В ночи
Ритмично притопывая, я курсировала вдоль остановки, периодически обдавая заиндевевшие варежки горячим (пока еще) дыханием. Пар с тихим пыхтением просачивался сквозь намотанный до самого носа узорчатый платок и клубился густым туманом. Я совсем чуть-чуть не дотягивала до полноценного паровоза.
Взор мой был благоговейно устремлен в небеса. Там застыла картина. Точнее, Картина! С большущей буквы и с восклицательным знаком. Желтая, откровенно цыплячьего цвета, луна зависла прямёхонько посередине неба. На весь свод был растянут шикарный градиент от цвета индиго до иссиня-черного. При этом казалось, что в нем проделаны куча маленьких дырочек – так остро светили звезды. Как во сне, честное слово – сюр(1) какой-то. Лунища была размером с тарелку. Не с блюдце какое-нибудь, с хорошую такую, для супа или даже для нарезки. Ну и конечно надо сказать про трубы котельных. Как про них промолчать? Эти полосатые дымные сооружения ассоциируются у меня исключительно с рождественской американской карамелью. Такие красно-белые конфеты, похожие на клюшки для крокета… Короче говоря, взгляд мой блуждал по превосходному панорамному пейзажу, впитывая образы, контуры и свет. Хотя, собственно, место моему взору было в одной конкретной точке. А именно – на горизонте. Там, где был поворот дороги… Там, где должен был появиться долгожданны, вожделенный (уже минут сорок как) автобус.
Нервозность росла, но пока пребывала в пределах нормы. Перестав ходить кругами, я начала ходить зигзагами. Н-да…пустынно как. Все нормальные люди по домам сидят.
Завыла вьюга…тревожно и неприятно. Ветер донес невнятный смех.
Я начала нервно озираться. Хихиканье прекратилось. Ну, или же звуковая галлюцинация прекратилась, это, как больше нравится. Мне импонировал второй вариант. Со временем я перестала чувствовать пальцы на ногах и начала чувствовать, как подкрадывается дремучий страх темноты. Если верить компетентным психоаналитическим источникам, разновидность агорафобии.(2)
1. Сюр – сленговое название сюрреализма. Отличается парадоксальным сочетанием форм.
2. Агорафобия - расстройство психики, в рамках которого появляется страх перед событиями, которые могут потребовать неожиданных действий. Таки да, страх темноты это отсюда.
Уж не знаю, сколько раз за этот час по моей спине пробежали мурашки, но думаю, что теперь, если поискать, там можно найти хорошо утоптанную тропинку.
Нда..н-да-да-да…ла-ла… Спать уже хочется. Хочется есть. В тепло тоже хочется. И ведь, правда же, ни одной живой души.
- Точно. Только неживые. – Хрипло прозвучало в тишине.
Я остановилась как вкопанная. Эм…это, интересно, кто сказал? Как это - кто? Я. Больше некому. Странно только. Не собиралась ничего такого делать. А тут вдруг сказала. Мало ли… сказала и сказала. Чего такого? Нервы. Неуловимый аромат расстройства психики витал в воздухе. Пора бы уже автобусу и появиться.
- Хи-хи. – Раздалось откуда-то из-за спины. Гаденько так, скрипуче.
Потянув косую мышцу, я резко обернулась на звук. Сердце отчаянно бухнуло о ребра. Конечно, там никого не было. А чего я ожидала? Всем известно, что если уж страх тебя накрыл, то ему ни в коем случае нельзя поддаваться. Паниковать и идти у Дремучего Ужаса на поводу тоже не стоит. И, понятно, не очень хорошая идея – оборачиваться. Совсем паршивая идея, если честно. Это, вообще, самое жуткое, что можно сделать. Чтобы повернуться куда-то, надо откуда-нибудь отвернуться… и тогда, за спиной опять окажется неизвестность. В нее превращается тот самый кусочек мира, который только что был родным и понятным. Жуткое явление… С огромным трудом и почти слышимым скрипом я вернулась в прежнее положение. Чем я занималась?.. Шагала… Как это делается…?
