Испокон веку

               
  Давным-давно, в период, который  принято называть доисторическим, некое подлунное  существо  вдруг чудесным образом огласило окрест такой полифонией, что всех остальных, ползучих, летающих и бегающих, охватила оторопь: это  был Человек. Сегодня мало кто мучается сомнением в том, что именно этот,  изобретённый им способ общения, с самого начала стал (и остался) главным признаком, который столь  контрастно отличает  человеческий род  ото всех других  биологических видов....
 Однако не всё так просто, как может показаться, ибо можно лишь представить себе, сколь много препятствий надо было преодолеть, следуя путём разумным.  Нам остаётся лишь предположить, что, видимо, первые шаги были направлены лишь на то, чтобы развить способ общения не с объектом, как это делают животные, а об  объекте.  Но для восприятия действительности нужна лишь не одна репрезентативная (визуальная) система. В материальном мире постоянно, как незыблемая константа, действует Закон парности (иначе и нас бы не было вовсе), поэтому репрезентативная система должна работать в паре с дигитальной, чтобы можно было и видеть, и слышать и  различать, как запахи, так  и вкусы.  Проще сказать, словами можно лишь передать, что, дескать, я вижу «то-то», или слышу «то-то», но всё это совершенно недостаточно для полного и образного общения. Чтобы выразить саму мысль, чтобы, выстроив слова в одну логическую цепочку, создать, at long last,  речевую канву, был придуман  СИНТАКСИС  - вот, где в полную силу сработала фантазия  нашего далёкого предка.  Тут поле для разгула мысли научной – без конца и края, поэтому вполне понятно, почему учёные-лингвисты «всех времён и народов» строем рванули во  тьму веков, чтобы докопаться, наконец,  до истины, откуда пошёл и есть логос. Ниже перечислим одни лишь, созданные ими, в этом аспекте, теории, не упоминая конкретных авторов, в чём, я думаю, никакой нужды нет, тогда вот что:

а)Эволюционная теория.

  Как ни старались эволюционисты, но не смогли толком объяснить  закономерности изменений, которые произошли в языках с момента появления письменности.  Древнейшие языки такие, как латынь, древнегреческий, древнееврейский, санскрит, финикийский,  древне-сирийский  гораздо сложнее любого из современных языков.  Сегодня все кто, сколь-нибудь  сталкивается с этими языками, без колебаний признают, что они определенно запутаннее и труднее для изучения, чем нынешние. Языки никогда не становились сложнее, чем были,  напротив, со временем они только упрощались, что никоим образом не согласуется с теорией биологической эволюции, согласно которой все сущее со временем усложнялось. Теория, как нетрудно заметить,  не выдержала проверку временем.  Короче говоря, - не вышло.
 
б) Теория возникновения языка из звуков, издаваемых животными.

 Она исходит из того, что первые слова были звукоподражаниями, потому что, дескать, само звучание  слов символично отражает  природу вещей.  Мысль, в какой-то степени,  интересна, однако  она совершенно  не отвечает фактуре языка.  И здесь - не вышло …

в) Теория создания языка силой человеческого разума.
 
 В ней говорится о непрерывном (эволюционном) развитии интеллектуальных способностей человека, что в итоге, как считают приверженцы  данной  теории, позволило  людям начать общаться друг с другом.  Но, увы, уровень интеллекта невозможно измерить без помощи языка, поэтому гипотеза о появлении языка вследствие развития человеческого разума необоснованна и недоказуема. Не вышло ….

г) Теория возникновения языка в результате звукоподражания.
 
 По-другому данная версия именуется, как «Теория мемов», в основе которой лежит  утверждение, что во всем животном мире, мол, только людям действительно дано имитировать окружающий мир с помощью мимики и звукоподражания. Так, да не совсем, ибо многие виды птиц, к примеру, такие, как попугаи какаду и ара тоже вполне  могут подражать, фактически, всем звукам, которые слышат: голосам других птиц, животных, человеческой речи, музыке и любым другим фонам.  Никто не отрицает,   действительно, человек способен  имитировать чужие звуки и действия, между тем,  лишь он один смог создать язык. Таким образом,  «теория мемов» тоже выглядит безосновательной. Не вышло  …..

