Царь

                Ц А Р Ь

Близ царя – близ смерти.
Свобода – удел царей.
Кто Богу не грешен, царю не виноват.
Виноватого Бог простит, а правого царь пожалует.
Кого милует Бог, того жалует и царь.
Чёрт сатане сват, а король царю брат.
Бог на небе, царь на земле.
Тяжела ты Шапка Мономаха на моей дурацкой голове.
За правду Бог, царь и добрые люди.
Богу приятно, а царю угодно.
Коли царь Бога знает, Бог и царя и народ знает.
Иногда и старый царь может гордиться собой.
Богу на свечу, царю на подати, себе на пропитание.
Мужик Богу свеча, государю слуга.
Все императоры говорят о свободе, чтобы потом надеть на неё намордник, если хотят и впредь оставаться королями.
Лишь тот Царь, кто всех сильней.
Мудрецы не умеют разговаривать с царями: с царями надо говорить или как можно меньше, или как можно слаще.
Как на небе не  может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей.
Удел царей: делать хорошее и слышать дурное.
Мощь у царя превышает человеческую, и руки у него загребущие.
Сложить государственный пасьянс – нужно быть или гением или лицемером.
Кто не был в царской шкуре, тот и не поймёт царя.
До Бога  высоко, до царя далеко.
Не ведает царь, что делает псарь.
Кто вдоволь не голодовал, тот царской власти не видал.
Царю из-за тына не видать.
Царские милости в боярское решето сеются.
Ничего не сделает царь, если не укажет перстом псарь.


Нас поборами царь
Иссушил, как сухарь.
            Рылеев

Цари! Вы светом обладаете,
Мне не завидна ваша часть,
Стократ мне лестнее, вы знайте,
Над нежным сердцем сладка власть;
Деритесь, славьтесь, устрашайте,
А я под тенью мирт стою
И Катеньку свою пою.
       (Г.Р. Державин?   1780 г. «Песенка»)

     Царь в фольклоре в большинстве случаев лицо положительное – он умён, добр, судит по правде – справедливости, поощряет смекалку, ум и сердечность, наказывает корыстолюбие, эгоизм, тупость и прочее. Короче, данный персонаж воплощает здесь конечную и непререкаемую истину.
     В пору возникновения вульгарно-социологических концепций в литературоведении и фольклористике это обстоятельство дало некоторым учёным повод говорить об «аристократической, природе устного  народного творчества, в котором-де идеализирует феодальный уклад жизни. На поверку же образ царя в фольклоре есть выражение представлений народа об идеальном правителе, оборотной стороной таких воззрений и было сообщение персонажу собственно народных черт характера.
                Владимир Васильев «Сопричастность жизни»

     Александр был так красив, умён и силён, словно от рождения избрал его Господь для особой роли, соединив в нём всё лучшие качества русского человека, всю красоту народа нашего.
     Его отец, князь Ярослав, был одним из самых славных и образованных людей своего века. Он был добр и храбр. Знал четыре языка, и не только обучал сына своего Александра воинскому искусству и всему, что подобает знать князю, но и приохотил его к чтению, научил размышлять. Чтением же тогда были книги церковные, прежде всего – Священное Писание, и юный князь прекрасно его знал.
     Став взрослым, в книгах черпал он духовные силы и находил слова, чтобы укрепить войско, разжечь в нём храбрость, увлечь за собою на битву.
     Благородством и красноречием, приветливостью и умом молодой князь Александр так выделялся среди окружающих, что один из иностранных послов, побывавший на Руси, рассказывал о нём: «Прошёл я много стран и видел многие народы, но не встречал такого царя среди царей, ни князя среди князей!»
              Б. Алмазов «Не в силе Бог, но в правде!»
              (Святой благоверный князь Александр Невский)

