было напрасно. Правитель Города тоже был богатым и жадным. Оба великана: Горторг и Агропром — давали немало денег в его казну, и он не обращал внимания на жалобы простых людей. Сам он и его семья питались отличной, свежей заморской пищей.
   Когда Путешественник узнал эту историю, он сильно огорчился. Он объехал почти весь свет и нигде такого не видел. В каждой стране были свои порядки и обычаи. Но везде люди были здоровыми и веселыми, добрыми друг к другу. Во всем мире люди охотно трудились, и чем больше они работали, тем лучше жили. А в этом Городе люди работали очень много, но жили плохо и скучно.
   Путешественник стал думать, как помочь жителям этого странного Города.  Думал он три дня и три ночи. В старых книгах он прочитал, что в прежние времена такие порядки были во многих странах. Но постепенно люди начинали понимать, в чем причина их плохой жизни.0ни прогоняли своих правителей, отбирали землю у жадных землевладельцев и раздавали ее всем, кто хотел на этой земле работать. Они сами продавали свой урожай людям, а не только жадным купцам-перекупщикам, и жили хорошо и весело.
   Путешественник понял, что жителям этого Города надо сделать то же самое: прогнать Правителя, отобрать землю у Агропрома и ничего не отдавать Горторгу. Пусть Правитель, Горторг и Агропром засучивают рукава и работают наравне со всеми.
   Когда Путешественник сказал об этом своему хозяину Книжнику, тот страшно перепугался.
   — Что ты, что ты... — бормотал Книжник. — Разве это можно? Разве можно прогнать Правителя?
   И он испуганно оглядывался и бледнел от страха.
   — Никогда никому не говори таких слов, — просил он Путешественника.— Иначе тебя сразу же посадят в тюрьму, а мне отрубят голову: ведь это я приютил такого опасного человека, как ты...
   Путешественник не хотел, чтобы его посадили в тюрьму, а его другу отрубили голову. Он стал думать дальше. Думал он еще три дня и три ночи. И придумал.
Он пошел к Книжнику и сказал:
   — А что, если вы позовете в свой Город заморских купцов? Они привезут вам хорошие товары, добротную одежду, много вкусной, свежей еды. Вы будете все это покупать у них, никто не захочет покупать всякую дрянь у Горторга. Этот жадина разорится или тоже начнет торговать хорошим товаром. А за ним и Агропрому никуда не деться. Жизнь у вас станет хорошей, и дети ваши начнут смеяться и перестанут болеть и плакать.
Так говорил ученый Путешественник своему хозяину Книжнику, но тот только печально качал головой.
   — Нет, — сказал Книжник. — Это тоже не пойдет. Это у нас уже было. Когда мой дедушка был молодым, они позвали сюда заморских купцов. Купцы приехали с хорошими товарами, и вышло так, как ты говоришь: звенело золото, магазины и ларьки ломились от товаров, все радовались, наступила хорошая жизнь. Но скоро все это кончилось, и стало жить еще хуже.
   — А что случилось? — спросил Путешественник.
   — Тогдашний Правитель издал Указ, по которому жителям нашего Города запрещалось иметь золото. Нам разрешалось иметь только деревянные деньги, — их быстро наделали во дворце Правителя из березовых чурок. Все золото у нас отобрали, а заморские купцы не стали брать у нас деревянных денег. Они собрали свои товары и уехали из нашего Города навсегда.
   Путешественник выслушал Книжника и совсем опечалился. Но ему очень хотелось помочь жителям этого странного Города. И он снова принялся думать. Думал он еще три дня и три ночи. И он придумал еще один способ сделать жизнь в этом Городе хорошей.
Утром он встретился со своим хозяином Книжником за завтраком и спросил:
   — А что, если сделать так, что никакие продукты не будут портиться?
   — Как можно...? — по привычке ужаснулся Книжник, но вдруг замолчал и задумался. Постепенно лицо его посветлело, и на нем появилось подобие улыбки.
   — Это было бы здорово, — осторожно сказал он, по привычке оглянувшись.—Тогда наши дети получали бы свежую пищу, и у них не было бы никаких болезней...
   — Не только дети, — сказал Путешественник. — Все получали бы свежую, здоровую пищу. Я придумал рецепт порошка, от которого не будет портиться ни мясо, ни рыба, ни овощи, ни яблоки. Надо только посыпать этим порошком в амбарах, куда крестьяне свозят свой урожай. Тогда продукты не испортятся, даже если будут лежать на жаре целый год.
   — Ну и что? — уныло спросил Книжник. — Еда будет свежей, а все останется как было...
   — Не останется,— уверенно сказал Путешественник. — Когда еда плохая, то никто не может хорошо работать. При дурной пище ничего веселого не придумаешь. А когда у всех будет свежая, вкусная еда, все станут работать хорошо. Мастера начнут делать добротные, красивые игрушки, и дети начнут улыбаться. Улыбки детей заставят всех работать еще лучше. Разве может кто-нибудь работать плохо, если вокруг будут улыбаться и смеяться дети?
   — Может быть, ты и прав, мой уважаемый гость... — задумчиво сказал Книжник.
   — Конечно, я прав, — уверенно заявил Путешественник. — Сегодня же пойду к вашему Правителю!
