Праздник Введение Пресвятой Богородицы во храм

4 декабря христианский мир отмечает один из двенадцати больших праздников – «Введение Пресвятой Богородицы во храм». Событие раскрывается в протоевангелии Иакова и в житиях Димитрия Ростовского.


Согласно им, когда Пречистой исполнилось три года от рождества, родители девочки Иоаким и Анна решают выполнить свое обещание: привести дитя к Богу. Они собрали всех родных, соседей, знакомых, св. Иоаким пригласил непорочных дев. Они должны были сопровождать это шествие от Назарета до Иерусалима с зажженными светильниками, чтобы Дева Мария не боялась, не обернулась назад и полюбила храм всей душой.


На рассвете третьего дня родители вместе со своим малолетним ребенком, в сопровождении многочисленных родственников и дев-свещеносцев, окружавших Богородицу, как звезды светлую Луну, подошли к Иерусалимскому храму. Это был единственный иудейский храм, стоящий высоко на горе Мориа. Синагоги, также как и мусульманские мечети, не являются храмами в прямом смысле слова – это только молельные дома.


Там, на верху лестницы, ведущей в храм, их встречал Захария, первосвященник, родственник святого семейства, и многочисленные священнослужители храма.Родители тихонько сказали Деве Марии: «Иди, дитя к Царю всех, не бойся».


Она не оглянулась и не плакала, как обычные дети. Она смиренно и легко, как взрослая, взошла по крутым ступеням храма, уже тогда зная, что Ей уготовано, Она вела себя как взрослая и зрелая женщина.


Предшествовали Ее введению непорочные девы со светильниками, воспевая хвалебные песни. Невидимо созерцали славное введение и ангелы, тоже воспевая это чудное явление: не просто введение во храм, но введение прямо в алтарь. Вводит Ее в Святая Святых под пение дев и ангельского хора сам первосвященник Захария, духовными очами узревший в девочке будущую Богоматерь.


Удивительное явление, поскольку и до сего дня в православных храмах запрещен вход в алтарь лицам женского пола. А тогда – это было тем более удивительно и даже дерзновенно. Захария удивлялся, принимая девочку от Анны на попечение, говоря: "Как же ты вводишь в храм Ту, которая Сама есть храм?" А родители Марии, выполнив обещанное, возвратились в дом свой, созвали на пир народ, радуясь и благодаря Господа.


Так началась новая жизнь маленькой Девочки, которая в течение девяти лет пребывания в храме готовилась вместить в себя Невместимого. Жила она, согласно Сказаниям, в палатах вместе с другими посвященными Богу. Палаты были пристроены к храму в три ряда, в каждом - по тридцать келий, красивых и просторных. Всего числом девяносто.


Мария училась писать, читать, рукодельничать, старательно изучать Священное Писание. За девять лет Всенепорочная научилась ткать, прясть шерсть и лен, шить шелком, что Ей пригодилось потом во взрослой жизни. Обычная пища Ей подавалась от храма, но Мария отдавала ее нищим и странникам, Сама питаясь Хлебом Небесным. Его Ей приносили ангелы, когда Она входила молиться в Святая Святых. Так Дева Мария возрастала от силы в силу, пока не достигла возраста духовного. В храме Пречистая  приняла обет девства, обещая посвятить Себя Богу. Поэтому в двенадцать лет Ее вручили обручнику – престарелому Иосифу.


Праздник Введения больше, чем праздник Рождества Пречистой: это праздник Ее духовного рождества, праздник явления Богородицы миру, праздник отделения Ее от мира. Спустя десять лет Мария также принесёт в храм на сороковой день от Рождества Сына Своего (праздник Сретения) с посвящением Его Богу. Поэтому иконы двух праздников - Введения и Сретения - имеют много общего, как в иконописной традиции, так и в богословской. Они олицетворяют жизненные параллели Богородицы и Господа, подчеркивая Их Божественное предназначение от века.


Праздник Введения получил глубокий богословский смысл. Господь воспринял плоть от Пресвятой и Пречистой, Предизбранной от века Девы Марии. Она сама была алтарем и живым Храмом, живым Кивотом. Не зря на праздничных иконах храм изображается в виде кивория - алтарного навеса, подчеркивающего этот богословский акцент праздника.


Введением Богородицы, как живого Кивота заканчивается эпоха Ветхого Завета и начинается эпоха Нового. Так один их самых незаметных праздников из числа двенадцати являет начало той истории, которая потом воплотилась во всех остальных праздниках.Праздник Введения - является прологом праздника Рождества Христова, Господь еще не вочеловечился, а Матерь Бога уже в храме. Поэтому, начиная с Введения, каноны заканчиваются рождественскими ирмосами.


Тема введения в Святая Святых живого Кивота является ведущей в богослужении праздника. Начинается богослужение с чтения отрывков из Ветхого Завета. В первом отрывке говорится о том, как Моисей устраивал храм и вносил Ковчег Завета со священными скрижалями. Во втором - рассказ о внесении в святая святых Ковчега Завета и других священных сосудов при освящении первого Иерусалимского храма царем Соломоном. В третьем - самом главном отрывке - как будет построен Новый храм, через врата которого войдет только Господь и больше никто. Это все – прообразы Богородицы, которые в день Введения получают воплощение в образе Девы Марии.


Эта же мысль пронизывает все песнопения праздника, наполненные радостью и веселием. В них Пречистая называется по-разному: Боговместимый Храм, Дверь непроходная, Гора присенная, Палата и Небо одушевленное, Богоневеста Царева и Божественная свеча, Святая Святых и Жезл Ааронов, непорочная Юница и Святой Кивот, селение Небесное и так далее и так далее. И, как бы предваряя Благовещение, восьмая песнь канона выстроена в виде диалога Анны и Захария, как потом в каноне Благовещения будет выстроен в той же восьмой песне диалог Пречистой и архангела Гавриила, принесшего Ей благую весть.


Установлен праздник Введения позднее других. Он стал широко праздноваться на востоке только с IX века, а в католичестве вообще с XIV века. Сегодня в православии праздник длится 6 дней: один день (3 декабря) – предпразднество, один день (4 декабря) – сам праздник Введения и три дня (5,6,7 декабря) – послепразднество, включая его отдание.


Праздником Введения было положено начало монастырской жизни и многие монастыри на Руси в честь праздника стали называться Введенскими (так называется всем известный монастырь - Оптина пустынь), появились многочисленные Введенские храмы, а храм обрел новый сакральный смысл.


Праздник Введения - праздник всех семинаристов, приходящих просвещаться и подражать Богородице в своем житии. Праздник Введения - праздник православных педагогов и праздник всех детей, которых родители приводят в православные храмы для духовного воспитания.


Рецензии