     Как тяжело, размысли, стоять на высоте, над толпой рабов, которые ненавидят тебя за счастье и за ум, скрежещут зубами и мечут стрелы злобы из своей тёмной ямы, откуда им, бескрылым, не взлететь наверх, и жаждут низвести благородство на степень пошлости и глупости. Не торопись осуждать великих людей, чьё слово и каждое деяние рассматривается тысячами завистливых глаз, а малейшие недостатки о которых громко выкрикивают тысячами голосов, пока мир не наполнится отзвуками их греха! Не спеши сказать: «Это так, верно!» Лучше скажи: «Быть может, это верно!», «Верно ли я слышал? Не поступали ли они против своей воли?» Суди справедливо, Гармахис, как ты хотел бы сам быть судим! Вспомни, что царица никогда не бывает свободна. Она поистине только орудие тех политических сил, которыми гравируются железные круги истории!
                Г.Р. Хаггард «Клеопатра»

…Тебе отдых – одна лишь могила!
Каждый день – недоимку готовь;
Царь-вампир из тебя тянет жилы;
Царь-вампир пьёт народную кровь!
Ему нужны для войска солдаты:
Подавай же сюда сыновей!
Ему нужны пиры и палаты:
Подавай ему крови твоей!
     Вставай, подымайся, рабочий народ!..
                П.Л. Лавров «Новая песня»    1875 г.

     Конституцией Православной России всегда были Заповеди Божии. В евангельских заповедях Сам Господь Бог явил людям Свою святую волю, потому-то иного источника власти христианство не признавало, не признает и никогда не признает впредь. Именно эту власть воплощал в своём лице царь Помазанник Божий – Русский Царь. Вот отчего тяготела всегда российская государственность к Самодержавной форме устроения. Русское Самодержавие – система не столь политическая, сколько религиозная, свидетельствующая о высоте нравственных воззрений народа на природу и цель власти.
                Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский ИОАНН
                «Битва за Россию»

Про царей попы твердили миру –
Спьяна или с жиру –
Сам-де Бог помазал их елеем,
Как же пикнуть смеем?
Суд Шемякин – до Бога высоко,
До царя далёко:
Царь сидит там, в Питере, не слышит,
Знай указы пишет…
               (Неизвестный автор  1861 г.)

Русский император
В вечность отошёл:
Ему оператор
Брюхо распорол,
Плачет государство,
Плачет весь народ;
Едет к нам на царство
Константин-урод.
Но царю вселенной,
Богу внешних сил,
Царь благословенный
Грамотку вручил.
Манифест читая,
Сжалился творец:
Дал нам Николая:
С (…)! Подлец!   
      В.И. Сокольский 1825 г

     Людям, не имевшим несчастья родиться в царской семье, я думаю, трудно представить себе всю ту извращённость взгляда на людей и на свои отношения к ним, которую испытывали мы, испытывал я. Вместо того естественного ребёнку чувства зависимости от взрослых и старших, вместо благодарности за все блага, которыми пользуешься, нам внушалась уверенность в том, что мы особенные существа, которые должны быть не только удовлетворяемы всеми возможными для людей благами, но которые одним своим словом, улыбкой не только расплачиваются за все блага, но награждают и делают людей счастливыми. Правда, от нас требовали учтивого отношения к людям, но я детским чутьём понимал, что это только видимость и что это делается не для них, не для тех, с кем мы должны быть учтивы, а для себя, для того, чтобы ещё значительнее было своё величие.
                Л.Н. Толстой «Посмертные записки старца Фёдора Кузмича,..»

