1972-74 годы в филиале ТРТИ

Самым старым студентом в нашей группе был Женька Орский. Он пришёл к нам, когда ему было 42 года. Юморист невероятный, как и большинство его собратьев – евреев.
Тогда всё было в дефиците. Так он мог купить популярную в то время «Литературную газету» в любом киоске «Союзпечати», а когда там её не было, то в железнодорожной кассе, у кассира, которая её купила для себя

Экзамены на всех сессиях мы сдавали нашим преподавателям у себя в филиале. Но на пятом курсе наш базовый институт «Таганрогский радиотехнический» потребовал, чтобы мы сдавали у них, его преподавателям. И нам пришлось неделю прожить в Таганроге, чтобы не мотаться по электричкам, три с половиной часа туда и столько же обратно. Да ещё по часу в городском транспорте.

Так вот, при отсутствии мест в гостиницах,  Женя смог разместить всех нас, пять человек «могучёй кучки», в гостинице рядом с институтом, в центре города, пообещав банку растворимого кофе.
Мы недоумевали, где он найдёт эту банку. Но он нашёл через пару дней.

А на четвёртом курсе приключилась такая история.
Мы сдавали экзамен по «Теории поля». Это был невероятно сложный предмет, в котором физика опиралась на невероятно стройные ряды формул. Здесь нужно было не только выучить формулы, но и понять процессы.
Тот, кто учил этот предмет, поймёт меня. Но главное то, что все, даже преподаватель,  понимали, этот предмет не нужен будет никому, кроме тех, кто работает с антеннами СВЧ. А таких в нашей группе не было.

Но преподаватель сказал: «Никаких поблажек на экзамене не будет. Но если вы выучите вот эти двенадцать формул и сможете их применять, тройку вам гарантирую». И он написал на доске эти формулы.
Нас это вдохновило, но оказалось, что не так просто их выучить, а ещё сложнее знать, когда и где их применять. И мы заготовили шпаргалки.

Когда мы готовились к экзамену, Орский сказал: «Четвёрку он мне всегда поставит, но я буду требовать пятёрку, из принципа».
Дело в том, что Орский работал не только в одной лаборатории с этим преподавателем, но и были они «корешами». Часто ездили вместе в командировки, пили вместе, да и попросту дружили.

И вот наступил день экзамена. Практически у всех были шпаргалки. У нас были «медведи». Это стандартные листы А4, которые обычно лежали на столе преподавателя. И каждый, беря билет, брал и эти листы для написания ответа на билет.
На месте мы делали вид, что пишем ответ, а в удобный момент вытаскивали его уже заготовленный заранее.

Но в тот день преподаватель «огорошил» нас. Он вошёл в аудиторию и сказал.
- Я разрешаю пользоваться любыми источниками. Достаньте всё, что вы принесли с собой, учебники, конспекты, шпаргалки. Более того, наличие конспекта и шпаргалки поможет мне узнать, насколько тщательно вы готовились к моему предмету.
Затем мы подходили к его столу, где он разложил билеты,  и выбирали «свою судьбу».
А когда все расселись, он сказал.
- А теперь я пойду, покурю, а вы готовьтесь.

Это был хитрый ход. Выучить вот так на ходу в «Теории поля» то, что ты не знал ранее, невозможно. А чтобы разобраться в сути, нужен не один час, да хорошо бы иметь рядом знающего подсказчика.
Все начали с третьего вопроса, решения задачи. Благо, шпаргалка с двенадцатью уравнениями у нас была заготовлена. Но надо было ещё сообразить, какое уравнение требуется применить. 

Я вроде бы решил задачу правильно. Но в этой нервной обстановке уложить теорию в голове толком не получалось.
Так прошёл час. Вернулся преподаватель и начал опрос.
Первым пошёл Орский. Он довольно уверенно отвечал на вопросы билета, показал решённое уравнение. Казалось, пятёрка ему обеспечена. Но его друг стал задавать ему вопросы по теме.
Орский отвечал, но уже не так уверенно, начал сбиваться.
- Ладно, хватит, всё ясно. Ставлю тебе четвёрку! – сказал преподаватель, его друг.
- Ты чего? Я на пятёрку весь билет ответил.
- Но ты на пятёрку предмет не знаешь.
- Ставь пятёрку, иначе я на тебя обижусь! - загорелся обидой Орский.
- Но на пятёрку даже я не знаю, - выставил свой аргумент преподаватель.
Их перебранка щла долго, но Орский так и не получил пятёрки…  Он остался сидеть в аудитории, надеясь, что когда все разойдутся, он уговорит своего «кореша».

