Сказка о сегодняшнем дне

Сатира — это остроумная атака на зачинщиков социальной несправедливости.
(Георгий Александров)

В одном царстве, тридевятом государстве, жил-был Царь. Вполне обычный: со своими причудами, не понятными многим замашками и как это часто бывает – интеллектуальными способностями. От всех других царей его отличало только одно – был он так хитер, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Все в царстве любили царя, уважали. Даже самый последний дурак слова против сказать не желал.
Как подобает, со всем соглашались, да, и зачем стараться – ведь не дело это простому мужику в дела государственные лезть – ничего он не изменит, а то что, порой, живется не сладко – ну что уже тут поделаешь – такова доля простого народа. Терпи, работай, да по вечерам выпивай. Да и некогда, своих проблем хватает – семью прокормить, налог заплатить, кредит взять. Мужику не до революций. А ведь еще и детки есть – их следует: накормить, вырастить, да в школу отправить довоспитываться. Работает мужик день и ночь, чтобы дитятку своему, кровинушке родной на диплом заработать. А диплом дорогой: за нужды школы - плати, за курсы дополнительные – плати, а чтобы дитё правильно крестики в бланках научилось ставить, еще и репетиру из кармана отстегивай. Устает мужик, нет у него сил бунтовать, это тебе не каким-нибудь менеджером среднего звена работать.
И вот, у одного такого мужика было три сына. Первый умный – университеты экономические кончал, в банках и конторах карьеру делает, да в большом городе живет. Деньги есть, так чтобы и не жить красиво – машина заморская, изба пятиэтажная за городом с соляриями, да джакузи. Жена, модель-красавица вся в мехах, да золоте. Хорошо первому сыну живется. Второй сын – полицейский. Работа не легкая, но справляется. Преступников разных ловит? Страну оберегает? Да как бы ни так – сидит себе в кабинете теплом, ловит разве что мух ртом, да ворон взглядом. На откатах кормится, да на бедах людских и живет-поживает – добра наживает. Третьего сына Иваном звали. Он-то совсем от братьев отбился. Голова на плечах есть, да умным не назовешь, сила есть да показать не чего. Только честность его и спасает все время.
И вот, в один прекрасный день. Проснулся Царь и загрустил. Скучно во дворце сидеть – на войну не пойдешь, не принято; в страну заморскую поехать – так ведь везде уже побывал; реформы придумывать тоже скучно. Одна оппозиция порой развлекала, но и она приелась. Пошел тогда царь к советнику своему и спрашивает его:
- Что делать?
- А кому легко?! – отвечает Советник.
- Скучно мне, – Заскулил царь.
- А я причем? Хотел быть царем – царствуй. А не хочешь, вон, сколько страной управлять готово.
- Нет, царствовать я хочу! Но разнообразия хочется, разнообразия!
- А ты, Царь любезный, турнир объяви. Собери молодцов со всей округи в столицу нашу, да и за победителя свою дочь прекрасную замуж и выдай.
- Дорога она для меня не могу! – Не соглашается Царь.
- А ты задание по сложнее, чтоб никому по силам не было.
Задумался Царь. День думал, два думал и придумал-таки – пусть тот, кто принесет «То, не знаю что» и будет победителем. В тот же день запустил царь по телевидениям, да по твитерам новость свою. Много храбрецов собралось за царскую дочь побороться – кто умом, кто деньгами, а кто и силой собирались остальных победить. Отправил и мужик своих сыновей. Вот, объявил царь торжественно начало турнира и разошлись молодцы по земле родной «То, не знаю что» искать.
Старший сын нанял работников, а сам сидит у себя в избе и в ус не дует. Ждет, когда найдется заветный предмет.
Средний сын по связям ищет. Коллегам звонит, должникам пишет, но никто не знает, где «То, не знаю что» искать.
