отец

Сейчас прочитала у Сергея Евдокимова на рецках, что раньше все играли в шахматы. Стояли скамейки в парках и на улицах и на них стар и млад сидели и думали. Да, я помню это время.
 У меня отец слепой, работал в матрасном цеху и вот представьте – стоит у стола и мушкует матрац. Ну, т.е. пришивает тряпочки (мушки) см два на два. Надо приложить с той стороны и с лицевой и скрепить их ниткой. Прошивался матрац такими мушками в шахматном порядке. Работа, надо сказать, кропотливая. Да ещё если без глаз. А ещё и нитки надо в иголки вдевать. Это ещё придумать надо и изловчиться.
 Ну, вот он стоит в одной стороне цеха, а «браток»(его друг) стоит в противоположной стороне. Это где то за восемь-десять столов друг от друга. Папка говорит ход, а сам продолжает работу. Проходит какое-то время и дядя Вася отвечает ему новым ходом. Так продолжается целый день, даже на обеде. Партия длится много часов. Причём дядя Вася редко когда выигрывал у отца. Они, было и такое, даже в автобусе, когда домой ехали, доканчивали партию. А бывало и переносили на следующий день.
 Папка у нас ездил на турниры по разным городам и почти всегда привозил первые места. Почти все вечера проводил в клубе для слепых и всегда за шахматами. Ну, там редкое исключение – домино. Собирается на турнир и уже, уходя из дома, всегда просил у мамы копеечку. Любую. Ну, скажем  - просит у мамы: - «Лиза, дай мне три копейки».  Мама ищет добросовестно, но нету! Она даёт пять или две (монетку). И он начинает нервничать. И может приехать и привезти второе место. Для него это – удар. Удар по самолюбию, по его мастерству.
Несколько раз играл на десяти досках одновременно. Это на моей памяти. Сама видела. И дома сидел постоянно за шахматами. Один. Ночью. Разбирал партии.
С нами играл преимущественно в шашки. Но однажды я напросилась на партию в шахматы. Буром. Потому что он не хотел со мной играть. Я долго сопротивлялась, а он с усмешкой парировал. И потом взял и поддался. Но я же видела это! И я завозмущалась. До слёз. Он долго меня уговаривал и пообещал ещё со мной поиграть. Сказал, что я – хороший противник. Мы, конечно потом играли, и много играли, и он хвалил меня, но я поняла – он хотел привлечь брата (сына своего). А брату это не очень нравилось. Так и получилось, что я играю, а брат только в шашки. А потом уже мой сын с ним играл и тоже ему нравилось это. Сын мой тоже упрям, как и я. Папка пытался его учить всем хитростям . Но ушёл, когда моему сыну было десять лет. Он рано ушёл от нас – не было и пятидесяти. Ну вот, внук-то играет в шахматы, но на турниры не ездит. Такие дела. 
---------------------


Рецензии