Я сидел за учебником стараясь «забить» в голову побольше информации.
Наконец, все разошлись. Остались я, преподаватель и Орский.
Я начал «сдаваться». Не скажу, чтобы мой ответ был похож на блеяние козлёнка, но он не удовлетворил препода.
- Ладно, давай, объясняй задачу.
Я уже более уверенно рассказал ему решение, но мой рассказ показался ему не убедительным и он начал задавать вопросы. И тут я «поплыл».
- Извини, но ты предмета не знаешь, - произнес препод.
- Я двойку в ведомость ставить не буду, но ты выучи и приходи.

И тут снова «загорелся» Орский.
- Ты мне пятёрку не поставил. Так вот этот мой балл  я отдаю ему. Ты должен поставить моему другу тройку.
Между ними снова разгорелась перепалка, и мне стало не по себе. Из – за меня ссорились два друга. Но Орский победил, пообещав своему другу выставить пива с «рыбцом».

Так я получил заветную тройку. И думал, что я более никогда не вернусь к «Теории поля». Однако жизнь в очередной раз «вставила мне палку в колёса».
На следующем курсе у нас появился предмет «Антенны и устройства СВЧ». Это был несложный для меня  предмет, кроме раздела «Устройства СВЧ».
На экзамене я отвечал уверенно и преподаватель сказал: «Ну, ещё один дополнительный вопрос, я поставлю вам пятёрку».
И вопрос оказался связанным с «Теорией поля». Я на него не ответил. Он задал ещё три вопроса по теории поля, но я ответил только на один. Я надеялся, что он поставит мне хотя бы тройку, но препод сказал.
- Пока вы не сдадите мне «Теорию поля», я не поставлю вам оценку по «Антеннам».

«Бог шельму метит», - подумал я и пошёл учить «Теорию поля». Хорошо, что преподаватель ограничил меня определёнными темами по СВЧ. Через две недели усиленной подготовки я сдал ему «Теорию поля» и он поставил мне заветную четвёрку.
- Ну вот, если бы так знал в тот день, я бы пятёрку поставил.
Хороший был мужик, этот преподаватель. К нему все хорошо относились. Ему было едва за сорок, и он только женился. А через два года погиб, попав на мотоцикле под колёса  самосвала выскочившего «на встречку».

#
А на втором и третьем курсе у нас был интересный преподаватель, он же заведующий нашим филиалом, Анатолий Петрович Макаров.
Среднего роста, всегда очень тщательно одетый, с благообразным круглым лицом и замедленной, несколько ленивой речью, он производил впечатление человека обеспеченного, и очень довольного жизнью.
У него был пронзительный взгляд карих глаз, и очень убедительная манера речи.

Конспектировать его неторопливую речь было легко. Но вот сдавать ему зачёты и экзамены было невероятно трудно. Он требовал досконально точного ответа и этим «замучивал» любого студента. Преподавал он несколько предметов, например, «Теоретические основы электротехники».   И каждый старался найти к нему подход.
Однажды мы выяснили, что у него есть одна слабость. Он увлекался книгами, но не простыми. Его интересовали картинные галереи.
А мой отец в то время работал в «Управлении торговли» по Ростовской области. И у него были некоторые «связи», как тогда говорили.

Однажды я не смог сдать ему экзамен с двух раз и сказал отцу про любовь преподавателя к книгам. Отец принёс мне большой, красивый том. И я «успешно» сдал экзамен.
С того дня Анатолий Петрович не ставил мне оценки до тех пор, пока я не приходил с очередной книгой. А если я сразу приносил книгу, я в тот же день получал заветную оценку. Но не сразу, а после долгой, показательной и мучительной сцены, когда Анатолий Петрович старательно выуживал дополнительными вопросами, что я не знаю из этого предмета, потом долго и тщательно объяснял мне эту тему и довольный сам собой ставил мне «удовлетворительно».