А Иван пошел себе, куда глаза глядят. День шел, два шел, неделю шел – много удивительных вещей повидал, а того, что нужно не нашел. Отчаялся он тогда. Сел на лавочку и грустит. День грустит, два грустит, неделю грустит, а с места встать не может. Пробегал мимо Волк, серый весь такой, по волчьим своим делам, увидел грустного парня, думает: «Дай, подойду! Вдруг без регистрации!»
- Добрый день, гражданин! Чего сидите в одиночестве?
- И вам не хворать. Да, вот послал меня царь искать «то, не знаю что», а я даже понятия не имею что это такое, как тут не грустить.
- А оно тебе надо – поиски то эти? Послал бы все к чертям.
- Не то чтобы мне надо, отцу хочу приятное на старости лет сделать.
Жалко стало Волку парня. Пропадет совсем и решил он ему помочь.
- Отцу приятно сделать – это всегда похвально! Помогу я тебе, мы тут вчера одну лисицу поймали...
- Так! Так! Так! Я с лисицами дел не имею.
- Кто знает, может она тебе и поможет, а может, и нет. На авось надейся, да и сам не плошай. Садись на спину довезу.
Сел младший сын Волку на спину и помчались они. Волк маячок на голову прицепил – все им дорогу уступают. Светофоры останавливать боятся. Прохожие по темным углам прячутся. Сразу видно – власть едет, а ей дорогу лучше не перебегать – задавит, да еще и виноватым оставит. Примчались вскоре волк с парнем и бегом к Лисице. А она на казенном месте устроилась, развалилась – лежит, отдыхает, даже хвостом не воротит.
 - Слушай, Лиса – помоги парню, – говорит ей Волк.
- А что мне за это будет?
- Ну, поможешь – выпущу, все равно ничего на тебя нет, а так только место занимаешь.
Улыбнулась Лиса хитрой улыбкой и согласилась. Достала из кармана коробочку черную и подает парню:
- Вот смотри. – И пальцем в экран тычет. – Тебе сюда надо бы – здесь камень волшебный стоит. К нему подойдешь, а там разберешься. Только никуда не сворачивай – кто его знает, как он себя поведет, Глонасс все-таки.
- Спасибо тебе, Лисица. Не забуду!
- Да, ладно тебе, пользуйся, все равно мне от него никакого проку нет. Давай иди, не задерживайся.
И пошел Иван дальше. Идет, да на коробочку поглядывает, правильно ли она ведет. День идет, два идет, неделю идет и дошел наконец. Посмотрел по сторонам, тишь да пустота, да дорога, а на конце дороги камень стоит. Подошел он к камню и читает:
«Камень сей неспроста здесь стоит. Много лет он заблудшим помогает, поэтому люди добрые, и вы помогите, чем сможете».
 Удивился Иван – «И этот камень мне помочь должен?», да в карман полез. Достал оттуда пару монет и засунул в отверстие в камне. Камень тут оживился, задрожал, звуки странные издавать начал. Отшатнулся парень от булыжника бешеного и ждет. А камень не успокаивается, скрипит, трещит, с места рвется. Наконец, успокоился объект не живой природы и повернулся к Ивану противоположной стороной, а там экран сенсорный и меню разноцветное.
- Здравствуй, путник! – Обращается камень к Ивану.
- Здравствуй, здравствуй!
- Чего хочешь от меня? Заплутал?
- Нет, не заплутал. Вопрос у меня один, где найти «То, не знаю что»?
- Ну, здесь же все очевидно, – обрадовался Иван, что камень ему сейчас подскажет, но не тут то было. – «То, не знаю что» - лежит там, не знаю где.
- А как же я это место найду, если я не знаю где оно?
- А найдешь его так, не знаешь как. Усек?
- Нет, ты мне нормально скажи, ничего же не понятно.
- Увы, я всего лишь демо-версия, для активации заплатить надо.
- Нет у меня денег с собой, последние монеты тебе отдал.
- Ну, тогда только дорогу могу подсказать, подойди ближе.
