Иван-Дурак III

III

Вначале попытаемся классифицировать основную найденную информацию, имеющую отношение к образу Ивана-Дурака. В целом такие данные предварительно можно разделить на две основные категории: обычного и иррационального (символического) представления.

Рассмотрим основные варианты толкования загадочного образа Ивана-Дурака.

a.
Одним из самых распространенных, простых и наиболее поверхностных толкований рассматриваемого образа является рассуждение о пресловутом менталитете русского человека, который постоянно находится в состоянии пассивного ожидания счастья. В этом плане Иван-Дурак может восприниматься почти народным героем. 

Русский человек наделен успокаивающей верой, что счастливая жизнь придет сама собой, без всяческого напряжения внутренних сил. Вероятно эту особенность, в некотором смысле вскрывающую слабость русской души, подчеркивают используемые в жизни известные выражения. Они провозглашают, что «дуракам везет», «дуракам счастье» и «Бог дураков любит». 

Известный с детства сказочный Иван-Дурак свободно лежит на печи, независим в своих поступках, не стремится к обогащению не и обременен богатством, легок на подъем, его ничто не отягощает в окружающей жизни. Описанное состояние показывает Ивана человеком, который ничего не способен добиться в жизни, скорее даже не желает. К нелегкому положению ленивого героя присоединяются такие пороки как пьянство, холостой образ жизни, нечистоплотность.

Казалось бы, что ожидает подобного человека в будущем?

Однако странным образом именно у Ивана-Дурака, в отличие от его серьезных братьев, жизнь складывается наилучшим образом.

Поскольку Дурак не может рассчитывать на успех, удачное завершение его странствий,  как правило заканчивающееся женитьбой на царевне и превращением в царя, происходит не зависимо от предпринятых им действий. Мудрость, сила и удача, помогающие Ивану-Дураку в сказочных обстоятельствах, приходят к нему из внешнего мира, словно согласно никому неведомой воле.

В этом видится нечто неизбежное, в некотором смысле даже наступающее против воли Ивана-Дурака, якобы вследствие слабоволия героя.

Складывается впечатление, что ни смотря на ущемленное состояние, а возможно именно вследствие этого, неудачливая сначала жизнь героя складывается по начертанному заранее пути счастья.

Ко второй категории в интерпретации образа Ивана-Дурака, названного нами иррациональным (символическим), выделяем существование скрытого элемента более сложного состояния реального положения вещей под видом внешнего,неприглядного вида.

Нечто неизвестное скрывается за простым символом Дурака, скрывающего за отвлекающим внешним видом нечто загадочное внутреннее.

Образ Дурака, в сущности, являет собой маску, скрывающую более важную информацию.

Ко второй категории исследования можно отнести все нижеследующие интерпретации.


                Продолжение следует ...


Рецензии