На окраине Душанбе

- Я знаю, где самые вкусные самбусашки, - глядя на дорогу тихо сказал Хасан, и переключил скорость с третьей на четвёртую. Мы проехали мимо «Кожзавода», в сторону «Риссовхоза». За окном мелькали тополя, чинары, и в открытое окно дул жаркий и сухой воздух лета. Пахло раскалённым асфальтом.

Тандыр с навесом был расположен прямо у небольшого арыка, в котором, журча, текла прозрачная вода, и на неглубоком дне были видны отполированные, скользкие камешки. А под тенистой чинарой были расположены небольшие деревянные топчаны устланные зелёными бархатными курпачками (стёганные одеяла, чуть тоньше матраца) и подушками.
Хасан пошёл заказывать самбусашки, а я прилёг на один из свободных топчанов.
Сквозь зелёные листья чинар виднелось голубое небо, без единого облака. На одну из веток чинары присела горлица, и пытливо стала оглядываться вокруг себя своими, обведёнными красными кружочками, глазами. Немного повозившись она успокоилась. Видимо, присела отдохнуть. Утомилась, наверное, летая в жарком небе...

- Вот тебе заказные самбусашки, - смеясь подошёл Хасан, и положил на топчан тарелку ещё дымящихся треугольной формы, румяных самбусашек, из слоённого теста. – Из смеси баранины и говядины, с добавлением курдючного жира, - гордо произнёс мой друг.
Тут же к нам подбежал черноволосый мальчишка, с белым фартуком на бёдрах и белым колпачком на голове. Он принёс поднос, на котором были пластиковые бутыли. Одна с разбавленным, водой, уксусом, с добавлением молотого красного перца, в котором плавали стручки свежего зелёного перца, и стебли укропа. Вода, из за молотого перца выглядела красноватой.
А во второй бутылке был обычный кетчуп. И посредине подноса, между бутылями, стояла пиала с аджикой, с добавлением бордовых листьев райхона (базилика).
Я разломал,пополам, одну из самбусашек, из которой сразу потёк ароматный сок. Она ещё была очень горячей, но пахло просто волшебно. Фарш оказался из рубленного мяса, на котором сверкали янтарные кусочки курдючного жира.
- Полей уксусной водой, быстрее остынет, - посоветовал мне Хасан, глядя, как я обжигаясь разламываю самбусу...
А, сам, Хасан набрал чайную ложку аджики и вложил во внутрь самбусы, а затем полил разбавленным уксусом. Вокруг распространился тот самый запах, который бывает, наверное, только у нас, в Таджикистане. Кто жил там, поймёт о чём я говорю...

Мы продолжали нашу трапезу, вспоминая наши студенческие годы. Мальчишка снова подошёл с подносом, но на этот раз он принёс белый с зелёными цветами фарфоровый чайник и две пиалки. Зелёный чай после самбусы, это просто, наша с Хасаном традиция.

К нам подошла молодая девушка, лет пятнадцати, с цветным платком на голове, и предложила «куруты» (сушёные шарики из катыка, кислого молока). Я купил дюжину курутов, мне они очень нравятся.
 
Мы долго беседовали с Хасаном сидя на топчане под тенистой чинарой. Беседа студенческих друзей может быть бесконечной. Начало вечереть, а мы всё говорили и говорили.
Сквозь чинарные листья начали проступать розоватые лучи заходящего солнца, жара потихоньку спадала.

Та самая девчонка, которая предложила нам куруты, оказалась тоже работает в этой столовой. Она присоединив пластиковый шланг к водопроводу у кухни, начала поливать землю вокруг топчана, и сразу повеяло прохладой, и тем самым запахом свежеполитой земли..., и ко всему этому присоединялся запах, скошенного сухого клевера, который шёл из поля недалеко от столовой.

Я взглянул на девушку, она была похожа на узбечку, с чуть раскосыми глазами, но прекрасно говорила на таджикском языке. Совсем юная девушка. Закончив поливать землю, она направила шланг на свои босоножки, смывая струей с них прилипшую мелкую солому. А потом направила струю воды на мальчика, который накладывал угли в тандыр. Мальчик от неожиданности отпрыгнул от тандыра... и засмеялся.

У этой юной красавицы был такой нежный возраст, когда она уже не девочка, но ещё и не девушка, и не женщина. Но из за отсутствия опыта взрослого человека, она продолжала вести себя ещё как девочка... ещё не наигралась...
- Замира, нарежь лук с фаршем, - послышалось из кухни,  и юная девушка тут же упорхнула в сторону кухни...
А мне вспомнилось, что мой отпуск заканчивается, и через день мне нужно было улетать из Душанбе, а так не хотелось...

Я люблю встречаться со своими друзьями, и Хасан один из них. Мне всегда приятна его весёлая, юморная  беседа, с неожиданными искренними вопросами... Но больше всего меня подкупает в нем его постоянная готовность помогать друзьям в любое время суток...
Есть друзья с которыми можно часами беседовать за пиалкой зелёного чая, вприкуску с козинаки, с миндалём, фисташками и сладким кишмишом. А можно и просто посидеть молча, и это молчание тоже будет продолжением беседы, и так же будет приятен, как мягкий нежный кишмиш к зелёному чаю.
Хасан из таких моих друзей...

 
29 ноября 2012
Катманду, Непал


Рецензии
А мы там обедали с коллегами...

Ольга Хамдохова   07.02.2013 12:02     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.