Подошел Иван к камню волшебному, да в экран уставился, а там надпись:
«Налево пойдешь, богатым будешь. Направо пойдешь, ума прибавится. Прямо пойдешь – все потеряешь».
Подумал Иван и пошел налево – ума хватает, терять что-то жалко, а так может, хоть богатым буду. Идет он день, идет два, неделю идет и пришел ко дворцу. Большой дворец, все стены из золота, да металлов драгоценных. Постучал в дверь – тихо. Еще раз постучал, да по сильнее – тот же эффект. Решил тогда Иван через забор перелезть – пока перелазил, нашумел – стража его схватила и повела куда-то через длинные коридоры, да лестницы просторные. Привела к одной комнате и кинула на пол. Зашел Иван в нее – а внутри, все прям блестит – и стены золотые, и пол золотой, что ступать боишься, а на потолках люстры заморские – удивился Иван, ни разу не видел он такой роскоши. А по центру комнаты мужик сидит – весь в черном, часы модные на руке.
- Ограбить меня вздумал? – Спрашивает у Ивана мужик.
- Нет, что вы. Случайно забрел.
- А как зовут тебя незнакомец?
- Меня Иваном нарекли, а вас?
- А меня Кощей, но друзья Кириллом зовут.
- Приятно познакомиться.
- И мне. А что тогда тебе надо здесь?
- Задачу одну надо решить – принести «То, не знаю что». А где его брать я не знаю.
- Больно это на ложь похоже. Казнить тебя или помиловать? Придумал – дурака такую задачу решать не отправят, поэтому реши мою, коль решишь, значит, правда ничего не замышлял и отпущу я тебя по добру, по здорову.
- Давай свою задачу, Кощей!
- Слушай – ходит легенда, что это можно купить, если хорошо заплатить, но если ты сам этого не захочешь, то никакие деньги не помогут это по-настоящему обрести. Что это такое? Даю тебе ночь на раздумья, а утром жду ответа, а не дашь ответа – казню.
Проводила Ивана в комнату. Сел он на кровать и стал думать. Час думает, два думает, уже утро близко, а ответа все нет. Много разных вариантов придумал, да все не то.
Утром Кощей зовет Ивана.
- Ну, что отгадал?
Погрустнел Иван, стоит и молчит. Слова в горле застряли. Вспомнил Иван, как у доски стоял в школе. Так же – ответа не знает, а чушь пороть – не его это. Не дала ума ему школа, ой, не дала – теперь помирать из-за этого. И осенило тут Ивана – пришел ответ.
- Ум это. Диплом, аттестат можно купить, как показатель ума, а вот если сам не захочешь, то его у тебя не будет и покупка не поможет.
- Удивлен я тебе. Правильно. Отпущу я тебя. Куда теперь пойдешь?
- К камню волшебному, может там пойму куда дальше идти.
- Это верно. Коль попал  сложную ситуацию – не бойся на шаг назад вернуться и заново начать. Бери мою машину, да на ней и езжай. Компенсация такая, за то, что тебя задержал зря, да думал не честно про тебя.
- Спасибо тебе, Кощей. Может, еще свидимся.
- До встречи! Спасибо за помощь.
И двинулся Иван дальше, на кощеевой машине удобно было ехать, быстро. За день доехал Иван до камня волшебного – с ветерком и удобствами. Подошел Иван к камню и смотрит, думает, что дальше делать, а камень оживился, повернулся экраном к нему и замерцал разными красками.
«Здравствуй, Иван. Как вижу, живой вернулся и с гостинцами. Не зря налево пошел. Что теперь выберешь? Прямо – все потеряешь, направо пойдешь ума найдешь».
И благополучно выключился и отвернулся. Стоит Иван думает, а не пойти бы мне прямо. Терять нечего кроме жизни своей, а коли вздумает ее кто украсть, то не буду смотреть, а поборюсь. И с этими мыслями сел в автомобиль и двинулся прямо.