   Он надел свою самую лучшую иностранную одежду и ушел, помахивая тросточкой. Дворец Правителя находился на высоком холме. Путешественник взобрался на холм и постучался в железные ворота. В воротах открылось маленькое окошечко, и грубый голос стражника спросил:
   — Чего тебе надо?
   — Я — иностранный путешественник, и мне надо поговорить с вашим уважаемым Правителем,— вежливо ответил Путешественник.
   — Много вас тут ходит, — еще грубее зарычал стражник. — Выкладывай мне, что ты хочешь сказать, а я доложу старшему стражнику.
   Но Путешественник знал, о чем можно говорить со стражниками, а что можно сказать только Правителям. Поэтому он еще вежливее сказал:
   — То, что я хочу сказать Правителю, я могу сказать только Правителю.
Окошечко с лязгом захлопнулось, и Путешественник остался перед глухими воротами. Он опять принялся стучать в железные ворота. Он уже отбил все кулаки, когда окошечко снова распахнулось.
    — Кто тут нарушает порядок? — прохрипел другой голос.
    — Господин старший стражник, — очень вежливо сказал Путешественник. – Я иностранец и хочу поговорить с вашим Правителем.
   — Говори мне...— Прорычал голос из-за ворот, — а я доложу младшему начальнику.
   — Я могу сказать это только самому Правителю, — вежливо, но твердо сказал Путешественник.
   — Много вас тут ходит! — рявкнул голос, и окошечко захлопнулось.
   Путешественник снова принялся стучать в ворота. На этот раз ворота дрогнули, заскрипели и приоткрылись. Из-за ворот выскочили стражники. Они бросили Путешественника на землю и принялись его бить. Потом они схватили его за руки и за ноги, раскачали и сбросили с холма. Избитый Путешественник докатился до подножья холма. Там он с трудом поднялся на ноги. На зубчатых стенах дворца стояло множество стражников. Они хохотали и улюлюкали, грозили Путешественнику кулаками, саблями и ружьями.
    Путешественник вздохнул, отряхнулся и поплелся к Книжнику. Шел он очень медленно и добрался до места только к вечеру. Когда Книжник увидел избитого Путешественника, он ахнул.
   — Прости меня, мой друг, — сказал он. — Я должен был отговорить тебя от этого безрассудного шага...
   — Ты ни в чем не виноват, мой добрый хозяин, — улыбнулся измученный Путешественник. — Я немного отдохну и пойду к вашему Горторгу. С ним я быстрее договорюсь.
   — Не ходи к Горторгу, — печально сказал Книжник. — Там тебя встретят не лучше. Слуги Горторга еще злее, чем стражники Правителя. Ты не попадешь к самому Горторгу. Хорошо, если с тобой захочет говорить четвертый заместитель третьего помощника...
   — Тогда я пойду к Агропрому, — упрямо сказал Путешественник.
   — И там ты не пройдёшь дальше третьего советника четвертого уполномоченного...
   - Что же делать? — в отчаянии воскликнул Путешественник.
   — Утро вечера мудренее, — сказал Книжник. — Садись ужинать, а потом ложись спать. Утром что-нибудь придумаешь.
   И правда, утром Путешественник придумал, что делать. Он попросил у Книжника разрешения занять на некоторое время подвал его дома и засел за работу. Работал он в подвале целую неделю. Из подвала вылетали разноцветные клубы дыма, доносился грохот,  шипение и жужжание, а по ночам окна подвала озарялись изнутри яркими вспышками.
   Наконец, грохот, шипение, жужжание и вспышки прекратились. Путешественник вылез из подвала, отряхнул одежду от пыли.
   — Ну, все! — радостно сказал он Книжнику. — Я приготовил порошок, от которого перестанут портиться продукты. Дай мне тележку, я отвезу этот порошок крестьянам. Теперь еда у вас всегда будет свежей и вкусной.
   Путешественник погрузил мешки с чудесным порошком на тележку, распрощался с Книжником и покатил тяжелую тележку по улице. У поворота он оглянулся и весело крикнул:
   — Я вернусь через неделю!
   Книжник грустно смотрел ему вслед и качал своей седой головой.
   Путешественник не вернулся через неделю. Не вернулся он и через три недели. А еще через некоторое время пошли ужасные слухи. Будто стражники Правителя и слуги Агропрома с опасностью для жизни поймали страшного преступника, который хотел ядовитым порошком отравить всю еду в Городе и его окрестностях. Книжник понял, что с Путешественником приключилась большая беда.
   А еще через месяц жителей Города согнали на главную улицу.
Книжник стоял в толпе и смотрел, как два облезлых осла тащили по улице железную клетку на колесах. В железной клетке сидел оборванный и заросший волосами Путешественник. За клеткой ехал глашатай с рупором и громко кричал:
   — Выдворяется из Города иностранный шпион и отравитель людей! Жители Города! Будьте бдительны! Покупайте продукты Агропрома только у Горторга! Агропром и Горторг стоят на страже ваших интересов! Слава Правителю!
   Взгляд Книжника встретился со взглядом сидящего в клетке Путешественника, и Книжнику показалось, будто его ученый друг улыбнулся ему. Но Книжник подумал, что это ему показалось. Разве может улыбаться человек, которого везут в железной клетке по городу два облезлых осла?


Рецензии
По-моему, я в этом городе тоже побывал ))).
Спасибо.
С уважением, Виктор.

Хорошулин Виктор   07.02.2014 09:04     Заявить о нарушении