д) Теория внезапного возникновения языка.

 Некоторые учёные склонны предполагать,  будто бы язык был изначально заложен в человеке, и люди на определенном этапе эволюции просто обнаружили в себе эту особенность, и стали использовать для общения и передачи информации слова и жесты, постепенно расширяя словарный запас. Согласно этой теории, язык, - и все необходимое для общения, - имели место  до того, как человек их обнаружил.  Не значит ли  это, что язык, как таковой, возник совершенно случайно и не задумывался как целостная система?  Но ведь именно  язык представляет собой сложную логическую систему, высочайший уровень организации, что, просто, не позволяет поверить в ее случайное возникновение.  Не вышло ….

е) Теория языка жестов.

 Данная теория грешит тем, что,  несмотря на бесчисленные попытки, никому из ее сторонников  так и не удалось предложить приемлемый сценарий прибавления звуков к жестам. Другой контраргумент - появление синтаксиса. Как ни суди, но синтаксис, братцы мои, - настолько сложная система, что люди не смогли бы открыть  ее совершенно  случайно.  Одним словом, и с этой версией  непорядок, - не вышло.
 
ж) Креационная  теория   сотворения языка

 Из всех выдвинутых наукой теорий происхождения языка только одна, с момента её появления и по сей день, сохраняет свои позиции, несмотря на то, что все это время ее противники заняты отчаянными поисками контраргументов против нее, - это теория божественного сотворения языка. Вера в то, что его создал и дал людям всемогущий и всеведущий Бог, позволяет обойти те непреодолимые препятствия, о которых разбиваются все теории возникновения языка эволюционным путем.

         -В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 2.Оно было в начале у Бога. (Евангелие от Иоанна, глава 1)

 Тем не менее, в  Библии ничего не сказано о том, на каком именно языке говорили от Адама до Ноя. Попытки комментаторов "доказать", что это был тот или иной известный им язык, ни к чему не приводили. "Язык Адама" оставался загадкой. В наш «просвещённый век», когда голос науки несколько окреп, стали поговаривать  о том, что  древнейший язык человечества — не один из известных языков, а какой-то иной, тесно связанный с природой.  Коль скоро человек, как создание креативное,  на протяжении всей истории находится в перманентном поиске новых форм и новых способов воспроизводства речи, то смело можно предположить, что  в начале пути язык был гораздо менее изящным.

 Тогда, выходит, что на момент сотворения языка Бог был недостаточно образован? 

 No comment.   
               
                Мифология.
 
 Мне, просто, хочется предположить, - греха-то почти никакого, - что наш предок, обретя слово, вероятно, первым делом спросил себя: «Откуда я взялся, такой умный, и что это за мир, в который я, столь чудным образом явился?».

 Вспомните, как  сказал о себе  довольно известный  украинский поэт Тарас  Шевченко: «Дивлюсь я на небо та й думку гадаю» Вот тогда  наш «вперёд смотрящий» и подумал, что, видимо, далеко в небесах  обитают такие же особи, только гораздо сильнее, проворнее и умнее, чем он. Панорама  в его воображении получилась величественная: в далёком от него пространстве, безбрежно  синем, забегали Титаны, каждый в своих невиданных доспехах и в сказочных одеждах. И это было правильно, ибо лишь в таком ракурсе он мог представить себе всю эту стихию:  громы,  молнии, дожди, снега, ветры буйные, кометы, звёзды и прочие, непонятные ему, картины бытия. Отсюда, прямо, напрашивается вывод, что Человек сотворил себе Бога по образу и подобию своему, а не наоборот. Значительно позже этот миф богословами был перевёрнут с ног на голову, но принцип обожествления Святого в лице человеческом остался неизменным, практически, во всех религиях.

  Если о себе, то у меня, в этом смысле,  есть своя доктрина, о которой я вкратце скажу в конце сюжета.  А сейчас пойдём дальше: фанфары гремят….

