О познании

  В музее смотрю я на череп австралопитека, обладатель которого при жизни и глаз наверх, к звёздам, никогда не поднимал, как и баран или свинья; и  этот австралопитек, будучи когда-то живым, разве что тоже топтал когда-то землю, но даже меньше времени топтал её, чем живу на ней я, и разве что этому австралопитеку, скорее всего, время от времени удавалось досыта поесть мяса, но ныне, когда лишь череп остался и от самого австралопитека, ему-то что с того, что и он когда-то хотя бы несколько раз в жизни поел досыта и что  спустя несколько миллионов лет я смотрю на его череп?..
  Затем я смотрю на череп и косточки питекантропа, который был умнее австралопитека, хотя вряд ли в небо глядел, ибо и его бисер звёзд не интересовал; я смотрю на ручное рубило, которым, торжествуя, когда-то питекантроп убил антилопу или африканскую свинью, а затем с ещё большим торжеством, с воплями и рычанием съел это животное, и, конечно, вполне сознательно остался доволен, но этому питекантропу в наше время - что с того?.. И ему что с того, что я на череп его смотрю?..
  Я смотрю уже на череп кроманьонца, а затем на какую-то первобытную свирель, которая лежит в этом же музее, и представляю, что кроманьонец когда-то играл на этой свирели и радовался незамысловатой мелодии, но ему-то сейчас  что с того?..
  Я вспоминаю всех этих сократов, аристотелей, эратосфенов и прочих мудрецов древности, хотя и не имею возможности и костей их увидеть, и понимаю, что все эти мудрецы тоже когда-то жили на Земле и даже более того - были одержимы жаждой познания и кое-что познали, но ныне им-то что с того?..
  Я смотрю на останки Коперника в городе Фромборке, и восхищаюсь, что Коперник в своё время остановил Солнце и сдвинул Землю, но нынче Копернику что с того?.. Он даже не знает, что я смотрю на его останки... И не знает Коперник даже того, что и Ньютон, и тем паче - Эйнштейн будут знать больше него, Коперника... Да ему-то что с того, что Эйнштейн знал и понимал больше него?..
  И Ньютона, и даже Эйнштейна давно нет среди нас, а я мечтаю увидеть хотя бы те места, где они родились и жили, походить по улицам, по которым когда-то ходили Ньютон и сам Эйнштейн, то есть в очередной раз потереться локтями об историю, увидеть те места, где делалось Познание, а Ньютону и даже самому-то Эйнштейну - что с того?..
  Я, простой смертный, "себе присвоив ум чужой", знаю о мире даже больше Коперника и Ньютона, а им-то что с того?.. А австралопитекам, питекантропам и кроманьонцам тем более до наших и моих познаний нет дела...
  И наше время станет прошлым, а то время, которого ещё и нет, станет настоящим, и потомки наши, особенно отдалённые, будут знать такое, что нам и мне и не снилось, а нам и мне конкретно - что с того?..
  И если уж на то пошло, то ещё не родившиеся потомки, времена которых и не наступили, не знают того, что и я ныне живу на Земле, а когда узнают, в своё время о времени нашем, нам и мне от этого будет и не холодно, и не жарко...
  И эти ещё не появившиеся потомки могут и не появиться, причём, по вине нашего поколения или тех, что будут жить сразу после нас, но мы всё равно к тому времени уйдём, и нам-то что с того, что какие-то отдалённые потомки наши могут и вообще не появится на Земле?.. Будущее ещё более, чем прошлое, беспомощно, беззащитно и уязвимо и во сто крат больше зависит от настоящего, от ныне живущих людей... К останкам прошлого живущие могут даже прикоснуться, а будущее не потрогаешь... Прошлое уже не нужно самим ушедшим поколениям, и они не знают, да им и всё равно, как к ним относятся живое поколение людей, оно не чувствует этого, не чувствует вообще ничего, а будущее?.. Оно закладывается настоящим ежедневно и ежечасно и в то же время его всё равно постоянно как бы и нет!..
 Будущее не отвечает за настоящее, и понятно, почему: как может нести ответственность то, чего ещё нет? Им-то, потомкам нашим ещё не родившимся, что с того, что время наше всё же существует?.. Ведь всё равно они в нашем времени не живут, как мы не будем жить в их время... И всё же нам "легче": мы хотя бы знаем, что не будем жить в их время, а они, потомки наши, даже и не знают, что их нет в нашем времени... А когда узнают, в своё время, то нашего времени уже не будет, и нам-то что с того, что отдалённые потомки узнают и о нашем времени?.. А если когда-нибудь какой-нибудь наш отдалённый потомок, возможно, даже мой родственник, будет смотреть на тот же череп австралопитека, рубило питекантропа или свирель кроманьонца, то им-то что с того?..   
  И, не исключено, что в будущем кто-то ещё не родившийся, будет знать о мире больше самого Эйнштейна, но даже ему, такому счастливому знатоку, - что с того?..
 
   
   
   


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.