Недолго в этот раз продолжался его путь. Лишь пару часов заняла дорога, как случилось не предвиденное. Дерево – большой и толстый дуб дорогу перегородил, да так, что не объехать. Вылез Иван из автомобиля, как в тот же миг налетели вороны, стали крыльями, да клювами бить. Долго били, если бы Иван не защищался от них – точно бы уже лежать ему и остывать в траве зеленой.
Раздался вдруг свист – да такой, что листья с деревьев посыпались, вороны на землю попадали. Встал Иван, отряхнулся от грязи, да пыли и смотрит, а перед ним на дереве – мужичок сидит, да улыбается. Улыбка хитрая, глаза скошены, прическа взъерошена.
- Ну, здравствуй, добрый молодец. Что ты в этих краях позабыл?
- И тебе здравствуй, незнакомец. Ищу я ответ на один вопрос, так сюда и забрел. Спасибо, что от воронов спас.
- Не торопись благодарить, это я их на тебя и наслал, чтоб проверить чего ты стоишь. Зовут меня Соловей-Разбойник. Слышал о таком?
- А меня Иваном. Как же не слышать, слышал.
- И что слышал обо мне?
- Говорят, что с перестроечных времен ты в криминал ударился, так и не отошел от этого дела за годы прошедшие.
- Это верно ты говоришь. Не врут люди. А что за вопрос у тебя, что в такие дали завел?
- Дал мне царь задание – принести «то, не знаю что», а где его взять не знаю. Уже и к Кощею ходил, да еле живой ушел.
- Да, не из легких задача и как, есть мысли?
- Нет, совсем без идей пред тобой стою.
- А я знаю отгадку, да вот только не по моим это правилам тебе все взять и рассказать.
- Откуда же ты ее знаешь?
- Вороны принесли, они птицы умные, все знают и все видят, а самому на царскую дочь претендовать мне не получиться, в розыске я федеральном, но, помочь я тебе помогу – вижу парень ты хороший. Итак, разгадаешь загадку мою, должен будешь и свою отгадать. Слушай: чем я был обделен, но у обычного человека, к примеру, тебя – этого должно быть в достатке?
- Хм. Так сразу тебе Соловей и не скажешь. Очень различны мы.
- Ты, в корень зри Иван, в корень. Помнишь, что дедушка Фрейд говорил?
- Все идет из детства?!
- Верно. Вот с этим и свяжи.
- Тогда думаю, что это воспитание. Правильно?
- А чего же нет?! Правильно. Ну, теперь ступай своей дорогой, я тебе помог и машину твою заберу, как плату.
- А как же мне это с загадкой моей поможет?
- А здесь уже включай сообразительность. Ступай, пока отпускаю, а не то в ворона превращу.
- И на том тебе спасибо. Кто знает, может, свидимся еще – так что не прощаюсь.
- И тебе всего доброго, Иван. Ну, ступай, ступай.
И пошел Иван обратно к камню. Долго думал он над царской загадкой, но ответа все не было. Вроде и помог ему Соловей, наставил на путь правильный, да что-то не сходится все время, чего то не хватает. Даже осознал Иван, что и Кощей ему помог его деле нелегком. Ответ на его загадку тоже был подсказкой, но все не клеилось, не собирался пазл. И подойдя к развилке, что у камня ни секунды не раздумывая, пошел Иван дорогой, что вправо вела.
Долгий путь прошлось ему пройти. Через леса густые продирался, через реки быстрые переплывал, через горы высокие пробирался, а дорожка все не заканчивалась. И вот вышел Иван к поляне, а посреди нее дерево высокое стоит и дорожка на этом кончается и сидит на том дереве Сова.
- Добрый день, Сова. Ты мне ума должна прибавить?
- Добрый день, Иван.
- А откуда ты мое имя знаешь?
- Я долго живу, многое знаю. Знаю, что ты ответ ищешь на загадку царскую, все вокруг, да около петляешь, а разгадать не можешь.
  - Это я и сам знаю, чего то мне не хватает для решения, а вот чего понять не могу. Вот, думал, узнаю у тебя последнюю частицу, и уже точно буду знать, где искать «то, не знаю что».