А, вот вроде бы так… Получается. Очень постаралась моргнуть. С этим было труднее. Организм отказывался держать глаза закрытыми даже жалкую наносекундочку.
- Прекрати, ты. – Раздался зловеще-холодный шепот за спиной. – Она нас слышит.
- Хи-хи-хи…! - Проскрежетал уже знакомый противный смех.
- Говорю тебе, хватит ржать. Совершенно идиотское поведение.
- И что?! Мне должно быть стыдно? Ха, не дождешься! Давай, лучше еще разок. Или коленки дрожат?! Признай поражение презренный трус!
- Это бессмысленно…
- Да не нуди ты! Все равно делать нечего!
- Ну ладно, хотя более идиотского занятия…
- Зануда! Давай. Раз-два-три! Ии-хи-хи-хи. Я опять выиграл. Пришел, увидел, победил! Veni vidi vici, как говориться. Хи-хи.
Переместив центр тяжести в пятки, я застыла в совершенно невозможной позе. Тело онемело пополам от мороза и от страха… ладно, на двадцать процентов от мороза и на восемьдесят от страха. Голоса были отчетливые и звучали прямо за спиной. Даже создавалось ощущение, что леденящий душу шепот шевелил волосы на затылке, а скрежещущий смех царапал основание черепа.
- Ха-ха. Петуха давай! Ой! Уморил… их-хи-хи. Ну ты даешь!..
- Прекратишь ты уже или нет? Смотри, она нас услышала.
- И чего? Давай еще раз.
- Нет.
- Ну, дава-а-а-ай! …А?!
- Если ты прекратишь вопить.
- Ну-уу, нет. Так будет скучно.
- Тогда отстань. Надоел.
- Эй! Ну, ей же все равно!
- Ага. Как же.
- Сейчас узнаем. Эй! Ты! – раздалось над самым ухом, - ты же не против? Ха-ха, да не туда смотришь!
- Ну ты идиот…
-Да здесь мы здесь! – не унимался противный скрипучий голос, - хи-хи она не видит, бестолковая. Периферическим(3) зрением посмотри!
3. Периферическое зрение – если взгляд неподвижен, то эта область находится где-то на границе видимости всего поля обзора, доступного человеческому глазу.
Немного обидевшись на свою галлюцинацию, (не станем отрицать очевидные вещи), за «бестолковую» я скосила глаза в сторону. Временно мне пришлось смириться с собственным сумасшествием и отложить обдумывание этого прискорбного факта до более благоприятного момента. Ничего нового я этим самым не добилась. Увидеть ничего так и не получилось. Из-за неподвижности весь организм уже ныл и, соответственно, канючил. Ему требовалось движение. Но потакать этой мелкой прихоти не было сил. Заодно не хватало самоконтроля, волевых усилий и прочих полезных свойств организма. Тут я заметила кое-что существенное. В область того самого периферического зрения попадал заснеженный кусок тротуара. Он был пуст. Почти. На нем лежало две моих собственных тени. Точнее она была одна, но раздвоенная. Желтый свет фонаря создавал охристую (как гречишный мед), полупрозрачную. Рекламная вывеска, формируя слегка марсианскую атмосферу, излучала красноватый свет и отбрасывала более густую багровую тень. Так вот, если учесть, что я так и стояла, замерев, тени проявляли излишнюю активность.
- Гляди-ка, увидела. - Раздался шепот именно с той стороны. У меня,
почему-то не возникало сомнений: тихий холодный голос принадлежал первой тени. Вообще, как же иначе? Кому как не мне разбираться в порождениях собственного воспаленного воображения.
- Ва-ха-ха! Ну и лицо образовалось! Это же надо такое соорудить! Глаза-то зачем выпучивать? У страха глаза велики? Поверь мне – не настолько! – Вторая тень при этих словах так кривлялась, что авторство тоже не вызывало сомнений.
Желтая тень пожала плечами.
- А чего ты хотел. Говорил же, совершенно идиотская…
- Подумать только какие мы оказывается впечатлительные! Хи-хи.
Красная тень не переставая ёрничала и гаденько хихикала.
