Министерия-буфф
Федор Вассерман – это человек, который в сознании педагогов всей страны затмил своего известного однофамильца-эрудита. Его образовательная технология «Биоинформатика и синергетика», хотя и вызывает множество споров, но все же потихоньку приживается в казахстанских школах. Пока в виде эксперимента. Пока частично, не на 100 процентов. Но те директора, кто ее использует, не могут не нарадоваться отличным результатам своих учеников. Если кратко выразить суть этого ноу-хау, то технология «БиС» позволяет улучшить процесс обучения школьника, сделать его гораздо эффективнее, интереснее и разнообразнее, не сводя урок к банальному опросу и объяснению новой темы. Кроме того, школьное воспитание по данному методу основано на полном или частичном самоуправлении. Иными словами, в каждой школе создаются своеобразные министерства, которые курируются президентом и премьер-министром учебного заведения. Министрами работают сами школьники – в основном, десятиклассники.
В Актобе экспериментально работают по этой технологии несколько школ. В одну из них – среднюю школу №26 – отправился и наш корреспондент.
Министерская система обучения
Прелесть Государства №26 (я буду называть его так) в том, что в нем добродушные пограничники-вахтеры: они не проверяют паспортов, не ставят штампов, не досматривают багаж, а при упоминании имени директора даже не интересуются, зачем он тебе нужен. Да и сама директор – милейшая женщина Ляззат ТАЖИБАЕВА – несмотря на серьезнейшее ЧП, держится вполне доброжелательно и спокойно.
- Мы работаем по технологии Вассермана первый год, - рассказывает она. – Позитива много. Если говорить о линии воспитания, то дети учатся руководить, работать, развивают свои коммуникативные способности.
Развивать свои способности школьникам предлагается при помощи самоуправления. В государстве №26 официально существует 14 министерств (правда, как призналась директор, некоторые из них только на бумаге). Часть министерств – почти как в жизни: есть, к примеру, МИД и МВД. Министерство внутренних дел, кстати, пользуется особой популярностью у парней, а парни, попавшие в эту структуру, пользуются особой популярностью у девочек. Другие властные структуры, наоборот, являются уникальными. Министерство по поддержке начальной школы, к примеру, отвечает за отношения старшеклассников с младшеклассниками. А министерство внешних дел регулирует взаимоотношения между школами.
Все министры имеют в своем подчинении в среднем по 10 человек. Кабинет министров подчиняется премьеру и президенту. Все как в жизни. Правда, есть еще подростки, именуемые законодателями. Правда, привилегии придумывать законы они лишены: им позволено лишь следить за выполнением Устава школы. Кроме того, существуют еще так называемые Лидеры – в каждом классе свой. Их функция – сплотить вокруг себя класс. Всего в системе министерств и прочих структур задействовано около 600 человек (это почти половина населения Государства). Такой громадный чиновничий аппарат не снился ни одному народу даже в самых страшных снах.
В Государстве №26 существует своя выборная система. Президента выбирали по уникальной системе, собрав Лидеров классов и их замов в актовом зале и кинув клич: кто, мол, хочет быть президентом? В результате на первое кресло в школе стало претендовать 7 мальчиков. Свои предвыборные программы они сочиняли на ходу. После этого прошло голосование, по результатам которого и определился президент-десятиклассник. «Самое главное, что никто никого не назначал, всех дети выбирали сами», - гордится демократией заместитель директора по воспитательной работе Айгуль ТУРЕБАЕВА.
Министерские понятия
В день, когда я попал в Государство, все министры мужского пола ушли в военкомат. Туда ушел даже президент (хотя сама по себе ситуация абсурдна: президента – и вдруг забрали в военкомат). А большинство министров-девушек носили камуфляж, поэтому сначала даже подумалось, что власть перешла к военной хунте.
- У нас тут демократия, - развеивает мои страхи относительно формы правления министр СМИ Юлия ЛАЗЕБНИК. – Свобода слова!
Юлия знает, о чем говорит. Она вместе со своими замами выпускает раз в две недели стенгазету «Моя школа», в которой старается писать всю правду. В этом номере гвоздем (центральным материалом в буквальном смысле – написан ровно посредине ватмана) стало объявление о том, что в следующем номере будут опубликованы списки тех, кто не соблюдает устав школы. Выглядит это практически как угроза. Даже цветное оформление газеты не спасает ее от превращения в типично партийный орган печати.
- Если вы про нас плохо напишете, мы про вас в газете тоже напишем, - шутит госпожа министр.
- А если, допустим, ваш министр по поддержке начальной школы сделает что-нибудь плохое, вы о нем тоже в газете напишете?
- Мы своих не сдаем! – кратко формулирует редакционную политику Лазебник.
Учитывая, что большинство министров (а еще президент) с одного класса, политическую систему Государства можно считать клановой. Сами руководители структур утверждают, что все работают в мире и согласии, а локальные конфликты гасятся на месте. Хотя, в общем-то, министрам и конфликтовать-то не из-за чего: в Государстве отсутствует министерство финансов (равно как и министерство ЖКХ: во всей школе жутко холодно). Сами министры о денежных вливаниях не прочь помечтать: они даже поинтересовались, не хочет ли наша газета стать их спонсором. Предложение, надо признать, было лестным (еще бы: газета управляет рядом министерств), но от него пришлось отказаться.
В принципе, подготовка КВН-ов и различных школьных мероприятий как основная функциональная обязанность большинства министерств будто бы подчеркивает не совсем серьезный характер всего эксперимента. Ведь в отличие от реальной политической жизни здешними министрами не принимается никаких системообразующих решений. По сути, реальной властью обладает лишь министерство внутренних дел. Каким-то образом силовики отучили школьников курить на территории школы и навели порядок в гардеробе. Еще МВД контролирует общественный порядок на дискотеках.
Остальные же министерства совершенно далеки по своей сути от реальной власти. Хотя сами министры выгоду в этом эксперименте видят.
- Мы учимся общаться с другими, учимся принимать решения, - почти синхронно говорят они.
- Да и потом, нас все в школе уважают теперь, - добавляет один из министров.
А МВД еще и любят.
Свидетельство о публикации №212112700186