 Таким образом, значительную часть мифологии, которая возникла на первой стадии общественного сознания, составляли космологические мифы, посвященные устройству природы и прочим вещам, как:  добывание огня, изобретение ремесел, развитие земледелия, приручение диких животных.  Ну, по-иному ни как, ибо в мифе, как в наиболее ранней форме человеческой культуры, объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Здесь мне хочется обратиться к мифологии древних греков и не потому, что они такие уж умные, а потому что раньше других  проснулись...

 Так вот, по их представлению вначале   существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос, из которого исходит всё, что крутится, вертится и живёт. Из Хаоса произошла и богиня Земли – Гея, из неё же, из этого Хаоса, поднялась и могучая, все оживляющая любовь - Эрос. Безграничный Хаос породил Мрак - Эреба и темную Ночь – Нюкту, а от  Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Потом Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день. Но и это не всё: в мифах поражает сила воображения древлянина.  Представьте себе: благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца.  Что касаемо нас, то  мы пошли и есть от брака  Земли и Урана (Неба). Короче говоря, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия….

  Я был, буквально, поражён: оказывается, воровство порождено вовсе не нами, а Богом, и называли его ГЕРМЕС.  В мифах свидетельствуется, что он во всём был дюже норовист.  Дело было так, как должно у богов. В  гроте горы Киллены (в Аркадии) родился сын Зевса и Майи, бог Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес охраняет пути:  при дорогах, на перекрёстках и у входа в дом,  древние греки ставили, посвящённые ему Гермы. Гермес покровительствует путникам в путешествии, он же ведет души умерших в их последний путь - в печальное царство Аида. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Гермес - бог покровитель путей и путников, бог торговых взаимоотношений и самой торговли. Он дает в торговле барыш и посылает людям богатство. Гермес изобрел и меры, и числа, и азбуку, он обучил всему этому людей. Между тем, более всего ГЕРМЕС  преуспел  в   воровстве: это он однажды спёр, то ли в шутку, то ли всерьёз, скипетр у Зевса, трезубец – у Посейдона, меч – у Ареса,  золтотые  стрелы и лук – у Аполлона.  Удивительно, что сию привычку Гермес, каким-то образом, приобрёл с детства, когда он вознамерился  умыкнуть пятнадцать  коров в долине Пиэрии (Македония) у сребролюбца Аполлона. Это был первый опыт, который впоследствии хорошо усвоили земляне. Согласно мифу, Гермес с пелёнок стал воровать. Тихонько, чтобы не заметила мать, выбрался Гермес из пеленок, выпрыгнул из колыбели и прокрался к выходу из грота. У самого грота он увидал черепаху, поймал ее и из щита черепахи и трех веток сделал первую лиру, натянув на нее сладкозвучные струны. Затем, тайком вернулся Гермес в грот, спрятал лиру в своей колыбели, а сам опять ушел и быстро, как ветер, понесся в Пиэрию. Там он похитил из стада Аполлона пятнадцать коров, привязал к их ногам тростник и ветки, чтобы замести след, и быстро погнал коров по направлению к Пелопоннесу. Когда Гермес уже поздно вечером гнал коров через Беотию, он встретил старика, работавшего в своем винограднике.
 
- Возьми себе одну из этих коров, - сказал ему Гермес, - только никому не рассказывай, что видел, как я прогнал здесь коров.
 
 Старик, обрадованный щедрым подарком, дал слово Гермесу молчать и не показывать никому, куда тот погнал коров. Гермес пошел дальше. Но он отошел еще недалеко, как ему захотелось испытать старика:  сдержал ли он, данное им  слово. Спрятав коров в лесу и,  изменив свой вид, он вернулся  назад, чтобы испытать старика:
 
- Скажи-ка, старик, не прогонял ли тут мальчик коров? Если ты мне укажешь, куда он их прогнал, я дам тебе быка и корову.

