Ковдорские зарисовки

Первый раз о Ковдоре я услышал после окончания строительного училища, что находилось раньше на Ниве-3 в Кандалакше. Но нашего направления на ударную комсомольско-молодёжную стройку не состоялось, некоторым только исполнилось 16 лет, да и родители не захотели столь рано расставаться со своими чадами. Встречу с Ковдором пришлось отложить на двенадцать лет.


Театр всегда начинался с вешалки, а Ковдор до недавнего времени – с пограничного поста. Не стало визитной карточки.


Это сейчас привычны для меня эти названия. Авва-губа. Это первый из ковдорских посёлков, который я «осчастливил» своим посещением. Правда, он тогда вместе с Уполокшей не был «ковдорским». Риколатва запомнилась вкуснейшим хлебом и прекрасной школой, Ёна – Кох-порогом, военторговским магазином и автозаправкой. Калюжный – только из окна пригородного поезда. Слюда – асфальтом, уложенным незадолго до закрытия рудника. Куропта – огромными сопками опилок и многолетними разговорами о внедрении новейших разработок для их использования в качестве топлива для местной котельной. Про Лейпи не слышал почти до самого переезда, до получения квартирного ордера. Всё «подхоз, да подхоз".


Заборы, шлагбаумы, пропуска. Для чего они и от кого? Неужели из-за нескольких «нехороших людишек» всех равняют под одну марку. Поставили охрану, посторонним вход воспрещён. Создание рабочих мест – это хорошо, но когда на тебя смотрят с подозрением, то это неприятно. Но «хозяин-барин». Или как говорят – «начальству виднее».


Работали и леспромхоз, и хлебозавод, и молокозавод, и строительный трест с АТК, и был роддом, и своя милиция, и налоговая, и банк, и почта, и больница была ковдорская, и контейнерная, и подсобное хозяйство, то бишь агрокомплекс, и … А сейчас всё здесь «кандалакшское», «апатитское», или «мончегорское с оленегорской», «полярнозоринское», да плюс ещё «туломское», «московское». Только жители остались ковдорскими.


В составе комиссии и на очередном объекте строящейся АБОФ мы подошли к строительному вагончику, двери которого были открыты и оттуда доносился … отборный мат. Мужиков отчитывает, подумалось первым делом. Какое же было наше удивление, когда вместо представителей сильного пола мы увидели смирно сидящих женщин. Перед ними в позе оратора коренастый, невысокого роста мужчина. - «Лев Семёнович»- представился он и добавил – «Так доходчивей и работать будут лучше. Девушки по местам».


Напиток с таким названием в наших магазинах одно время был очень популярен и с чьей – то «лёгкой» руки, вернее языка, его поклонники-мальчишки потянулись в один прекрасный день к его «источнику», на самое дно карьера рудника. Сверху это озерцо смотрелось тёмно-зелёным пятном, словно и впрямь из него разливали в бутылки «Тархун». Разочарованная ребятня, возвращаемая из «ямы» в кабинах БелАЗов (в то время ни охраны, ни забора вокруг комбината не было), забывала о своей неудаче и с неохотой покидала эти громадины. Зато сколько рассказов об этих поездках было в школах.


Спокойное время, когда поблизости не бывает руководства, особенно в обед, и сам себя чувствуешь «боссом». На мойке закончили ремонт, и, чтобы не стирать зря подмётки, забрались в кузовок мотороллера и с «комфортом рванули» в мастерскую. И надо же начальнику задержаться в цеху в обеденный перерыв. Встреча закончилась в кабинете инженера по ТБ изъятием талонов из книжки по технике безопасности. Зато сэкономили на обуви и на … своей зарплате.


Когда у них спрашивали о происшедшем, они или только плечами пожимали, или бормотали: - «Заклинило в голове, ничего не помню, не заметил, забыл …». ЧП наполняли цех всевозможными комиссиями, отрывая ремонтные службы на восстановительные работы. Забыл кузов опустить – снёс блоки над воротами мойки, или воздуховод над дорогой, или оборвал электропровода, или зацепил платформу мостового крана. Поторопился, стал выезжать из бокса самостоятельно – вынес угол въездных ворот, а то и сами ворота. Не заметил стоящий сзади самосвал – своим кузовом разбабахал его кабину. «Не увидел, не посмотрел…». Отделывались «лёгким испугом».


