Полезная наркота. И нужные понятые

Это не о наркотиках. С ними и так все ясно.
Это не о наркомании, и даже не об её опасности. С этим тоже все ясно.
Это о том уродстве, в которое превращается в реальной действительности так называемая «борьба» с наркотиками.
 
 Суют они задержанным наркоту. Суют, менты дешевые.
Суют. Почем зря. Надо и не надо.
В половине дел, проходящих через адвокатские руки, бывший следователь открытым текстом читает подсовывание наркотиков. Кому «чек» героина. Кому пакетик с «травкой».
Даже без особой оперативной необходимости суют. Просто так суют. В лучшем случае для «палки» по раскрываемости и «борьбе». В худшем – по заказу от «крышуемой» организации для придушивания клиента. Или последующего «снятия бабок».
Задерживают черт-те где. А наркоту изымают через полчаса-час в ментовке. В оперских кабинетах у прицепленных наручниками к батареям субъектов. В присутствии «понятых». Гопников, вытащенных из камер. Задержанные «наркоманы» возмущаются, протестуют. Но всем все по хрену. Вплоть до судей.
 
Не говорю, что нельзя её, родимую,  подсовывать. Наркоту. Без этого негодяйства ну никак нельзя в ментовской деятельности.
Но ведь надо знать и понимать цели и задачи. Да и уметь надо это черное дело делать.
 
***
 
В середине восьмидесятых уже уверенно работаю на расследовании незаконного оборота наркотических средств. И опера это знают.
Бывает, что у некоторых сыщиков из главка оперативно разрабатывается какой-нибудь мерзавец. Месяц, другой, третий. И никак они его до конца разработать не могут. До реализации. До посадки с надлежащей доказательной базой. А по агентурным данным за ним уже грабежи, да разбои, пачками числятся.
 
Вот тогда-то и раздается вдруг  телефонный звоночек.
- Михалыч, привет! Это….  Ты когда в следующий раз по району дежуришь? У нас, знаешь, дельце к тебе кое-какое будет…  Двадцатого, говоришь?… Ну мы к тебе, может быть, подъедем, потолкуем…
Ясно уже, о чем будем толковать.
 
И вот, сижу, дежурный следователь, в своем кабинетике на втором этаже 14-го отделения, что на Ленинском проспекте.
Внизу в дежурку уже заваливается целая бригада оперов. Из славного управления уголовного розыска. С Литейного, 4. С грустным субъектом в наручниках. И с пачкой листов материала. О задержании гражданина имярек на Ленинском проспекте.
Правильно, о задержании с наркотическим средством.
 
Дежурный регистрирует материал и звонит наверх.
 
- Михалыч, спускайся. Тут к тебе друзья приехали.
 
Здороваемся с друзьями и идем ко мне разбираться с материалом.
А  в материале такая красота!
Рапорты о задержании, протокол об изъятии, объяснения понятых. И даже… составленные от моего имени протоколы допросов в качестве свидетелей самих оперуполномоченных и понятых. Только роспись мою надо ставить. И как восхитительно протокольчики составлены…
- …находился на Ленинском… подошли, представились сотрудниками… предложили понаблюдать… задержали… сотрудник милиции продемонстрировал нам чистую ладонь правой руки, проник этой рукой в нагрудный карман задержанного и извлек оттуда пакетик…,  посажен в автомашину, где и был составлен протокол изъятия…
Ну хоть диссертацию по криминалистике пиши на этих материалах. Любо-дорого смотреть.
Грустный задержанный субъект, от показаний воздерживается. Но и не протестует. Понимает, что бесполезно.
Сажаю субъекта в кутузку.
Принимаем с операми на грудь по паре стаканов за успех нашего безнадежного дела. И те с чувством исполненного долга уезжают.
 
Дела такого рода у меня потом частенько забирают «наверх». Ибо за субъектами тянутся криминальные шлейфы уже не моего уровня.
А иногда заканчиваю такие дела сам. По 224-й, части третьей[1]. И, прощаясь с субъектами, получаю кое от кого… благодарность за свою работу. Ибо сесть ему, бедоносцу,  на три года за наркоту – ну просто счастье. Такие уж видно за ним нераскрытые делишки тянутся.
 
***
 
А сейчас во имя чего суют?
 
Ну, ни ума, ни чести, ни совести.
_________________________________

[1]  По старому УК – хранение наркотиков без цели сбыта и без отягчающих обстоятельств. До трех лет.
______________________

Третий раз за последние обращаюсь к теме понятых в уголовном процессе. Первый раз: http://ment52.livejournal.com/454727.html
В связи с недавней инициативой МВД о процессуальной замене института понятых на электронную фиксацию соответствующих следственных действий http://ment52.livejournal.com/455037.html

Сами менты признают институт понятых неработоспособным и более чем криминогенным.
Но, как всегда, мои невежественные коллеги, из демократов и либералов, поднимают крик из нескольких не осознаваемых ими толком слов о "беспределе".


2011 г.


Рецензии
Суют. Да. Не знаю НИ ЕДИНОГО СЛУЧАЯ когда сунули кому-то просто так, за то, что рядом стоял. А случаев знаю много. Не хорошо это, противозаконно и бесчеловечно. Но не думаю, что что то иное происходит в любой полиции любой точки мира. С уважением, спасибо.

Иван Таратинский   20.11.2015 15:58     Заявить о нарушении
Знаю массу случаев и когда не "просто так", и когда "просто так". За три десятка лет следственной и адвокатской работы. И, в отличие от не прошедших этого пути, не обобщаю ни того, ни другого варианта.
И историю эту вспомнил не для увеличения числа натуралистических баек о "героях-операх", или "ментовском беспределе".
А именно для того, чтобы приняли несведующие эту проблему во всей ее диалектической многогранности. А еще (четыре года назад, еще в России), для купажа слюнявых истерик по поводу возможной законодательной отмены института понятых.

Юрий Лучинский   20.11.2015 16:40   Заявить о нарушении
Спасибо. Не обобщаю, а только делаю выводы о профессиональной деформации исполнителей "правосудия". Тут, безусловно, без понятых - никак. Впрочем, понятые, когда "надо" - все "свои". С уважением,

Иван Таратинский   20.11.2015 16:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.