 Недолго колебался старик, сказать или нет, очень уж хотелось ему получить еще быка и корову, и он показал Гермесу, куда угнал мальчик коров. Страшно рассердился Гермес на старика за то, что он не сдержал слова, и в гневе превратил его в немую скалу, чтобы вечно молчал он и помнил, что данное слово надо держать!  После чего  Гермес вернулся за коровами и быстро погнал их дальше. Наконец, пригнал он их в Пилос.  Двух коров принес он в жертву богам, после чего  уничтожил все следы жертвоприношения, а оставшихся коров спрятал в пещере, введя их в нее задом, чтобы следы коров вели не в пещеру, а из нее. Сделав все это, Гермес спокойно вернулся в грот к матери своей Майе, и лег потихоньку в колыбель, завернувшись в пеленки. Но Майя, заметив эту хитрость своего любимого сыночка, с упрёком сказала ему:
 
- Плохое замыслил ты дело. Зачем похитил ты коров Аполлона? Разгневается он. Ведь ты знаешь,  как грозен в гневе своем Аполлон. Разве ты не боишься его разящих без промаха стрел?
 
- Не боюсь я Аполлона, - распетушился  перед мамочкой Гермес, - пусть себе гневается. Если он вздумает обидеть тебя или меня, то я в отместку разграблю все его святилище в Дельфах, украду все его треножники, золото, серебро и одежды.
 
 Аполлон, заметив пропажу коров, пустился их разыскивать, но найти их не смог. Между тем, вещая птица привела его в Пилос, но и там не нашел своих коров златокудрый Аполлон. В пещеру же, где были спрятаны коровы, он не вошел: следы ведь вели не в пещеру, а из нее. Наконец, после долгих бесплодных поисков, пришел он к гроту Майи. Заслышав приближение Аполлона, Гермес еще глубже забрался в свою колыбель и плотнее завернулся в пеленки. Разгневанный Аполлон вошел в грот Майи, и  тут он увидел, с каким невинным  лицом лежит Гермес в своей колыбели. Он начал упрекать его за кражу коров, и стал требовать, чтобы он вернул их ему, но Гермес от всего отрекался, убеждая  Аполлона, что он, дескать,  и не думал красть у него коров, потому  совершенно не знает, где они.

- Послушай, мальчик! - воскликнул в гневе Аполлон, - я свергну тебя в мрачный Тартар, и не спасет тебя ни отец, ни мать, если ты не вернешь мне моих коров.
 
- О, сын Латоны! - ответил Гермес, - не  видал я, не знаю и от других не слышал  о твоих коровах. Разве этим я занят - другое теперь у меня дело, другие заботы. Я забочусь лишь о сне, молоке матери да моих пеленках. Нет, клянусь, я даже не видел вора твоих коров.
 
 Как не сердился Аполлон, он ничего не мог добиться от хитрого, изворотливого Гермеса. Наконец, златокудрый бог вытащил из колыбели Гермеса и заставил его идти в пеленках к отцу их Зевсу, чтобы тот решил их спор. Пришли оба бога на Олимп. Как ни изворачивался Гермес, как не хитрил, все же Зевс велел ему отдать Аполлону похищенных коров. С Олимпа повел Гермес Аполлона в Пилос, захватив по дороге сделанную им из щита черепахи лиру. В Пилосе он показал, где спрятаны коровы. Пока Аполлон выгонял коров из пещеры, Гермес сел около нее на камне и заиграл на лире. Дивные звуки огласили долину и песчаный берег моря. Изумленный Аполлон с восторгом слушал игру Гермеса. Он отдал Гермесу за его лиру похищенных коров: настолько был он очарован звуками лиры. А Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров, изобрел себе свирель,  столь любимую пастухами Эллады. Изворотливый, ловкий, носящийся быстро, как мысль, по свету прекрасный сын Майи и Зевса, Гермес, уже в раннем детстве своем доказавший свою хитрость и ловкость, служил также и олицетворением юношеской силы. Всюду в палестрах  стояли его статуи. Он бог молодых атлетов. Его призывали они перед борьбой и состязаниями в быстром беге. Кто только не чтил Гермеса в древней Греции: и путник, и оратор, и купец, и атлет, и даже воры…