Кому-то эта лестница от АБЗ к 3-му корпусу показалась чересчур широкой и было принято решение посередине установить перила. Удобно получилось и быстро сделали. Но ненадолго. Шёл на смену мой сосед и не дошёл до диспетчерской. На лестнице зацепился за перила и сломал ногу. На другой день перил уже не было, быстро срезали. А в самом АБЗ нашего цеха на третий этаж вела лестница под названием «обкомовская», на ней самым первым упал первый секретарь обкома КПСС. После него и другие падали, но память сохранила это название. А ещё одна лестница была на комплексе с широкими и низкими ступеньками и называли её директорской. Директор ГОКа Алексей Иванович Сухачев прихрамывал, но предпочитал ходить пешком по территории комбината, вот и постарались специально для него.



В ночь 16-е мая. Всё складывалось удачно. Супруге завтра 25, а у меня последняя ночная смена и два дня выходных. Но север о себе напомнил. В начале смены заметно потемнело и первый рейс на отвал из самой «ямы» был под мокрым снежком. Пока ожидали следующей загрузки под экскаватором, дорога покрылась толстым слоем снега. Вот тебе и середина мая, радовались, что весна в этом году ранняя, все «посыпалки» отправили на консервацию. От «разгорячённой» резины дорога моментально превращалась в каток. Начался «экстрим». Второй рейс на отвал завершился на перекрёстке у столовой-вагончика. Наш бригадир отправлял всех на стоянку. Не досчитались двух БелАЗов, «2-ки» и «8-ки». Ушли на 3-й отвал разгружаться. А мы быстренько под снежные заряды разгрузились в углу стояночной площадки и к столовой. Минут через 10 послышался рёв мотора и на дороге появился медленно спускающийся кругами самосвал. «Двойку» вынесло на отворотку на ДСУ, и он остановился. Часа в четыре утра к нам на «выручку» пришли два бульдозера и начали гусеницами зигзагами давить наледь, мы потихоньку вслед за ними. «Качели» прошли с поднятыми кузовами. Смена закончилась, мы пошли на «отсыпной». В обед встретил тестя с поезда. В шляпе, костюме, в летних туфлях и «киевским» тортом в руках. Отвык от севера, а тут снегу намело. «Акклиматизация» прошла быстро, а 17-го мая и воспоминаний о «разгуле стихии» не осталось.


Начало ноября 1983 года. В ту ночную смену я работал под «4-ой» и шёл первым рейсом на 2-й отвал. Издали в свете фар я увидел большое тёмное пятно, которое показалось мне негабаритом, случайно выпавшем из кузова самосвала в предыдущую смену. Я включил дальний свет и «негабарит» ожил. Это был …медведь. Сам не зная почему, я нажал на воздушный сигнал. Мишка встал на задние лапы и тут же бросился в сторону буровой вышки геологов и скрылся в перелеске. Возвратившись с отвала под экскаватор, сообщил о необычном « госте» машинисту и вместе с ним поехали навестить геологов. Первым делом мы увидели развороченную мусорную кучу с измятыми пустыми консервными банками. Разбудив геологов, осмотрели следы от «гостя». Они вели от мусорки в сторону известкового карьера и вниз по откосу. Очень был «недоволен» один из геологов, вернувшийся из Ковдора час назад. Весть о медведе быстро облетела рудник и в обед в столовой ЦТТ стояла «очередь» за медвежатиной. С юмором у нас ребята на комбинате.



Вообще наш цех, да и вся промплощадка комбината излюбленное место для всякой живности. Ну как не остановиться посреди пути на отвал и не посмотреть, как внизу мышкует лиса, и не обращает никакого внимания на рёв моторов, или покормить ондатру, которая облюбовала себе для проживания место в глубокой луже рядом с шумной рудовозной дорогой, или сфотографироваться с рыжей плутовкой, любительницей конфет, которая точно знает время окончания смены и появляется перед самым отправлением рейсового автобуса. Заяц жил под подпорной стенкой возле мастерской электриков и каждое утро терпеливо ждал прихода своих кормильцев. В ночную смену к столовой приходил в «гости» и волк, рядом со стоянкой БелАЗов утка вывела своё потомство и потом при «почётном карауле» из работников цеха увела его к ручью. Особым почётом пользовался пёс по кличке «Мишка». Когда ему становилось «скучно» он залезал в автобус и ехал в город. Сделав свои дела, с очередной сменой возвращался в цех. «Последнее пополнение» ЦТТ - небольшая кошечка Ветошь. Она обитала в корпусе автоколонны вспомогательного транспорта. Имя странное, видимо из-за любви к чистоте.


По многолетней традиции настоящая весна приходит в Ковдор в начале мая с рёвом моторов БелАЗов, мощным потоком воды, смывающей остатки зимы с улиц города.


Рецензии