- Ошибаешься ты Иван. Вещь не материальная в разгадке лежит. Открою я тебе секрет, царь и сам отгадки не знает – скучно ему стало, вот и решил он так развлечься. Братья твои, да и остальные добрые молодцы уже давно это поняли, и поиски остановили, один ты все ходишь и ищешь, а найти не можешь. За твое упорство помогу я тебе, да и царя следует за такую шутку наказать – негоже это правителю над своим народом насмехаться. Отгадай мою загадку, а я тебе помогу.
- Давай, Сова, свою загадку.
- Она от самых древних времен до наших дней тянется. Сначала считали ее умопостигаемой сущностью вещи, позже прообразом вещей в божьем уме, через пару сотен лет назвали ее так: «это все, что является объектом разума, когда человек мыслит». А в ХХ веке, ее считают лишь синонимом термина «понятие». Что это?
- Ох, и сложную же ты загадку, Сова, загадала. Не решить мне ее.
- А ты подумай хорошо, не тороплю я тебя.
И сел Иван под деревом и стал думать – день думает, два думает, неделю думает, а ответа все нет. Не выдержала Сова, и давай ему подсказки разные давать – очень хочет, чтобы Иван царя обхитрил и догадался, наконец, Иван.
- Это «идея»!
- Верно. Сначала идею считали основой вещи и словом божьим, позже результатом человеческой мысли, а сейчас ее сила утрачена и мало кто на нее обращает внимание, а зря. Ну, раз догадался ты, хоть и не без моей помощи, то помогу я тебе. Скажи, какой ответ был на загадку Кощея?
- Ум.
- Какой на загадку Соловья-разбойника?
- Воспитание.
- А какой на мою загадку?
- Идея.
- Еще не догадался о чем речь идет?
- Понял. – Иван вскочил с места и бегом ко дворцу царскому и только успел Сове крикнуть «Спасибо, тебе. Всего хорошего!». Долго Иван до дворца добирался – попутки ловил, пешком не одну пару сапог истоптал и наконец, пришел. Стоит и в ворота царские стучит:
- Открывай царь, принес я «то, не знаю что».
Удивился царь, когда услышал. Забоялся, но подумал, что выкрутится, не впервой. Вот собрал он всю свою свиту в главном зале и ждет, когда Иван к нему поднимется. Через пару минут, весь вспотевший и запыхавшийся пришел к нему Иван. Поклонился в пояс и говорит:
- Разреши царь любезнейший слово молвить?
- Слушаю тебя. Вот только где же «то, не знаю что» - руки у тебя пустые, да из карманов ничего не торчит.
- А здесь оно. – Говорит Иван и пальцем на голову свою показывает.
- То есть? – Не понял царь. – В голове?
- Да. «То, не знаю что» - это образование современное.
Рассмеялся царь, а за ним, как по команде и вся его свита.
- Почему же ты так решил?
- Вот, как получается: ума оно может и не прибавить, воспитать не воспитает, да и самое главное – идеи нет.
- Как это ума не прибавит? А зачем еще школы нужны, да университеты разные?
- Вот и я не понимаю, зачем? Школа сегодня ума не дает, если сам того не захочешь. Воспитать не воспитает, не до того сейчас педагогам, а ведь родители считают, что это школа должна воспитывать. А с идей, думаю, итак все понятно. В высшем образовании тоже беда – люди его в большинстве не получают, а «отсиживают» или покупают. Вот и выходит, что у нас не образование, а сам не знаешь что.
Согласился царь с Иваном, опечалился, но слово сдержал – выдал свою дочь за него, еще и гордился перед всеми, мол, вон у него какой зять умный. Никто в стране не догадался, а он смог.

Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
Ну, а тем, кто недалек,
Иль не читает между строк:

Не пытайся ум купить,
Он даст тебе всей силы,
Им не будешь дорожить,
Будешь вечным пассажиром.


Рецензии