Всё - для тебя, 1998, 1-4 главы

(Текст опубликован в 2005 году в журнале "Край городов")

1998 земной год

1
1 января Диане предложили выйти замуж. Иноземный гражданин. Но она не согласилась.

Потом Диана жила в общежитии.
23 февраля она вернулась в свою 77-ю и легла спать, потому что болела голова. Но заснуть она не успела. Грохот и сверкание.
«Война», – в ужасе вообразила Диана, вскакивая.
Нет, салют. За окном. Внизу люди кричат «ура!».
Света распахнула окно:
– Всё равно скоро весна!

Наконец-то Света показала Диане кочегарку, в которой работал Виктор Цой. Было уже 18 марта.
Входишь во двор дома, где в ряд стоят мусорные баки, и в глаза упираются настенные надписи. Оригинальностью они не отличаются: «Виктор жив!», «Витя, мы с тобой!», «Витя, мы тебя помним!» На одной из стен – портрет Цоя. Диане не понравился. А место грустное, серое. Везде мусор, грязный снег. И Диана в центре двора. Когда-то здесь ходил Виктор, что-то делал, и небо смотрело на него. И он смотрел. И они понимали друг друга. Теперь это с Дианой, и неизвестно, что станется, когда она выйдет из серого двора с грязным снегом и мусорными баками. Известное и нет, а она ждёт, пытается жить, учится, стремится, пробегая под арками Петербурга, пока ещё затерянная среди мостов, улиц, набережных. И она любит.

2
Шоковое состояние. Первое разочарование в жизни. И пока последнее. Ошибка в человеке – это с Дианой впервые. Фальшивка. Никогда, никогда больше не интересоваться!
Диана не испытывала ненависти к ней. Она даже ей не мешала. Но после… В её глазах – усталое спокойствие, отсутствие здоровья, мучительное раздражение, попытки скрывать и скрываться. Она казалась достаточно симпатичной. Казалась.
15 мая. Первое действие.
Диане открыл дверь неизвестный ей мужчина. Черноволосый и невысокий. Уже немолодой.
– Здравствуйте, – сказала она.
Он, кстати, запутался в замках. Но никто не вышел ему помочь.
– Здравствуйте, – окинул он её взглядом и задержался на том, что Диана держала в руках. – Вы что-то продаёте?
– Нет! – она возмутилась. – Я что-то принесла.
– Анжелика, это, наверное, к тебе.
Анжелика не спешила. Когда она появилась, Диана смотрела поверх её головы. Та была совсем невысокой. И к тому же до жути манерной. Неестественной насквозь.
– Здравствуйте, – сказала она Диане.
Диана наклонила слегка голову – в знак ответа на приветствие. Протянула пакет:
– Это случайно не ваше?
Анжелика взяла посмотреть:
– Да, нам такое присылают. А вы представитель…
Диана так и предполагала. Ирина, помнится, об этом говорила. Именно поэтому Диана оборвала её слегка резковато:
– Нет.
Недоумение.
Пора было бы распрощаться. А Анжелика спросила:
– А откуда?..
– Скажем, я нашла, – не молчать же.
Анжелика удивлённо заглянула Диане в глаза. Эти глаза стали непроницаемыми. Но она всё-таки ощутила тревогу. Женская интуиция сработала. Диана отступила, с любопытством разглядев доступное взору в квартире. Анжелику бы она не узнала среди других. Невзрачна, неприметна.
– Спасибо. Большое спасибо.
– А не за что.
Анжелика хотела казаться вежливой. Она всегда хочет казаться. Только и умеет казаться. А где она настоящая? У неё часто плохо выходит.
Диана попробовала поспешить.
– Спасибо, – раз десять без умолку сказала Анжелика, что несколько задержало её.
Нормально ли это? Или – желание скрыть ощущение страха. Функция тормоза.

3
В детстве Диана терпеть не могла проигрывать. Качество максималиста. С опытом пришло осознание, что победа и проигрыш – равносильны. Как Рождение и Смерть.

4
Были у Дианы друзья. Разные по качеству.
Яна. Это ещё по Средней Азии. Они познакомились, когда пришли посмотреть списки поступивших в гимназию. Оказалось, попали в один класс и жили недалеко друг от друга. Эта дружба – соперничество. Во всём. Это была плохая дружба. Неизбежным стало дальнейшее отдаление из-за расстояния.
С Наташкой Родичевой познакомила Оксанка Глущенко. С Наташкой-философом было весело и интересно. Много замечательных идей. Например, о «Скованных». Натали заявила, что «здесь нет негодяев в кабинетах из кожи» – это человек. Кстати, это что-то вроде английской пословицы о скелете в шкафу. Иной тип мышления. А когда придумывали классификацию красоты человеческой: Диана – обволакивающая красота, Слава – укоряющая.
А в Петербург слетелось много неплохих людей. Вот, к примеру, Света Попова. Первое, что поразило Диану при знакомстве, – Светкины глаза. Она была только глаза. Она всё-таки по-страшному думает, но мысль её построена на интуиции.
Иногда Диана и Света спорили. Настоящее противостояние двух упрямств. Света – она праведная. Диана пороки не осуждает. Света никогда не выражала негативного к кому-то отношения и вообще не испытывала подобных чувств, она старалась всех оправдать и сделать чище и краше, потому что так видела. Диана в лицо и просто так сообщала своё расположение или отрицание, видела человека как он есть, со всеми плюсами и минусами, но ей всё равно – предопределено жить и совершать то, что дано. Света всегда настроена помочь и спасти кого бы то ни было. Диана – почти никогда, или только тому, кто неплохо с ней самой обращается.
Однажды они гуляли по набережной. Света сказала:
– Попробуй пойти по воде.
Диана, улыбаясь, покачала головой:
– Нет, я не могу. Ведь и апостол Андрей так и не пошёл по воде. Чудес не бывает.
– Ты не точно знаешь эту притчу. Андрей сначала ходил по воде, потом усомнился в своей вере и не смог идти. А Иисус сказал – поверь, и снова будешь ходить по воде!
– Но он не пошёл, – спокойно сказала Диана, – только, когда умер, может быть.
Равное деление: знать и верить. Половину мы знаем и делаем, как знаем. В половину должны верить – во что верим, то осуществляется. Вера – концентрированная Мысль, выходящая за пределы голов, комнат, домов в мир и далее, далее…
– Света, я знаю, что не умею ходить по воде.
На это способна только Ка её души.
Смысл Светкиной жизни – находить искомое и тут же терять, забывая.

Есть Ирина Власова. Они познакомились на первой контрольной по истории, когда безбожно списывали друг у друга. Причём почерков не понимали и шептались на всю аудиторию:
– А это? Что такое?
– А вот это у тебя что написано?
– Что это за слово?
Пока Галина Николаевна не заметила:
– Я вам поставлю общую оценку.
Так и сложилась общность.
Диана вообще-то сразу обратила на Ирину внимание – она тогда думала, где ей сесть, войдя в аудиторию. С Серёжей не захотела, и Диана, замахав рукой, позвала:
– Иди сюда, здесь никто не сидит со мной.
Они, всё равно где, встретились бы.
У Иринки есть прозвище: Жирафка – за то, что её шея вытягивается в весеннее и летнее время, чтобы посмотреть в трамвайное окошко; Херувимчик – дано Лизой за ангельский вид и сбалансированное отношение к окружающим.
Впрочем, о них ещё далее.


Рецензии