На краю или расчеловечевание, как диагноз общества

Антон ТЮКИН

НА КРАЮ ИЛИ РАСЧЕЛОВЕЧЕВАНИЕ,
КАК ДИАГНОЗ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Может, все что сейчас напишу я – нелепо. Да, кому это надо? Я не знаю? Будет ли кому осмыслить? Кому прочитать и понять?
За последнюю четверть века – мы увидели уже все. Начиная с Чернобыля… Карабах, Шуша и Баку, Тбилиси и Рига, Вильнюс, Москва, Кишинев и Тирасполь, Грозный… И опять Москва, Владикавказ и Назрань… И еще. И еще. Волны, волны и волны трагедий катят на наш берег валы. Смерти, смерти и смерти. Нет не края, нету конца у кровавого, скорбного списка. Широка география небывалого в исторической памяти рода людского еще ровно никем не только не осмысленного, так и не понятого, не отрефлексированного горького страдания, горя. Сколько их – тех погибших, пропавших без вести, тех погибших в застенках, тех сожженных, тех разорванных взрывами или “просто – банально” расстрелянных, что уже не вернуть никакими стараниями? Сотни тысяч? Или, может, уже миллионы?.. Осторожные ученые - демографы говорят уже о десятках миллионов смертей. Миллионы погибших плюс еще не рожденные люди. Неужели совсем нам чужие? А когда - то в одной стране жили. Даже и не слишком то скверно, хоть об этом нынче вспоминать не принято. Потому что, наверное, стыдно?
Навряд - ли. Теперь многое из нашего старого, прошлого совсем в обществе не принято, дико. Ну, хотя – бы кого – то жалеть. “Жалость унижает…” – повторяли мы когда – то вслед за Горьким, школьным автором “Песен…” “Сокола” и “Буревестника”. После…
После нам объяснили, что это не правильно. Наша “мудрая” интеллигенция из времен “перестройки” и “гласности” упираясь рогом в “начавшееся возрождение духовности”, во все прочие столь же красивые и пустые слова (и все это на фоне уже начавшейся в стране человеческой бойни!) вспоминала не раз и не два формулу Достоевского про “слезинку ребенка”, ругая уже по – последнему тот “октябрь”, ту “совдепию”. А зачем вспоминала? Нам открылось после реформ 1992 – го. Тогда старая “система” рухнула, а новая…Новая была безобразно – ужасна!
Кстати, отнюдь не для всех. Некоторым из “перестроечных прорабов” подарила она право преподавать в захудаленьком американском колледже или даже в университете (заштатном), подарила иметь право штатовский или лучше, “шикарнее” - израильский паспорт - с правом ездить – туда и сюда. “Сбылись мечты идиота” – мне кажется, что так именно говорил в подобных случаях “великий комбинатор” Остап Бендер? А “товарищ” Отелло выражался и еще яснее: “Мавр сделал свое дело. Мавр может теперь уходить.” Кстати, наш “мавр” уже ушел. В том числе – от ответственности за все те совершенные невероятные гнусности.
Самый первый десяток реформенных лет – в 1990 - е (уж, не к ночи будь они теперь и помянуты) вот таких молодцов – “перестройщиков” даже власти и приглашали куда – то. То предстать приглашали перед пьяные очи “гаранта” прям в палаты – в раззолоченный в пошлости, холуйстве азиатки расшаркиваясь - в Кремль. То на радио, то на ти - ви для участия в очередном пропагандистском шоу. Ну там, одобрять, к примеру, хоть бы безумие либерально – погромных реформ или, скажем, приспичит кому “на верхах” очернять и травить -  клеветать на Верховный Совет а потом уж и расстрел поддерживать в октябре  1993 -го. А потом?  А потом надо было толкать и толкать на гору “нашего Бориса Николаевича” говоря без зазрения совести, что де “нет другой альтернативы в стране” и так далее. И все это – очень интеллигентно. С умным видом. С очечками. С блеском в глазах. C философским качанием головкой и заламыванием барских рук на “голубом экране”.
