Её надо срочно выписать!

Во время учёбы на шестом курсе 1-го Московского медицинского института, я окончательно определился в выборе профессии: решил стать, как и мама, врачом психиатром. Первым шагом в этом направлении был студенческий научный кружок. После занятий в определённые дни посещал заседания, в медицинской библиотеке читал специальную литературу, писал рефераты, делал доклады. Всё это было серо и уныло. Сказал курирующему врачу о том, что хочу освоить методику гипноза. Он договорился в психиатрической клинике им Корсакова и сказал мне и ещё одному студенту подъехать туда к дежурному врачу. Это было зимой. В 18 часов уже темно. Шёл снег. Клиника Корсакова находится в тупике и выглядела мрачно и таинственно. Дежурный врач встретил нас без особой радости. Сказал, что даст нам по больному, чтобы мы собрали анамнез, и ушёл на обход. Спустя несколько минут санитары привели нам пациентов. Мне досталась седовласая дама с осанкой аристократки. Опыта в сборе анамнеза у меня было не много. Я представился и объяснил цель предстоящей беседы. Сам в это время думал, - «Почему такая представительная женщина находится на лечении в психиатрической больнице»? С этого вопроса я и начал нашу беседу.
Дама проникновенно посмотрела на меня и с трагизмом в голосе сказала, - «Я вижу вы добрый человек. Поэтому скажу вам правду». Далее, со страдальческим выражением на лице и со слезами на глазах, рассказала следующее. Вот уже несколько лет, как она страдает геморроем и испытывает в связи с этим нестерпимые боли. Никакие анальгетики ей не помогают. Облегчение приносят только небольшие дозы алкоголя. Это единственное, что ей помогает – рюмка водки.
Под впечатлением услышанного я обратился к дежурному психиатру и, как о важном открытии, рассказал ему о «истинном заболевании» этой женщины. «Ей необходимо хирургическое лечение», - с жаром говорил я. «Она страдает, у неё нестерпимые боли. Ей необходимо помочь». Во время моих пламенных высказываний меня насторожили звуки покряхтывания. Я внимательно посмотрел на своего оппонента и понял, что эти звуки издаёт он. Его глаза лучились смехом, рот искривился и, было видно, что он из последних сил сдерживается, чтобы не расхохотаться в голос. Я с недоумением смотрел на него, моё красноречие иссякло. Зато в голове роились мысли о «карательной психиатрии», о «монстрах в белых халатах» и пр. Врач отдышался и, взяв себя в руки, сказал, - Дорогой доктор, больная вас просто развела, она так развлекалась. Никакого геморроя у неё нет. Её повторно консультировал проктолог. Она уже несколько раз проходила лечение в этой клинике. Эта женщина страдает хроническим алкоголизмом. В запое она пропивает всё. Больные алкоголизмом никогда не скажут вам, что они алкоголики. Обычно у каждого такого больного имеется своя легенда, своя душещипательная история, оправдывающая их пагубное пристрастие к алкоголю.».
Я не сразу поверил в услышанное, но потом… Потом мне было очень неловко. В моей последующей лечебной и педагогической практике часто вспоминался этот поучительный случай для начинающего врача.


Рецензии