64. На службе у дядюшки Игбуэгву
Когда вентспилское паевое общество «Бака» (бывший рыбоколхоз) заключило контракт с нигерийским «Вестрон Фишер Лтд.» на промысел двух своих траулеров под нигерийским флагом, никто не знал, как печально все обернется. По словам генерального директора «Баки» Дзинтарса Озолиньша, все началось с безработицы.
Два океанских судна простаивали у причалов. Заключить договор с Россией тут не успели, и путь в Атлантику оказался закрыт. Когда отношения двух стран испортились, многотонный гигант «Аугуст Берзиньш» простоял на приколе целый год. Но корабль не якорь — бросил и ушел. Даже без моря он требует обеспечения всех судовых систем и зарплаты команде. Держать его на дармовых хлебах накладно, вот и нашли выход: не с Россией, так с Африкой.
Два траулера и команду отдали под фрахт Нигерии, африканцы оставили, по условиям, половину команды. Было это в 92-м, и тогда уже нашим там работалось туго. Не соблюдались оговоренные контрактом нормы питания и, если творог или молоко не могли отыскать, ничего не компенсировали деньгами. По словам Озолиньша, людям готовили еду на отработанной котельной воде, ибо питьевой не давали. Не было топлива. Однако лов тогда еще шел, и «Бака» получала с него проценты. Пока в октябре «черные» рыбаки латвийского судна не заявили полиции, что северяне браконьерствуют и продают рыбу «налево», а деньги кладут в карман. Кстати, администрация «Баки» это вполне допускает. Ну, а события развивались…
С октября траулер ни разу не выпустили в море, практически взяв под арест. А нигерийская фирма подала на команду в суд. И началось следствие. Это тут мы привыкли к таким словам, а в африканском бизнесе законы совсем другие. Так, в ходе «следствия» выяснилось, что латвийские траулеры перешли в собственность генерального менеджера фирмы Джорджа Игбуэгву, и наемные рыбаки, выходит, покушались на чужой бизнес. В контракте была задним числом сужена промысловая зона — с 30 миль до 3. Выходило — законное браконьерство. Словом, по мнению тамошних бизнесменов, ни «Баки», ни Латвии и в помине не существовало.
Теперь поздно разбираться, почему все эти нюансы не были заранее оговорены. И почему в ЛР(Латвийской республике) не знали, как и когда документ этот был изменен. И когда Озолиньш прибыл в Нигерию, господин Джордж его в свой офис попросту не пустил. А приезд был связан с инфарктом, случившемся у капитана судна Геннадия Евдокимова в декабре. Но начальника «Баки» задержали и на проходной порта, обвинив опять-таки в покушении на чужую собственность. Отобрали и паспорт. Кстати, по этой причине и рыбаки не могут выбраться, нет паспортов.
Встретиться с Евдокимовым удалось лишь в полицейском участке, где обвинения были повторены. Начался изнурительный разговор-допрос. Евдокимову после недавнего инфаркта опять стало плохо, его отпустили на судно, а начальника «Баки» оставили до конца дня. Когда же латвийские гости попали к команде, выяснилось, что такие беседы с нею велись не раз. Рыбаков вынуждали подписать признание своей вины… под дулами автоматов.
29 марта в 12.00 капитан Евдокимов умер прямо на судне после второго инфаркта. Там его нашли и отправили в Латвию радиограмму. Однако в Нигерии команду все еще держал судебный процесс, и тело умершего родные получить не могли. На днях в редакцию «СМ» позвонила племянница капитана с просьбой помочь получить хоть какую-то информацию о родственнике. Жена, а она живет в Лиепае, после всех неясных ответов вообще решила, что муж её жив. На момент разговора с «СМ» Озолиньш сообщил, что фирма иск отклонила, контракт расторгла. Суда будут выгодно проданы другой фирме, вырученные деньги позволят доставить 34 рыбаков и тело погибшего капитана домой в конце апреля.
«СМ» Людмила Соловьева
Свидетельство о публикации №212112800516