Как проходило детство в Белоруссии

Это было уже в другой деревне, куда переехала наша семья. Звали эту деревню Хотежино. Она была ещё меньше, чем Пигасово. От центральной усадьбы она находилась в километре. Мы, дети, очень часто бегали в усадьбу, так как там работал наш отец, там был магазин, где можно было купить дешёвые конфеты.

Зимой я сидела дома, а братья ходили в школу. Отец зимой тоже часто бывал дома, поскольку полевые работы в колхозе к тому времени заканчивались. Дома он делал бочки, плёл корзины, чинил обувь, помогал по хозяйству, вязал верёвки. А когда наступала весна, отец на весь день уходил в колхоз на работу.

Братья, работая в колхозе, пасли коров, лошадей, а я с Иваном оставалась дома. Здесь мы как могли помогали маме: пололи грядки, мыли, чистили посуду. В свободное время шли на сажалку* купаться. Иногда мы брали сплетённые отцом корзинки, с помощью которых ловили рыбу. Купальников у нас и в помине небыло. Иван подворачивал штанины, я поднимала подол платья и затыкала под верёвочку, которую употребляла вместо пояса. Брали корзину, заходили в сажалку и ловили рыбу. Там обычно водились караси. Наловив их, относили домой и отдавали кошке, так как караси были очень маленькие, они не успевали рости. Кошка их поедала с мурлыканьем, а мы были рады, что принесли ей поесть. Штаны и платья были мокрые, но мама нас не ругала, а мило улыбалась и хвалила нас за то, что кошке доставили радость.

Рыбу мы ловили не каждый день. Иногда мама посылала нас на знакомую поляну в лес за земляникой. Она давала нам банки, которые подвязывала к поясу и кружки, в которые мы собирали ягоду. Когда кружка наполнялась, мы пересыпали содержимое в банку. Наполнив тару, мы бежали домой. На следующее утро, мама, взяв нашу ягоду и молока, шла на станцию Ратомка, где продавала это евреям-дачникам. На вырученные деньги она покупала детям что-либо из одежды или обуви и, естественно, гостинцы за наш скромный труд. Мы были рады и, конечно, старались ещё лучше и больше помогать маме.

Так проходило лето, а зимой братья снова шли в школу. Когда они приходили домой, мама их кормила и, отдохнув, они садились за уроки, а я пристраивалась рядом за столом и слушала их чтение, заучивание наизусть, решение примеров и задач. Когда пришла пора идти в школу мне, я уже могла читать, считать, решать и всё на белорусском языке. До сих пор помню четверостишье:

Не сядiцца у хаце
Хлопчыку малочу
Клiча яго рэчка,
Тягнуць санкi iз дому.

Вот так в основном проходило моё безмятежное дошкольное детство в Белоруссии.

 *Выкопанная вручную большая яма, докопанная до водоносного слоя и заполнившаяся водой.


Рецензии
Чье детство Вы описали в своем премилом рассказе, Антон?

Елена Кенигсберг   30.10.2016 20:29     Заявить о нарушении
Моей бабушки, которая, кстати, живёт недалеко от Калининграда. Это не я описал, это она. Тут ещё несколько рассказов от неё, объеденены в раздел "Бабушкины воспоминания". Если хотите, почитайте. :_

Антон Чистов   03.11.2016 00:35   Заявить о нарушении
Я не живу в Калиниграде и никогда там не была, к сожалению.
Спасибо за ответ. ЕК

Елена Кенигсберг   03.11.2016 01:25   Заявить о нарушении