Чтобы задобрить богов

       «Всё течёт, всё изменяется». Эти слова воспринимаются как закон и не вызывают противоречия. Но есть на свете понятия незыблемые для всех народов, те, что являются основой человеческого бытия, такие как вода, хлеб, мать, земля… К их числу относится и хоровая музыка, которая сама по себе явление массовое и имеет в своей основе объединяющее начало.  Объединяющее на труд, на праздник, на подвиг. Сегодня мы говорим о творчестве поистине народном, а именно, хоровом пении. В последнее время хоровых коллективов становится всё меньше и меньше. В наше время немногие увлекаются хоровой музыкой. Найдутся даже такие, которые вообще не знают что это такое. И это уже не смешно.

Музыка, исполняемая хором, принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет её значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организаторские возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества были периоды, когда такая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы. Она обладает свойством объединять массы людей в единое целое, концентрировать и излучать вокруг себя огромный заряд энергии, а в окружающий мир посылать поток положительных вибраций.

Сквозь слои эпох
        Окинув взглядом аналитика прошлое и настоящее, можно категорично заявить, что хоровая музыка—это вовсе не пережиток прошлого, не рудиментарный сучок на древе жизни среднестатистического потребителя. Это мощный пласт мировой культуры. Каждый, кто потрудится его приподнять и заглянуть внутрь, увидит, что хоры—это не только пение, не только гениальные творения композиторов. Это также образ жизни целых народов, в которых отражены многие его аспекты: географические, экономические, этнические, духовные и др.
Хоровое творчество своими    корнями уходит в глубокое неизведанное прошлое. Возможно, наши пращуры воодушевляясь и танцуя вокруг костра произносили всем племенем заклинания в честь своих богов. А когда они сплачивались в боевой отряд, то хором издавали боевой клич, который и пророс сквозь слои эпох хоровым искусством. Возможно так всё и было. История по этому поводу молчит, поскольку археологические руины оставили нам лишь намёки на музыкальное творчество древних землян.

Профессиональная хоровая музыка разнообразна и многогранна. Она прошла многие этапы своего развития от санскритических песнопений до вершины хорового  искусства—Реквиема Моцарта. Многие страны мира, такие как Италия, Франция, Германия, Польша, Англия, Норвегия, Чехия, а также Россия внесли свой  вклад в развитие этой музыки. В сокровищницу хоровой музыкальной культуры вошли творения великих композиторов: Бетховена, Баха, Генделя, Глюка, Гайдна, Моцарта, Вебера, Вагнера, Брамса, Мендельсона, Шумана, Листа, Шуберта, Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Берлиоза, Бизе, Гуно, Сен-Санса, Масне, Грига, Сметаны, Дворжака, Верстовского, Алябьева, Варламова, Даргомыжского.В русской опере значение хора было очень велико. Нередко хоровые сцены в опере образовывали драматургическую линию. Массовые и народно-обрядовые сцены использовали Даргомыжский, Серов, Рубинштейн, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский.
Хоры использовались как в церковной, так и в светской музыке, и проявили себя во многих музыкальных жанрах: оратории, кантаты, мессы, мадригалы, псалмы и др.

В едином порыве
Как известно, человеческий голос—самый красивый музыкальный инструмент. Нет ничего прекраснее согласного многоголосья. Но где сейчас можно   услышать хоровое пение? Пожалуй, только в храме. В некоторых регионах  нашей страны, правда, сохранилась ещё чудесная традиция прямо  на улице хором петь песни. В Трускавце я наблюдала  картину, когда огромная толпа прохожих, быстро обрастая новыми и новыми людьми, на глазах превращалась в мощный хоровой коллектив. Мужчины и женщины, стоя в круге, самозабвенно выпевали стройное трёхголосие. Когда я запела вместе с ними, то почувствовала как крылья вырастают за спиной. «Ой, у вишневому саду, там соловейко щебетав»--неслось над заснеженным Трускавцом. В тот миг для поющих не существовало пятнадцатиградусного мороза, неподъёмных шуб и камней в почках.