- Ну так чего сыгранем еще разок, а?! Эй, лупоглазая, ты ведь не будешь против?
Тень от рекламной вывески повернулась и оскалилась. До сих пор не могу представить, как я умудрилась это понять. Судорожно сглотнув, я совершила подвиг достойный быть воспетым в веках – ответила.
- Не против.
Фонарная тень обреченно вздохнула.
- И за что мне это наказание..? Ладно, давай.
Красная тут же взвилась.
- Сразу бы так! И это кто еще кому наказание! Кара небесная! Бич неотвратимый… мы посмотрим сейчас!
- Раз-два-три! – Сказали Тени хором. Я не сразу поняла, что же такое они делали.
Оказалось, играли в «камень-ножницы-бумагу». Этот факт показался мне настолько абсурдным, что я поняла – этого просто не может происходить. Значит, и не происходит. Все в порядке. Наверное, я околела на чертовой остановке и это предсмертный бред. А что, очень даже логично. Удовлетворенная почему-то подобным выводом, я слегка расслабилась. Судя по гадкому смеху, опять выиграла красная тень.
- Давай верблюда! Танцующего!
- О…. ну и бред. Ладно.
Тень цвета охры вдруг чуть потемнела и изменила форму. Она стала похожа на верблюда. Верблюд танцевал.
Голова шла кругом. Тени сыграли еще несколько партий. Выигрывала Красная. Желтая ворчала, но последовательно превращалась в тень от римской галеры, от кремового торта, от Боинга семьсот сорок семь, от крокодила, от сломанного пылесоса, сломанного заборчика, сломанного зонтика. Выиграв в очередной раз, багровая тень задумалась надолго. Похоже, фантазия у нее начала иссякать. Я почему-то подумала про тень от кактуса и сразу же поняла, что и моя фантазия тоже на исходе. Решив воспользоваться паузой, я подала голос.
- А вы случайно не знаете, автобусы еще ходят?
- Не знаем! – буркнула тень от рекламной вывески и снова погрузилась в раздумья. Желтая лишь недовольно передернула плечами. Она явно имела в виду, что вопрос идиотский. Действительно, откуда им знать.
- М-м-м… а вы вообще-то откуда взялись? – спросила я осипшим голосом, без особой надежды на успех.
- Нет, ну это надо же! Безобразие! Глупость – не порок, как же! В школе физику, учить надо было. - Ради того, чтобы сказать гадость красная тень даже оторвалась от раздумий о возмездии для проигравшей. – Это же элементарные вещи!... О! Точно. Меня осенило, муза коснулась меня своим легким крылом. Желтая, давай литиевый конденсатор. Ну!
Тень от фонаря показала литиевый конденсатор. Он оказался совсем неинтересным. Красная тень расстроилась. Сыграть еще разок больше не просила.
- Может, я с вами ..? – отважно и совершенно неожиданно для себя самой спросила я.
- А что, давай! – Встрепенулась красная тень.
- Оооочень хорошая идея…
- Да ладно-ка, пусть попробует.
Я попробовала. Красная тень опять выиграла. Желтая выиграла тоже. Соответственно проиграла я. Теням это, похоже, понравилось. Они вместе подумали и решили:
- давай козу!
Я неуверенно потопталась на месте. Возникла некая проблема. Принять форму козы я при всем желании не могла. Ну да ладно. Сделав пальцами рожки и ковыляя (замерзшие ноги отказывались воспроизводить бодрое козлиное гарцевание) я навернула пару кругов по остановке. Немного подумав, запрыгнула на лавочку и помемекала. Тени пришли в восторг. Я приободрилась, порыла землю (то есть снег) копытом и помемекала еще. Представив как это выглядит со стороны я внутренне содрогнулась, зато внешне получился непродолжительный, но весьма выразительный смех.
Следующие несколько партий я благополучно продула. Ёжик, балерина, сломавшийся грузовик и телеграф в моем исполнении имели успех. Похоже, мой авторитет в глазах собственной галлюцинации несколько возрос. От сознания этого факта я перешла к мысли, что с подобными вещами вполне можно иметь дело. Своеобразное занятие, но весьма полезное на морозе. Я немного согрелась. Мы поиграли еще, но постепенно опять скатились к сломанным предметам обихода и это надоело. Опять стало тихо. Пошел мелкий снежок.