После института, когда я уже не работал в НИИ, я дважды встречал его. Он улыбался и вежливо расспрашивал меня обо всех моих делах и об отце, вероятно помня его возможности. Но я старался быстро распрощаться, извиняясь, что тороплюсь по делам. А человек он был неплохой. После его ухода на другую работу наш филиал закрылся. Видимо всё держалось на нём.
#
А ещё мне помнится на втором курсе преподаватель по «Высшей математике».
Он был преподавателем РИНХА (Ростовского института народного хозяйства). И знал свой предмет исключительно хорошо. Но была у него слабость. Он любил выпить.

У нас занятия проходили вечером, и вероятно, после своей основной работы он заходил в кафе поужинать и «принимал» энное количество алкоголя. В такие дни он опаздывал. Бывало, проходили «джентельменские» пятнадцать минут, мы уже расслабленные были заняты посторонними разговорами, и не замечали, как он пришёл и уже что-то пишет на доске и что-то рассказывает.

- Владимир Иванович, а что это Вы пишите, расскажите сначала, - обращались мы к нему, но он, словно не слыша  нас, продолжал свою лекцию. Конечно, без начала мы мало что понимали и не могли включиться полноценно в восприятие темы. Поэтому начинали судорожно переписывать формулы, чтобы потом из учебника понять, что ни будь.

Зная его пристрастие к алкоголю, перед экзаменом мы решили собрать с группы деньги и напоить его в ресторане, надеясь, на его снисхождение к нашим слабым знаниям, тем более, что метод его преподавания оставлял желать лучшего.

И вот за два дня до экзамена мы выбрали из группы несколько пьющих ребят, и повели его в ресторан в дорогой гостинице в центре города. Мы боялись, что он откажется, но он охотно отозвался на наше предложение. А когда мест в ресторане не оказалось, он повёл нас на третий этаж гостиницы, где оказался фирменный буфет, в котором его хорошо знали.
Он сам сделал заказ напитков, оставив нам выбор закусок. И мы поняли, что это уже спивающийся алкоголик. И действительно, пил он много и почти не закусывал.

Я не был любителем выпивать. Я увязался за ребятами, чтобы «засветиться» перед преподавателем. И это оказалось правильным выбором.
Но в тот вечер наш «препод» пил и заставлял нас не отставать от него. Я всячески «мухлевал», но в конце вечера так «набрался», что двое моих друзей поддерживая меня с двух сторон посадили меня в автобус и доставили до дверей квартиры.

А через два дня была сдача экзамена. Я «сдал» на тройку и вышел из аудитории. А когда я дождался  окончания экзамена, выяснилось, что не все так успешно сдали. Сдали только те, кто пил в тот вечер с нашим «преподом».
Конечно, не сдавшие экзамен, но сдававшие деньги на пьянку возмутились и потребовали, чтобы Гена, наш староста  группы, объяснился с «преподом».
Гена пошёл в аудиторию   и быстро вышел оттуда.
- Он сказал, что знает только тех, кто был с ним. А другие пусть тоже ведут его в ресторан.

Это было крайней наглостью, но ребята стали думать о новом походе в ресторан, а девчонки от такого метода сдачи экзамена категорически отказались. Мы снова «скинулись» и наметили день. Меня и ещё двоих из прежней группы попросили присутствовать в качестве «преемников». Теперь мы заранее заказали столики в кафе «Космос», которое отличалось хорошей кухней и считалось элитным кафе в центре города.

В этот день я почти не пил, но преподавателя мы накачали основательно. И следующая сдача экзамена прошла успешно.
А девчонки поехали в Таганрог. Там взяли в деканате направление на экзамен к другому преподавателю и тоже успешно сдали даже на четвёрки. Оказалось, что там преподаватели гораздо лояльнее к студентам.
Больше мы с этим преподавателем не встречались, хотя и слышали, что его вскорости выгнали из института за пьянку, и он ушёл преподавать в какой-то техникум.


Рецензии