Новое—это хорошо забытое старое. Пора бы уж этому старому, как бабушкиному платью из сундука, быть извлеченному на свет Божий. Я говорю о хорах. Интеллектуальная прослойка общества волнуется. Не утерять бы, сохранить, развить и приумножить традиции народного, в частности, хорового искусства. Массовое пение быстро превращается в реликтовое, и есть опасение, что за невостребованностью может нивелироваться.Ведь многие взрослые люди, преимущественно молодёжь, ни разу в жизни не слышали выступления таких известных на весь мир хоров, как хор им. Пятницкого, хор им. Верёвки, ансамбль песни и танца им. Покровского, Уральский, Воронежский и др. Об их существовании многие даже не подозревают. И это нонсенс! Ведь мы славяне. И наш долг хранить, славянскую культуру. Ни американскую, европейскую или какую-то инопланетную.

Но по радио и телевидению выступления хоров в последнее время не замечено. Их просто нет. Не часто их можно увидеть на профессиональных и самодеятельных сценах. Но, иногда, в компании друзей, на свадьбах, когда веселье бьёт через край, в едином порыве, хором так хорошо поётся. Тогда мы вспоминаем песни те самые, лучшие, вечные, которых просит душа: «По Дону гуляет казак молодой», «Ой, мороз, мороз», «Несе Галя воду»…  Такие порывы из нас невозможно вытравить ни шоу-бизнесом, ни западной культурой, которая для нас, славян, что те очки для обезьяны. Это то наше, что является духовной основой человека и заложено в нём генетически.
 
        А в это время некоторые «культурные» чиновники пытаются буквально за уши притянуть на сцену образчики американской эстрады, отвергая наше национальное, родное, не понимая, что этим подрывают не только национальную культуру, но и государственный авторитет в целом. Так мы постепенно превращаемся в Иванов, не помнящих своего родства.
Опять и опять бесчисленные доморощенные вокалисты пародируют дребезжащими голосками африканские синглы и спиричуэлы, не понимая того, что петь, танцевать и улыбаться по-американски, можно лишь родившись американцем.Вот они, живя на другом полушарии планеты, в отличии от нас самих, знают и ценят славянскую культуру и народное пение, ровное, чисто-хрустальное голосоведение, такое, которое им самим не дано чисто физиологически.

Зубр или мамонт
Особое место в хоровом искусстве занимает аутентичная музыка. Это то, что ещё не вымерло, как мамонт, но, наподобие беловежского зубра, хранится в заповедных запасниках, не имея надежды выйти за его пределы. Аутентичная  музыка доносится до нас слабыми отголосками народных обрядов из самых что ни на есть глубин старинной славянской культуры. Все слышали о таких дохристианских обрядах, как «Веснянки», «Ивана Купала», «Обжинки» и др. В такие дни всем миром выходили на праздник, где разворачивалось настоящее действо. На широких просторах устраивали игры, хороводы, хором провозглашали языческие заклинания. Таким образом наши предки старались задобрить своих богов, чтобы в семье и во всей общине были достаток и благополучие, а лихо обходило стороной.

И, между прочим, не было у нашего певучего народа ни микрофонов, ни хормейстера, ни худсовета, ни руководящего работника с тремя классами музыкальной школы, указующего своим перстом на то, чему быть, а чему не бывать. Комичны и далеки от эстетики агрессивные попытки причесать, подравнять, подмалевать, припудрить неохватную стихию истинного народного творчества. Это всё равно, что асфальтировать море.

Аутентичная музыка, а именно, обрядовое хоровое пение, как и сами фольклорные обряды уже сейчас подлежат активному изучению. Прошлое не оставило нам аудио и видео записей. Есть лишь несколько столетних книг. Устное народное творчество уйдёт в землю следом за поколением прадедов. Сейчас столь важно сохранить и посеять зерна старинной славянской культуры. А тем немногочисленным сподвижникам, на чью долю выпало счастье (или несчастье?) поднимать обрядово-фольклорные группы остаётся только молиться за тех, в чьей власти запрещать и не пущать.

        Поэтому хочется сказать громко, во весь голос: «Давайте не будем с видом знатоков изучать под микроскопом фольклорные коллективы на предмет профессионализма, а будем вместе с ними участвовать в народных праздниках, петь, водить хороводы, веселиться. Давайте приникнем своим маленьким «я» к истокам творчества, снимем шапку перед великим своим народом и землёй, на которой он родился».


                Галина Скворцова—поэт, автор-исполнитель песен, руководитель обрядово-фольклерной группы "Червона калина".               
Статья напечатана в журнале «Брега Тавриды» в №6 за 2011г.               


Рецензии