Тут фонарь миглул и стал светить слабее. Желтая тень стала гуще и более мягкой. Она вздохнула и сказала:
- Вообще-то кроме физике тут еще и элемент психиатрический присутствует. Хотя и оптика, конечно тоже. Тень – довольно интересное понятие.
- Правда? – Мне очень хотелось поддержать беседу. Мне было очень любопытно, что Тень может рассказать о тенях.
Вмешалась красная тень.
- О да! Законы вселенной лежат в основе всего. Непознанный мир, ты прекрасен!...- потом она прокашлялась и уже не так пафосно продолжила.
- Тень(4) – это пространственное оптическое явление, выражающееся зрительно уловимым силуэтом, возникающим на произвольной поверхности благодаря присутствию объекта (тела или вещества) между нею и источником света. Контурами своими тень в той или иной степени, и с учётом ряда условий, повторяет контуры этой преграды света…
Я уважительно покивала. Оказывается, эта Красная вредина довольно образована. Насколько может быть образованным пространственное оптическое явление, конечно…
- Свойства тени зависят как от источника света, так и от особенностей объекта ее отбрасывающего. Вот так вот. – Глубокомысленно закончила вещать Тень.
Мы помолчали.
- А почему вы тогда говорящие? – Красная было возмущенно встрепенулась, оскорбленная таким вопросом.
- А почему, собственно мы не должны быть говорящими?!
- Ну ведь вроде оптическое, это…
Но тут слово взяла Тень цвета охры.
4. Это согласно Википедии. Вот мне только интересно, кто научил тень пользоваться интернет сетью…
- Что ж вопрос весьма закономерен. Это легко объясняется пробелами в образовании. Да хватит верещать уже! Заглохни! Так вот…. В аналитической психологии Тенью(5) называют набор тех негативных качеств человека, которыми он обладает, но не признает своими собственными. Это — те свойства характера, которые человек не приемлет в других людях, не замечая при этом, что и сам наделен ими в не меньшей степени. Они образуют теневой образ человека, «темную сторону» его личности. Тень называют проводником между мирами сознания и бессознательного. И это не случайно — ведь когда человек приходит на сеанс к психоаналитику и начинает знакомиться со своим внутренним миром, он бывает вынужден сделать целый ряд не слишком лестных открытий о самом себе. Самый верхний пласт человеческого бессознательного составляют его скрытые, неприемлемые им желания — его Тень. К.Г. Юнг писал: «Каждый носит с собой Тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить». Так что вот, прими к сведенью – твое подсознание рвется наружу. Иногда через сны. Иногда через несвойственное тебе поведение, за которое потом бывает стыдно… а иногда вот так…в ночи….
5. В этом монологе Тень использовала выдержку из журнала «Психология»
Красная тень опять нехорошо захихикала.
- Тут, милая, важно, чтобы это самое бессознательное не стало поглавнее сознательного. Можно упустить момент - и раз! Хрясь! И уже ничего не сделать. Оно тебя сожрет и не подавится.
Мурашки снова забегали по протоптанной ранее тропке. К тому же еще, что-то холодное липкое потянулось к сердцу. Легкие наполнила леденящая тревога. Так…что-то слишком много зловещей активности вокруг жизненно важных органов.
- В смысле…сожрет? Это что значит?!– не своим голосом прохрипела я.
- А то и значит…
- Свои Тени надо знать… - проскрежетала красная.
- Свои Тени надо понимать… - прошептала охристая.
Тут вдруг рекламная вывеска погасла. По странному стечению обстоятельств фонарь мигнул и тоже погас. Красная тень исчезла. Желтая пропала. Осталась только черная. Густой словно сама тьма, резко очерченный силуэт. Под ярким светом луны тень лежала на тротуаре.
- Эй… ты говорящая или как?
