ВнебрАчна невзрАчна АрмакеддА-АчмардА пОмни всегдА

ВнебрАчная невзрАчная АрмакеддА-АчмардА, а запОмнилася навсегдА!
Хоть НЕ прекрАсная, - с ВИДу - некАзиста, - а мне, всё-ж, - приЯтная!

Да, - внеплАновая - <внебрАчная>
И с ВИДу - неказистая, невзрАчная,
Как неухОженная сирОтка-сиротА, -
РечУшка и селЕнье АрмакеддА-АчмардА, -
А запОмнилася ВСЕМ НАМ - навсегдА!
                Хоть НЕ прекрАсная,
ВСЕГДА казАлась мне - приЯтная,

Хоть НЕ комфОртная, -
СКАЛами СПЁРТая,
СплошнЫми БРОДами -
Очень холОдными -
СНЕЖными ВОДами... -
ЗлодЕйка, врОде-бы,
Р, пмё-ж,  - занЯтная,
ЧЕМ мне  - приЯтная, -
ВОВСе НЕ СКУЧная -
ПодрУжка спУтная и пУтная,
ТогдА - попУтная...
Ах, милая мне АчмардА, -
Ах, милая мне АрамЕе-АрамЭ, -
я упустИл Тебя - ЕЩЁ ТогдА!

А ТОГДА - 30 годкОв назад, -
2-го августа 1982-го мы
(я и моя непОлная семья:
я и четверо моих старших детей:
Ване - 17 лет,
Лене - 16 лет,
Славику - 12 лет,
Маше - 8 годочков-лет) -
без подготовки, -
сразу же после месячного похода на речку Оскол,
поехали на Кавказ первым же поездом,
на который мы смогли купить билеты в ИловАйске.
Причём, - Ваня лищь за 3 часа до отхода поезда -
получил визу своего управляющего - на свой отпуск!
    Поездом мы доехали до Адлера,
гдв пересели в электричку на СухУми.
Едем, сами не зная, - до-куда доЕдем,
и вдруг наша Маша крикнула:
"- ГлЯ! - Палатки у моря!"
Мы похватали наши рюкзаки и успели выскочить из вагона.
И мы неждАнно-негадАнно оказались в ГантиАди.
Подошли к палаткам, что в 10 шагах от линии прибоя -
А Это спелеОлоги из Москвы, Питера.
Приятный парень сказал нам,
что они исследуют пещеры вертикального типа <Шахта> -
на Гагринском плато - под массивом АРАбика.
Тут они хотят найти <Шахту>, что на-много глубже мировОго рекорда -
пещеры Пти-Дрю в Пиренеях (под 1100м).
Туда - на Гагринское плато - они добираются по тропам -
из армянского посёлка АчмардА,
куда отсЮда - из Гантиади - в 11 часов идёт мини-автобус типа <ботинок>-ПАЗ,
так что пассажиров - битком - постарайтесь влезть, не зевая!

Мы поплавали-поныряли в море,
а ночевали НЕ в палатке, а под под полиэтиленовым навесом.
Утром я вылез из-под этого навеса
(палатку мы не взяли - мы же ехали в самое тёплое место
самой Велиной Страны, - где плюс +13 градусов С в среднем за год,
а сейчас - 5 августа!
Я прошёл за насыпь Ж-Д - там сплошь ограды и колючие кусты -
не-эстетИчно, не-фото-генИчно!
В 8ч утра я вернулся на пляж -
мои детки уже не спят
и уже Очень встревОжены -
только-что подходИл наряд пограничников
и жёстко приказал, чтоб к 9-00 нас ТУТ - ни ДУху, ни ПУху не было!
     Мы уложили рюкзаки, в море окунулись,
а Ваня и купаться не хочет - расстроен -
он же за стАршего - с погранцАми беседу вёл!
И пошлИ мы на авто-станцию, дождались там <ботинка> -
пассажиров - битком, но мы постарались, не зезевались - влезли!
Ехали медленно и долго - ВСЁ ухабы да ухабы, -
послАть бы ИХ "по-Адресу" - в ЦК-КПСС!
ВИды неплохие, но ИХ-то НАМ и не ВИдно -
мы же стоИм в проходе, а окОшки - как глазки у кОшки,
глядЯщей прямо на Солнце, -
да и почтИ у пола - нИзко.
В посёлке АчмардА оказался дождик,
но нас весёлые местные дамочки сразу же пригласИли к себе,
но не в БИБЛейском смЫсле <к себе> - на <познание>,
а покА только под большой навЕс типа базарного,
где мы все пятеро, - вместе с весёлыми дамочками, -
часа два отрывали от стеблей и сортировали большУщие листья табака.
И когда дождик закончился,
весёлые дамочки взгрустнули:
"- Не ходИли-б вы, ребЯтки да девчатки, -
в ТЕ местА-проклЯтки,
да в те гОры,
где одно лишь гОре,
да оставАлися б вы с нами, -
Хоть на нОчку, а хош - НА-век!"