     Та же идея красочно иллюстрируется и иным драматическим сюжетом, встречающимся не раз в индийской литературе и, в частности, разворачивающимся в джатаке об Унмадаянти (букв. : «сводящая с ума»). Здесь царь, подобно венценосцу из русской сказки о лучнике Андрее, влюбился в жену приближонного и, иссушаемый страстью, худеет и бледнеет.
     Сердобольный приближенный, видя его страдания, предлагает любимому владыке свою жену-красавицу, сводящую с ума. При этом он изыскивает самые различные увёртки, которые позволили бы царю, успокоив свою совесть, насытиться телом возлюбленной. Но царь, в отличие от своего коллеги из упомянутой сказки, стремится подавить свою неуместную страсть и в ответ на все увещания твёрдо произносит: «Скорее обрушусь я на острый меч или в пылающий ужасным пламенем огонь, чем, добродетель решусь попрать…»
     Далее же на глазах у читателей вырастает целая цепочка философских рассуждений, доказывающих, почему правитель не вправе отдаваться своим чувствам: «От поведения царей зависит благо и несчастье народа… Хорош ли, неудобен путь, которым бык идёт, коровы следуют за ним. Так и народ… Кроме того… если б у меня не стало силы, чтобы охранять и самого себя, в каком же состоянии оказался бы народ, который жаждет от меня защиты?.. Я не хочу веленьям сердца следовать, ведь я же вождь народа своего, я бык ведь в стаде!»
     Показательно, что при этом в неумении земных владык следовать стезе своего долга виделось и нарушение мировой, ровно как и социальной гармонии. Нарушение, которое может дорого стоить целым народам. Говоря словами богини одной из тамильских легенд:
Если сбился с пути человек,
Он жизнь теряет, но только свою.
(Надеюсь, всем понятно, что речь здесь идёт о защите от собственных страстей и т.п., а не от террористов и оппозиции. – Ю.Б.)
А если царь или сын царя
С пути справедливости сбился,
Планеты сходят со своих орбит.
Планеты сходят с орбит, и в стране
Начинается засуха, голод.
… - и много людей
Теряет жизнь и достоинство всё.
Ибо сказано: «Жизнь царя –
Это жизнь его подданных, жизнь людей».
                Ю.Я. Бондаренко «В чьих руках нить судьбы?»
                (Ж. «Знак вопроса» 2/96

     Здесь и вспомнили, что венчание на управление своим народом – обычай на Руси древний. На самого Великого князя Владимира Мономаха Митрополит Ефесский возложил венец, золотую цепь и бармы – наплечные украшения императора Константина.
     Рассказывали, что умирая, Мономах отдал царские регалии своему шестому внуку, Георгию, велел хранить их, как зеницу ока, передавать из рода в род, но не употреблять до тех пор, пока Господь не смилостивится над Россией и не даст ей настоящего самодержца, который будет достоин знаков царского отличия.
     Это предание было записано в летописи, и теперь о нём вспомнили.
     Несчастная Византийская империя, погибая под ударами турок, как бы передала величие своих царей молодой России.
     16 января утром была погода мягкая, солнечная.
     - Сама природа решила. по велению Господа, присоединиться к празднику, - говорил Митрополит Макарий.
     На Красную площадь, к Кремлю, собирались москвичи, всем хотелось поучаствовать в невиданном зрелище.
     Успенский собор был полон радостно молящихся.
     Наконец появился Великий князь. Впереди его шел духовник с крестом и святой водой, которой он кропил людей по обе стороны. За ними, длинной торжественной процессией двигались родственники Великого князя, бояре, князья, двор.
     Вступив в церковь, Великий князь приложился к иконам, Митрополит благословил его.
     Святителю Макарию служили в этот час множество священнослужителей высокого сана.
     Посреди храма, на амвоне с двенадцатью ступенями, были приготовлены два места. Они были украшены золотом и бархатом. На них сели юный государь и Митрополит.
     Перед амвоном стоял богато украшенный аналой, на котором возлежали регалии царской власти. Архимандриты подали их святителю Макарию. Макарий встал вместе с Иоанном и торжественно, под пение многоголосого хора, возложил на юного государя крест, бармы, венец.
     Громко, на весь собор, звучало обращение к Господу святителя, чтобы Бог оградил Иоанна силою Святого Духа, чтобы посадил на престол добродетеля, чтобы даровал ужас для врагов державы и милости для подданных.
     Государь принял поздравления от духовенства, бояр, горожан, участвовал в торжественном богослужении, а когда возвращался во дворец, родственники одаривали народ золотыми монетами. С этого дня на Руси появился царь, чья власть была равна императорской. А некоторые отмечали ещё одно – впервые обряд венчания на царство производил Митрополит. Ведь прежде византийских императоров венчал иерарх в сане Патриарха. И это значило, что сан святителя Макария тоже был возвышен до патриаршего.
                В. Воскобойников «Пастырь царства Московского»
                (Митрополит Московский и всея Руси Макарий)


Рецензии