Тень молчала. Как-то зловеще молчала. Мне это не очень понравилось. Я сделала маленький шажок назад. Она надвинулась следом. Я судорожно сглотнула, готовясь к худшему…
Тут в золотом свете далеких фонарей, сияя всеми окнами, появился долгожданный Икарус! Воистину эпическое зрелище! По пустой дороге он за секунду пролетел от поворота до остановки. Лихо остановившись, он раскрыл передо мной свои гостеприимные двери. Я, сжав зубы и нахмурив брови, одним прыжком перемахнув пару метров, нырнула в его светлый салон. Створки тут же захлопнулись, и ночная тьма со всеми ее тенями осталась далеко позади.
P. S.
Я много думала о том, что случилось. Несложно признаться себе в трусости. Намного сложнее осознать всю ее степень. Мда, печально…Тем не менее, выходя в ночную тьму, я с Дремучим Ужасом больше не встречалась. Вот только… недавно кое-что произошло. Довольно важное, на мой взгляд.
Люблю ходить в магазин заполночь. Мне нравится в это время смотреть на людей, которые словно привидения, проплывают вдоль стеллажей с продуктами. На их лицах можно увидеть особое сосредоточенное выражение. Почему-то только ночью люди совершая покупки, заглядывают в свой внутренний мир, не обращая внимание на внешний, они старательно читают свои собственные желания. Так приятно смотреть на этот дружелюбный диалог человека с самим собой. Полный взаимопонимания, между прочим. Всегда бы так.
Так вот, насладившись ночным шопингом, - пачка M&Ms и пол кило киви – вещи необходимые и полезные, - с заветным пакетом в руках я стремилась к дому. Кхм… ну по мере сил и возможностей, т. к. сугробы и скользко. Естественно, на самой крутой горе, перед самым бездонным сугробом я дерябнулась. Очень качественно. Отбив опорную точку организма и локоть для полноты комплекта. Это событие случилось неожиданно, поскольку горку я сознательно игнорировала, уделяя все внимание чудесному виду. Заснеженный овраг был, словно чаша, наполнен огнями дальней части города. Так уж выходит, что созерцание прекрасного иногда у меня заканчивается чем-то в таком духе. В смысле, в духе неприятностей. На непредвиденное падение организм ответил обидой. Сразу вспомнились все мелкие гадости уходящего дня. Пробка по дороге на учебу, сварливые прохожие в центре города, пятьдесят рублей сдачи мелочью, впоследствии рассыпанной по дороге с учебы. Не вовремя отключившийся интернет. В придачу разлитый компот, разбитый стакан, таинственная пропажа личной булочки со сгущенкой. Теперь еще это вот… ползай теперь по сугробу киви собирай!
Что за несправедливость! Возопила я внутренним голосом, обращаясь к пустынному миру вокруг. При этом, конечно, продолжая сидеть в сугробе.
- Почему..?! – вопрошал уже дрожащий от подкативших слез голос.
Красная тень от далекого светофора принялась собирать киви. При этом пламенно жестикулируя.
- Да что за поведение, бестолковая, акстись! Начхай! Плюнь! Прекратить истерику! Соберись тряпка!...Волю в кулак! Прорвемся, где наша не пропадала! Покажем всем, где раки зимуют!...и кузькину мать покажем! Хе-хе. Не хлебом единым сыт человек! – наклонившись за очередным киви, она вдруг запнулась…- Нет, это кажется что-то уже не то. Нда, классику-то надо почитывать, а то набор идиом маловат.
Тем временем медовая тень от висячего фонарика, слегка покачиваясь, помогла мне подняться. Отряхнув от снега, неловко похлопала по плечу и сказала:
- Ну-ну…не надо. Того не стоит. Вообще мелочь какая-то, совсем идиотская. Забудь.
Ну я, собственно, акстилась, плюнула, начхала и забыла. Открыла M&Ms и пошла домой. В общем, когда у твоей тени раздвоение личности, это не так уж плохо.
P. P. S.
О тени свои спотыкаясь,
Мы будем в ночи танцевать.
Улыбками дикими скалясь,
Мы станем Луну разжигать…
Свидетельство о публикации №212112701289