ещё один способ Питер Хантер

Аннотация: Заядлый рыбак, современный английский писатель Питер Хантер вспоминает времена, когда рыбная ловля была не спортом или развлечением, а способом добывания «хлеба насущного». В этом коротком рассказе, сюжетно связанном с рассказом «Дух охотников прошлого», он вспоминает, как подростком ловил угря «себе на обед». (Мемуарная проза. Литературный перевод с английского языка. Примечания переводчика)

… ещё один способ ловли угря…
Питер Хантер 

    Когда у меня появлялось желание съесть угря, я всегда испытывал досаду при мысли, как трудно их ловить обычной удочкой. Использовать сети или ловушки, если не собираетесь вылавливать эту рыбу в больших количествах, естественно, не имеет смысла, особенно если вы хотите остаться незамеченным…
 
    … необходимо было придумать что-нибудь более практичное…

    Решение пришло, когда я применил один приём, которому меня научил всё тот же мой приятель цыган Нед, конечно, слегка его усовершенствовав. Правда, оказалось, что тут возникает новая проблема, ведь для того, чтобы всё сработало, надо было найти подходящее место. И я его нашёл, это место подходило идеально: под одним из мостов через Венсум [ 1 ] в результате эрозии образовалась промоина, и совет графства принял решение завалить её.

    Промоину просто заполнили щебнем и камнями – вот и все восстановительные работы. Грубый по своей природе материал образовал буквально сотни расщелин самых разнообразных видов и размеров. Я рассудил, что вскоре угри обязательно заселятся в них, и станут в случае необходимости лёгкой добычей для удовлетворения моих потребностей.

    Способ, каким я их ловил, был сама простота. Вся «снасть» состояла из трёх легко доступных предметов: толстый крючок «на угря», прикреплённый к прочной пеньковой морской верёвке длиной в пару футов, [ 2 ] и тонкая палка из ствола орешника длиной около восемнадцати дюймов, [ 3 ] вырезанная из первой попавшейся подходящей живой изгороди…

    … приманкой послужили несколько червей пескожила…

    Вклинив крючок с наживкой в небольшой надрез на одном конце палки, я крепко держал «леску» из пеньки и засовывал рабочий конец палки в отверстия среди камней. Главное было – засунуть крючок с наживкой в расщелину как можно глубже.
 
    Если «леска» начинала подёргиваться, это, несомненно, означало, что клюёт. И тогда приходилось проявить терпение и приложить немалое усилие и настойчивость, чтобы заставить угря покинуть своё логово. Надо постепенно отвоёвывать позиции, дюйм за дюймом, [ 4 ] не ослабляя «леску», чтобы не дать рыбе вернуться и глубже забиться в расщелину. По-видимому, увидев движущегося к нему червя, из глубины своего логова угорь жадно устремляется ему навстречу. Поэтому важно не дать ему опять туда вернуться, когда он уже на крючке.

    Каждый раз лишь в небольшой части отверстий в этом завале находились голодные угри. Да таким способом и нельзя было поймать много рыбы. И тем не менее, голодному подростку, каким я был тогда, всегда удавалось вытянуть хотя бы одного. При этом, что интересно, мне никогда не попадалась мелкая рыбёшка. Вес практически всех, что я добывал, колебался где-то в пределах от двадцати до двадцати четырёх [ 5 ] унций…
 
    По-своему оригинальный и, пожалуй, не совсем законный – и тем не менее, это был самый надёжный способ добыть угря себе на обед.
 
    Конечно, у меня был дешёвый крючок, но дело в том, что при этой импровизированной технике лова, совершенно очевидно, первоначально могли пользоваться похожим, только костяным крючком, какой применялся ещё в каменном веке. Исходя из этого, я убеждён, что этот метод возник задолго до изобретения привычного нам крючка.
 
    Этот способ прекрасно подходил для самых различных мест обитания. Самый хороший улов был в районе плотинки чуть выше по течению от водяной мельницы. Берега там на протяжении нескольких ярдов [ 6 ] были укреплены деревянными сваями. Само собой, между брёвен оставались узкие зазоры, и довольно много крупных угрей устраивали в них логово, куда и забивались днём…
 
… это была хорошая рыбалка…
 
    Представьте себе эпоху, когда вода в наших многочисленных речках была чистой, не загрязнённой вредными стоками, и рыба в них буквально кишела. Известно, что ещё каких-нибудь несколько сотен лет назад лосося было так много, что он приедался людям. Должно быть, в период неолита рыбы было такое изобилие, и ловить её было так легко, что она составляла большую часть рациона питания, учитывая, что мясо было гораздо труднее и опаснее добывать на охоте.

    Щука любит тёплую воду ближе к поверхности, и её было бы нетрудно достать копьём. Форель, как известно любому браконьеру, предпочитает стоять в узких каналах ближе к берегу или среди зарослей водяного лютика, проявляя при этом такое, поистине ослиное, упрямство, что не составляет труда брать её прямо голыми руками, так что копьё или гарпун оказываются излишними…

    … это подтвердит любая цапля…
 
    Так что рыбы, такой как форель, щука и лосось, тогда должно было быть изобилие, правда, в сезон. Соление и копчение позволили бы запасать её впрок, но вкусный пресноводный угорь, которого, кроме того, можно было держать живым в садках, несомненно, должен был пользоваться большим спросом.
 
    Угря, который обычно ведёт ночной образ жизни, изредка можно увидеть в озерцах с прозрачной водой и в дневное время, но в этом случае он не остаётся долго на одном месте, чтобы его можно было без труда добыть острогой. Копья или остроги для охоты на угря, которые можно увидеть на аукционах антикварных рыболовных снастей, предназначались для протыкания слоя грязи или ила, где могла скрываться эта рыба, а не для отлова её, когда она видна в воде. Наши древние предки, а позднее – люди, промышлявшие на мелких речках или болотцах, вероятно, отмечали для себя отверстия среди камней или между корней деревьев, в которых прятались угри, и научились добывать их в таких местах.
 
    Это помогало в рыболовле, особенно если от ловушек было мало проку. Кстати, излюбленная у любого закоренелого браконьера ночная, или неподвижная леска не слишком хороша при ловле угря, так как они большие мастера скручивать леску в «мочало»…

… пока не вырвутся на свободу…
 
© Peter Hunter 2012
_________________________________

1. Венсум (Уэнсем) (the Wensum) – река в графстве Норфолк (Примечания: Материал из Википедии – свободной энциклопедии и др.)

2. 2 фута – около 0,6 м

3. 18 дюймов – около 46 см

4. 1 дюйм – около 2,5 см

5. 20-24 унций – около 0,6-0,7 кг

6. 1 ярд – около 0,9 м

Перевод Ларисы Изергиной

… an alternative with eels… by Peter Hunter


Рецензии