Как “такое” забыть? Я не знаю. Почему - то “за давностью лет” мало кто вспоминает про тот горький позор, про “клеймо иудино” большой части “известной столичной интеллигенции”? Почему? Потому что теперь “за такое” не заплатит никто, да еще даже совести… Впрочем, что там этой самой “смешной” для них “совести”, даже самого элементарного ума в головах у тех самых прежних наших “властителей дум” – ни на грош не осталось. Весь вышел, словно пар в пароходный свисток. 
Некоторые из них до сих пор почему то дивятся говоря ровно так: “Нас народ не читает уже… А почему? Не понятно. Мы ж прежние…”    
- “Потому, что Вы – именно прежние. И что мы насмотрелись на Вас. Знаем, как облупленных, простите. - так ответил бы я этим “товарищам”, а теперь и давно – “господам”  – Не читают? И поделом! Лучше уж и вовсе читать порнографию, но про тело, про блуд и ****ей, а не Вашу траченную ныне молью “порнографию духа”.  Пусть хоть пошлость последнюю, чем, простите, таких негодяев как Вы и таких подлецов!.. Да Арсан с “Эммануэлями” – продолжил бы я – Вас всех много то лучше! Она ж, эта Арсан никакую “гадину давить” не призывала! Что, не помните? Память начисто отшибло? Чай запамятовали, как призывала Парламент законный – Верховный Совет – орган всенародно и демократически избранный раздавить и расстрелять из орудий и танков Ахеджакова Лия Меджидовна – “добрейшей души человек” и актриса, что вот только что отхватила чего – то там за письма к неплательщику налогов Ходорковскому (слышал, что такую байду в “Новом мире” печатают!)… Нет,  уж лучше, простите, пусть хоть Донцову, Маринину и, простите, Акунина народ читает. Вреда меньше, наверное? Пусть писатель не большого ума и таланта сказки для детей – полуврослых - то про “Бешеного”, то про Эраста (Что за имя такое уродское? Само лезет мне в голову наименование мужского сексуального меньшинства…) Фандорина пишет… Не поклонник я “эрастической” прозы. Но такой бред коммерческий все – таки не приводит к кровавым последствиям. А Ваш? Ваш “премудрый” с мыслями “о возрождении” к чему привел? Вы сегодня есть прах и есть тлен. Вы наделали дел – и в кусты убежали. Что: не так? Удивительно, - добавил бы я в завершение - что Вам ровно все это так легко сошло с рук. Да, будь моя воля – я б к кирпичной стеночке иных бы непременно подвел… Что: жестоко? А то, что вокруг двадцать лет – “не жестоко”? Где же Вы, “правдолюбцы” и “правдорубы” прошедших времен, лихо замечавшие во время оно мелкую “соринку” в советском глазу? Нынче Вы не то, что “бревна” и “верблюда”, Вы “кита” не заметили бы…  Где Вы, истерички “огоньковские”? Куда попрятались? Где демагогические “Колеса” да “Взгляды”? Где Вы, столь любимые тогда, а теперь презираемые миллионами Ваших же обнищавших вчерашних читателей евтушенки – коротичи?”
Нет мне ответа. Знаю ясно – всем, кто у корыта сытно чавкает – на “хозяйские порядки” в России негодовательно не хрюкается. Так? Это ж только самым ленивым, самым нерасторопным тогда в 1990 - е и достались от “судьбы – злодейки” экс - советские “подарки” попроще. Ну, машина там заграничная, у кого даже подержанная. Деньги, за то что трусливо и подло сбежали из того Совета и со Съезда до выстрелов. Все забыли?.. Словом, по теперешним нашим “рыночным дням” это так уже смешно и так невероятно  ничтожно.