  Siberasma.  Миф  древнего эллина – это не сочинение на вольную тему, миф – это его душа, его substantia.  Гермес так и остался в сознании греков, как невинный проказник. Каждый раз, когда внимательно вчитываюсь в творимые им  хитроумные шалости, мне на память приходит забавный  курьёз из жизни греков моего села Бугас, услышанный мною из уст моего родного дяди Ивана Васильевича Хачхарджи, который после войны (и до самой кончины своей) был бессменным председателем колхоза.  Однажды по решению правления колхоза весь молодняк от рогатого скота на зиму (для сохранения) загнали в длинный, отапливаемый, сарай (я знаю это место), и  определили круг людей, которые должны были ухаживать за живностью и, заодно, деда Спиридона  (Высочайшим указом!) назначили ответственным, дабы он денно и нощно следил за порядком. Всё было бы Okay,  если бы с района посредине  зимы не нагрянула  «чрезвычайная» комиссия для проверки состояния дел. Не преминула комиссия посетить и означенный   сарай, но не тут-то было: на  дверях висел (для виду, что ли?) большущий амбарный замок.  Попросили деда Спиридона открыть сарай, зашли, а там – ПУСТО, хоть шаром покати. Повернувшись к деду Спиридону, «аспиды», безнадежно разводя руками, спросили:

- О, Господи, да что же это такое, где  тот молодняк, который значится в реестре?

 Дед Спиридон театральным жестом провёл ладонью по своему кадыку:
 
-Всё пошло на «желаем всего хорошего»!
 
  В 2002-ом году, то есть по прошествии 50 лет   от упомянутого эпизода, совершая круиз по странам Средиземного моря на теплоходе «Жасмин» (Израиль), мне посчастливилось посетить древний Крит. Когда местный гид рассказывал нам о жизни и обычаях киприотов, я тут же, вспомнив  казус моих  земляков, приватно спросил его:

-А, как у вас тут с воровством, неужто киприоты забросили своё божеское ремесло?

-О, это же, - гид молитвенно поднял руки кверху, - милое дело, унаследованное от славного нашего Гермеса. Воруют, да так ловко  и хитро, что не подкопаешься: коз со двора могут умыкнуть так, что за изобретательность  ещё и спасибо скажешь.
 
И зарделась душа моя: Гермес жил и будет жить в веки вечные!

И к ассоциациям.

  Мифология непрестанно шагала по исторической тропе, склеивая, подобно цементу, стыки тысячелетий. Все последующие  проповедники и богословы, по сути, ничего нового не привнесли и,  в итоге, несмотря на свои  старания, так и оставили незыблемым догмат изображать святых в человеческих лицах. В этом смысле лично у меня иная концепция. Нет, я не атеист, у меня своя религия, я вижу мир в другом измерении.  Избегая длинных рассуждений, ввиду их явной ненужности, скажу сжато вот о чём.

 Вселенская иерархическая лестница идёт от простого к сложному. Любое вещество, любое космическое тело состоит, в конечном счёте, из элементарных частиц, а мозг, в этом ряду, - самая тонкая материя. Представим себе на минутку муравейник – вполне организованное  сообщество, не так ли?  У  муравья тоже есть своя «соображалка»: кстати, обоняние у него  развито получше, чем у человека. Мне думается, что все согласятся со мной, если скажу, что человеческий мозг для муравья – это тот же Абсолют.  А это значит, что и над нами должно быть нечто такое, непостижимое нами, организующее начало, которое в последнее время принято именовать «космическим разумом».  Его можно называть по-разному: ИНФОРМАЦИОННЫМ ПОЛЕМ, КОСМИЧЕСКИМ РАЗУМОМ, просто ВЫСШИМ РАЗУМОМ и, наконец, БОГОМ. Выбор названия зависит от нашего чисто человеческого отношения к этому явлению.

                За понимание - grand merci.

              Mea esto Anima!


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.