Но НЕ послУшали МЫ МИЛых погрустнЕвших дамочек...
И мы - ушлИ...
УшлИ по грязюке в гОру,
а за перевалом - спуск - по скользским камням и грязи!
И спуск оказался хуже подъЁма!
Потом мы - в подобных случаях - ДОЛГие ГОДы говАривали:
"- Ну, блин, - и ТУТ - настоЯщая АчмардА!"
Да ещё у Славика верёвка-завязка рюкзака зацепилась за куст -
еле его-бедного отцепили!
     А Ваня по горам идёт хорошо, МЫ ему доверяем прокладку маршрута,
поиск тропы, страховку Маши.
Но мёрзнет НАЩ Ваня - в самой тёплой стране СССР - Абхазии! -
ЕГО (Ваню) ж Мама - в тёплом Ангрене родилА!
И хочет Ваня - побыстрее идтИ и скорее уплыть в ТЁПЛый Крым!
      И Славик тоже идёт хорошо, но иногда пренебрегает опасностью -
на обрывах, у карстовых ворОнок и шахт.
    А потом мы часа три шли по грунтовой дороге вверх по долине -
не знаю её имени - у нас же карты не было! - Никакой!
Мы 22 (двадцать два!) раза переходили вброд по-Яички -
через речуху-АчмардЮху - метров по 10-20 шириной,
с весьмА холОдною, но не Очень бурною водой.
Да и палки мы себе повырезали -
палки ж идти помогали!
Да и друг за дружку мы держались!
А опослЯ 22 брОдов - дорога круто полезла вправо и вверх!
И дождь, а не дождик пошёл,
но минут через 10 - дождь - в снегопад перешёл!
Но у всех были свои накидки полиэтиленовые - с капюшонами!
А крупные хлОпья снега залепляли глаза, ноги скользили - спасибо палкам!
В тенноте позднею ночью (меня велИ под-руку!) -
МЫ вышли на пологое Гагринское плато.
После посЁлка Ачмарды - мы не встретили ничего живого, -
не то, что людей!
Тут снега уже 10-15 см.
Мы разгребли снег, постелили полиэтилен-подстил,
на палках растянули полиэтиленовый навес,
постелили постели,
поЕли-поПИли и спать улеглись-уложИлись.
И тут на Кавказе, на Гагринском хребте, на плато под горой Арабика, -
наша СВЕРХ-вынОсливая Лена -
сильно помЁрзла!
Она же спала с Машей -
на надувном матрасе, -
под полиэтиленовым навесом!
Так я ЕЁ позвал к себе под бочОк
и Лена смогла спать в тепле у меня под бочком! -
Лена уже не очень сторонилась своих диких родственничков!
    А утречком взошло солнышко, быстро растопило снег на альпискиж лугаж,
нас согрело,
А Лена - доголА раздЕлась!
      Пейзажи тут при свете дня оказалися не очень грандиозные -
фирновые снежнички, скальнички, невысокие горки.
И мы по хорошей тропе пошли дальше - вниз навстречь солнышку.
2-3 недели назад в июле на Осколе Лене понравилось собирать грибы,
определять их тип по определителю. А грибов ТАМ было много.
Еще больше грибов было в августе - ТУТ на Кавказе, а потОм - и в Крыму.
Лена ухитрялась не только идти, но и заглядывать в пышный лес,
отыскивая разные грибы.
Идёт в горах Лена свободно, не спотыкаясь, не задыхаясь на подъёме -
ЕЁ же в понедЕльник - на Тянь-Шане - МАМа родилА!
Рюкзак у неё, правда, небольшой.
Лена хорошо вела Машу в горах,
а когда Маша скисАла,
Лена на-ходУ рассказывала ей что-то и Маша успокаивалась.
Позже - в этом же походе, - Лена, да и мы все -
купались в реке ЮпшерА и в море - в Пицунде. в Гагре, в Крыму...
     Но Это - уже инЫе ТЕМы...
А милая мне АчмардА
с пре-милой мне АрамЕей-АрамЭ -
рсталася позадИ.
     А о пре-милой мне АрамЕе-АрамЭ -
я расскажУ в другой уж раз...
       Крыленко Владимир  26.11.2012            D:\Papa\ PROZA.RU-2012\ НОЯБРЬ 2012\ОООО\АчмардА


Рецензии