Да, наш средний российский то “чел” лет так сорока увидал, пережил, перечувствовал ровно “такое”, что, к примеру, живший в первой половине ХХ века европеец увидал, перечувствовал и пережил бы за две Мировые войны! Как стоя над морями из горя, стараний и слез, как возможно каждый Божий день созерцая по ти – ви криминал, катастрофы и смерти, и трупы, не отталкивать хотя б психологически весь этот смертный ужас, непроглядный ад и мрак? Говорят, что всего лишь за месяц средний зритель криминальных программ видит трупов побольше, чем бывалый солдат прошлого, ну к примеру, ХVIII века на войне! Как тут можно не очерстветь? Как душой не истлеть? Не принять, ни осмыслить здоровая психика просто не может “такое”. Ну, никак не возможно, простите. Не в мозги, ни тем более – в душу ты “все это” не всунешь. Просто или с ума сдвинешься, или станешь законченным циником …   
* * *
Да, народ наш черствеет, дичает. И особенно дичает молодежь. Ведь она то уже “в этом - таком” родилась. Она жизни другой – “довоенной” - нормальной не знает. Вот пример.
Был я раз на просмотре в одном киноклубе. Собирается там, в основном, молодежь.  Фильм показывали очень хороший. Фильм кинематографистов ФРГ. Как название? Да, вроде – бы “На краю …”. А чего? То ли “рая”, то ли просто “земли”? Я уже позабыл. Да и это не суть уже важно.
Весь сюжет пересказывать не имеет сейчас ни малейшего смысла. Расскажу только лишь эпизод. Там немецкая девушка (действие развивается в городе Лейпциге) в университетской столовой знакомится с юной бездомной турчанкой. Кстати, зрители знают из фильма, что вот эта турчанка – член марксистской боевой организации борющейся террористически с турецким режимом, политическая беженка, коей на ее родине - в Турции угрожает преследование… У турчанки нет денег и она попросила молодую немку ее накормить. А обед в той столовой стоит три евро. Кстати, это самый дешевый обед в немецком городе (в переводе по нынешнему курсу – это что – то около 120 рублей).
Немка кормит турчанку. Девушки знакомятся и немка приглашает молодую беженку к себе домой. Белокурая студентка из города Лейпциг говорит своей маме про “традиционное немецкое гостеприимство” (русские  считают это качество исключительно своей национальной чертой!), поселяет новую подругу в своей комнате, дарит ей одежду и прочее, прочее… Уточню, что девчонка и мать – люди весьма средних доходов не испытывающие, видимо, огромный избыток денсредств. Тем не менее, они поступают по отношению к сильно и безвыходно нуждающейся иностранке более чем порядочно. Эти немцы предоставляют турчанке и кров, и пищу - абсолютно безвозмездно, только из гуманизма и добросердечия…
- “Ах, какие там добрые люди! – умилилась двадцатилетняя девушка на обсуждении фильма. – Это ж надо – чужого человека – и в дом!”
- “Да, конечно, - заметил я – это только в нашей стране с малолетства внушают, что нельзя говорить с незнакомыми. Люди в этом кино не какие – то сверх меры добрые. Это просто нормальные люди… Если к Вам подходят на улице, просят “закурить” или спрашивают: “как пройти в библиотеку”, наш простой россиянин насмотревшийся всякого ужаса без меры непременно думает, что его решили ограбить или даже убить! За границей к Вам легко могут подойти на улице для проведения, скажем, элементарного социологического опроса. Зачастую вот такие опросы производятся по заказу, скажем, мэрии или иной местной власти прямо на дому у граждан. Для нас это звучит диковато, но там люди впускают в дома и квартиры проводящих такое исследование незнакомых людей. И никто из пускающих не подумает даже, что де это же могут быть убийцы, мошенники, воры, или так воровские наводчики приходили, чтобы высмотреть твое добро, что б потом тебя обокрасть.”
- “Но ведь это и правда опасно. – так сказала она. – Как узнать “кто есть кто”? Неужели вот так и “пускают”? Но это же – глупо…”
- “Про политику в фильме я вообще помолчу… – рьяно встрял молодой человек, чуть брезгливо поморщась.
Сразу было заметно, что молодой человек сильно презирал марксизм, потому участие молодой турчанки в революционном движении, имевшем своей целью социальную справедливость в стране вызывало на его лице только лишь недобрую усмешку.
- “Но, как знать, что тот человек – не маньяк? – снова кто – то заметил. – Да “никак”! Не убьют – так ограбят. – выдохнули тут - же в поддержку -  У нас так – на дороге ржавый гвоздь положи. Отвернись – и гвоздя не будет. Россия…”
- “Маньяки – есть психически больные люди. – сказал я. – Сколько может быть маньяков? Ну, один на несколько сотен тысяч нормальных людей. Более, чем вероятно, что пройдя от рождения и до самой могилы Вы так и не встретите ни одного. Даже в глаза не увидите. Не увидите даже случайно такого больного на улице. Их довольно немного. И мошенников немного, и воров, и тем паче – убийц. Это там, где жизнь более – менее спокойная. Раньше, до начала “перестройки” в многомиллионной Москве происшествие, погоня со стрельбой – были настоящим ЧП. Ну, три раза, примерно, в полгода. Кстати, и работникам милиции в те времена выдавали оружие только на задержание преступника. И никто не считал, что де это “ненормально”. Это было нормально в спокойной, нормальной стране…  Для того, что бы  ловить преступников – продолжал я мысль - существует полиция. Это важно. Но гораздо важнее понимать те причины, что толкают людей  на совершение преступлений, заставляют воровать и мошенничать. Про маньяков я уже говорил – это ненормальные, психически больные люди. 
Да, любая милиция - полиция не идеальна. Не одна страна в мире не была и не есть рай земной. Мир без “оступившихся” граждан и “грешников” люди пока что еще не создали. Тем не менее, надо элементарно стремиться к тому, чтоб хотя бы ровно те, кому общество доверяет охранять порядок и мир, сами бы не становились на путь криминала… Это странно для нас, это даже нелепо и глупо,  но в нормальной и мирной стране большинство простых людей “почему - то” доверяет полиции. Ровно так, как и доверяет друг – другу. В странах Скандинавии на улицах часто оставляют не только велосипеды, но и даже автомобили – незапертыми. Почему? Потому что это – нормально! Это норма, ребята, не быть у себя в стране вором.
Да, в нормальной стране если к Вам вдруг стучит в дверь почтальон, молочник или человек проводящий соцопрос или даже проповедник какой – либо религии, то есть человек Вам чужой – гражданин не подумает, что его пришли грабить и грабить. Точно также, если к Вам стучит полицейский – это нисколько не значит, что Вы чем – то провинились перед властью и за Вами пришли. Может быть работнику полиции надо просто навести какие – то необходимые справки или вдруг ему потребовалась экстренно какая – нибудь срочная помощь от Вас?
Помню, что согласно социологическому опросу от 1989 года проведенному в СССР, около 70 % граждан бывшего Союза доверяли друг – другу. Теперь это – просто невероятно звучит! Но все это – не выдумка, не “пропаганда режима”. Так действительно было. Почему? Потому что доверять – это нормально. Ненормально – не доверять человеку… Кстати, на сегодняшний день 95 % россиян не доверяют уже никому. И это – ужас. 
Сами думайте: перед нами – молодые девушки – студентки. – говорю я опять. - В Западной Европе, и особенно в Германии среди юных и молодых не зазорно считается быть марксистом и коммунистом. В университетах там довольно “левых” интеллектуалов, людей которые рассматривают свои взгляды, как альтернативу фашизму, нацизму и ксенофобии.”
- “Ну, не может быть, чтобы 70 %… – потянули недоверчиво. – Быть такого не может. “В наше время и трава зеленее была, и солнце – краснее.” – это известная песня…” 
Поколение рожденное в “свободной” и “демократической” России, поколение “роковых 1990 - х”, поколение из эпохи “глада и мора”, поколение выросшее под “Пусть говорят” господина Малахова мне не очень то верило. Кто – то хмыкнул презрительно, что я “по - стариковски” приукрашиваю день минувший. А мне… А мне стало по - настоящему страшно. Страшно, когда ясно видишь, когда узнаешь, что элементарные социальные навыки почти начисто утеряны даже в среде интеллектуально развитых ребят и девчат. Почему? Потому что подобные вещи просто “не практикуются” в нашей России, и довольно давно. Страшно от осознания величайшего расчеловечевания нации. Страшно, что мы все – на краю.
На краю ли? Дай Бог. Или мы безвозвратно валимся в бездонную, черную бездну?


Рецензии